Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:51, дипломная работа
Целью дипломного исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и использования важнейших видов природных ресурсов.
4. Использование материала дипломной работы в школьном курсе социально-экономической географии зарубежных стран.
Список таблиц, иллюстраций 2
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические вопросы исследования природных ресурсов 5
1.1 Понятие "природные ресурсы" 5
1.2 Классификации природных ресурсов 8
1.3 Понятие и сущность экономических оценок природных ресурсов. 13
1.3.1 Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов. 14
1.3.2 Экономическая оценка лесных ресурсов. 15
1.3.3 Экономическая оценка сельскохозяйственных (земельных) ресурсов 16
1.3.4 Экономическая оценка водных ресурсов 17
Глава II Экономико-географические особенности размещения и использования важнейших видов природных ресурсов. 21
2.1 Минеральные ресурсы 21
2.1.1 Классификация полезных ископаемых 21
2.1.2 Топливно-энергетическое сырье 23
2.1.3 Нетрадиционные энергоресурсы планеты 30
2.1.4 Металлы. 31
2.2 Агроклиматические ресурсы. 34
2.3 Водные ресурсы. 40
2.3.1 Водохозяйственный баланс и его категории. 41
2.3.2 Мировое водопотребление. 43
2.3.3 Охрана водных ресурсов и рациональное водопользование 47
2.4 Земельные ресурсы. 48
2.4.1 Сельскохозяйственные земли. 50
2.4.2 Агроландшафтные пояса. 55
2.4.3 Прочие земли 59
2.5 Лесные ресурсы мира. 60
2.5.1 Общая характеристика лесов мира. 61
2.5.2 Использование лесов. 66
2.5.3 Поражение лесов в результате загрязнения. 67
2.5.4 Воспроизводство лесных ресурсов 68
2.5.5 Прогнозы состояния лесных ресурсов. 69
Глава III Глобальные проблемы человечества. 71
3.1 Понятие о глобальных проблемах. 71
3.2 Продовольственная проблема. 71
Использование материала дипломной работы на уроках географии в средней школе. 