Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:51, дипломная работа
Целью дипломного исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и использования важнейших видов природных ресурсов.
4. Использование материала дипломной работы в школьном курсе социально-экономической географии зарубежных стран.
Список таблиц, иллюстраций 2
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические вопросы исследования природных ресурсов 5
1.1 Понятие "природные ресурсы" 5
1.2 Классификации природных ресурсов 8
1.3 Понятие и сущность экономических оценок природных ресурсов. 13
1.3.1 Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов. 14
1.3.2 Экономическая оценка лесных ресурсов. 15
1.3.3 Экономическая оценка сельскохозяйственных (земельных) ресурсов 16
1.3.4 Экономическая оценка водных ресурсов 17
Глава II Экономико-географические особенности размещения и использования важнейших видов природных ресурсов. 21
2.1 Минеральные ресурсы 21
2.1.1 Классификация полезных ископаемых 21
2.1.2 Топливно-энергетическое сырье 23
2.1.3 Нетрадиционные энергоресурсы планеты 30
2.1.4 Металлы. 31
2.2 Агроклиматические ресурсы. 34
2.3 Водные ресурсы. 40
2.3.1 Водохозяйственный баланс и его категории. 41
2.3.2 Мировое водопотребление. 43
2.3.3 Охрана водных ресурсов и рациональное водопользование 47
2.4 Земельные ресурсы. 48
2.4.1 Сельскохозяйственные земли. 50
2.4.2 Агроландшафтные пояса. 55
2.4.3 Прочие земли 59
2.5 Лесные ресурсы мира. 60
2.5.1 Общая характеристика лесов мира. 61
2.5.2 Использование лесов. 66
2.5.3 Поражение лесов в результате загрязнения. 67
2.5.4 Воспроизводство лесных ресурсов 68
2.5.5 Прогнозы состояния лесных ресурсов. 69
Глава III Глобальные проблемы человечества. 71
3.1 Понятие о глобальных проблемах. 71
3.2 Продовольственная проблема. 71
Использование материала дипломной работы на уроках географии в средней школе. 79
Заключение 80
Литература. 84
Тяжелое экономическое положение,
рост внешней задолженности
Использование материала дипломной работы на уроках географии в средней школе.
Материал дипломной работы можно использовать в курсе физической географии 7 класса, а также в курсе социальной и экономической географии мира в 10 классе. В современной школьной программе изучению природных ресурсов уделяется одно из важнейших мест.
В 7 классе, в курсе географии материков при региональном рассмотрении природных ресурсов, материал дипломной работы дает четкие представления о природных ресурсах мира, о их территориальном распространении, объемах, кратности и об основных проблемах их использования.
Более подробно тему дипломного проекта можно использовать при изучении темы «География мировых природных ресурсов. Экологические проблемы» в курсе 10 класса.
По своей сути, целью дипломного проекта является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы исследования природных ресурсов.
Наряду с обязательным курсом изучения природных ресурсов в ходе преподавания школьной географии данный материал можно изучать на спецкурсах, как по географии, так и по экономике.
При изучении географии в школе по этому разделу необходимо воспитывать у учащихся не только экономический, но и экологический подход к вопросам размещения и использования природных ресурсов. Способствовать развитию их творческой деятельности, наибольшей активности на уроках, развитию их географического мышления.
На основании дипломной работы можно показать последствия экологической политики периода перехода к рынку, продемонстрировать экономический спад 90-х годов, рассмотреть экологическую ситуацию в мире.
Заключение
В результате исследования природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства и пространственной дифференциации использования природных ресурсов можно сделать следующие выводы:
1. Во второй половине XX в. потребление природных ресурсов неизмеримо возросло, охватив практически всю сушу и все известные в настоящее время природные тела и компоненты. Научно-технический прогресс непосредственным образом отразился на практике ресурсопользования. Сегодня разработаны технологии таких видов природных богатств, которые до недавнего времени не включались в понятие «природные ресурсы» (например, опреснение соленых морских вод в промышленном масштабе, освоение солнечной и приливной энергии, производство атомной энергии, добыча нефти и газа на акваториях и многое другое).
2. Отражением природного происхождения, с одной стороны, и хозяйственной экономической значимости, с другой, являются классификации природных ресурсов. Наиболее известными из них стали: классификация природных ресурсов по происхождению; по видам хозяйственного использования и по принципу исчерпаемости.
3. Большое значение в освоении природных ресурсов имеют экономические факторы, определяющие рентабельность их хозяйственного использования. В географической литературе оно получило название экономической оценки природных условий и естественных ресурсов. Критерием данной оценки предлагается считать сравнительную экономическую эффективность использования любого источника ресурсов или их территориального сочетания.
4. В результате анализа экономико-географических особенностей размещения и использования важнейших видов природных ресурсов можно отметить следующее: наиболее значимыми природными ресурсами являются минеральные, земельные, агроклиматические, водные и лесные.
4.1. Минеральными ресурсами принято называть полезные ископаемые, извлеченные из недр. Полезные ископаемые - это природные минеральные вещества в земной коре, которые при данном состоянии развития техники могут быть с достаточным экономическим эффектом извлечены и использованы в хозяйстве в естественном виде или после предварительной переработки. Современное мировое хозяйство использует более 200 видов минерального сырья.
4.2. Под агроклиматическими
4.3. Водные ресурсы - это пригодные для употребления пресные воды, заключенные в реках, озерах, ледниках и подземных горизонтах.
4.4. Лесные и земельные ресурсы
являются основой
5. Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производства новых видов природных ресурсов вызывает в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов. Естественные ресурсы в процессе освоения подвергаются более глубокой и комплексной переработке. Однако способ производства, основанный на расширенном материальном воспроизводстве. На получении максимальной сиюминутной прибыли, не учитывает особенностей формирования природных ресурсов, объемов их естественного возобновления и использует в первую очередь наиболее качественные и удобно размещенные запасы.
5.1. В развитых странах наблюдается следующее явление: с одной стороны, увеличилось потребление отдельных видов сырья, с другой - происходит некоторое снижение производства минеральных ресурсов в результате истощения ряда месторождений, консервации стратегически важных разработок полезных ископаемых, ориентации на импорт более дешевого сырья из развивающихся стран. Происходит постоянное удорожание всех видов минеральных ресурсов. Разрабатываются месторождения с низким содержанием полезного вещества в руде, усложняются технология добычи и условия эксплуатации. В условиях жесткого энергетического кризиса эти страны, экономика которых была ориентирована на дешевый источник энергии - нефть, вынуждены были перестроить структуру топливно-энергетического баланса путем увеличения доли угля в энергопотреблении. Более широкое использование угля в качестве энергоисточника, также как и битуминозных сланцев и нефтеносных песков, сдерживается необходимостью проведения природоохранных мероприятий. Однако, несмотря на предпринимаемые меры в ряде стран нередко происходит необратимое нарушение экологического равновесия в природных комплексах. Что касается важнейших металлических руд, то по прогнозам, многие из них будут исчерпаны к середине следующего столетия, и надежд на новые крупные приращения этого сырья мало.
5.2. В глобальном масштабе водных ресурсов пока вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей мирового хозяйства в этом природном сырье. Однако в отдельных регионах дефицит пресных вод ощущается очень остро и заставляет разрабатывать специальные технические способы увеличения их запасов (откачка подземных вод, опреснение морских вод, межбассейновые переброски стока и др.). Резкая напряженность водохозяйственного баланса и кризисные ситуации в водопользовании неизмеримо возрастают в странах с ограниченным водоресурсным потенциалом, где реально отсутствуют свободные водозапасы для разбавления отработанных и очищенных вод. Подобные явления типичны для многих промышленно развитых стран мира, где водопотребление фактически поглощает все водные ресурсы. Такова ситуация в странах зарубежной Европы, во многих районах США. Еще более остро встает проблема водоснабжения в развивающихся странах, в которых часто обнаруживается нехватка качественных питьевых вод, а имеющиеся водотоки и поверхностные водоемы служат коллекторами для сбросов совершенно неочищенных промышленных стоков.
5.3. Ежегодно в воздушную среду с отходящими газами энергетических и промышленных установок, транспортных средств выбрасываются миллионы тонн вредных соединений (SO2, оксидов азота, оксидов тяжелых металлов, фотооксидантов, пыли и т.д.). В воздухе, загрязненном этими соединениями, в следствие ряда химических превращений возникают кислотные осадки. Главные районы распространения их в мире – США, зарубежная Европа, Россия, страны СНГ, Япония, Китай и т.д. В аэрозольном состоянии загрязнители способны переноситься на многие сотни и тысячи километров, поэтому кислотные дожди выпадают не только вблизи источников выбросов, но и в отдаленных районах, расположенных на пути атмосферного потока с загрязненным воздухом. В результате воздействия такого загрязненного воздуха и кислотных осадков отмечается ухудшение качества лесов в различных регионах мира.
5.4. Земли и их почвенный слой
весьма уязвимы при
5.5. По оценкам различных
Литература.
1. Краткая географическая энциклопедия (т. 3).
2. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение, 1984, с. 113
3. Энергетика мира // переводы докл. XII Конгресса МИРЭК. М., 1985.
4. Мир восьмидесятых годов // сб. обзорных статей. Пер. с англ. М.,1989.
5. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира, М.У., 1993.
6. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 1972.
7. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1986.
8. Окружающая среда. Споры о будущем. М., 1983.
9. Бурштар М.С., Львов М.С. География и геология нефти и газа СССР и зарубежных стран. М., 1979.
10. Быховер Н.А. Размещение мировых ресурсов минерального сырья по эпохам рудообразования. М., 1984.
11. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Я.,1995.
12. Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. М.,1997.
13. Воробьев Г.И., Мухамедшин К.Д., Девяткин Л.М. Лесное хозяйство мира. М., 1984.
14. Добрецов В.Б. Освоение минеральных ресурсов шельфа. Л.,1980.
15. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. Споры о будущем. М., 1985.
16. А. Илларионов. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы экономики 2001 №4.
17. В. Марцинкевич. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы / Мировая экономика и международные отношения 2001 №1.
Информация о работе Диплом Природные ресурсы - как основа функционирования мировой экономики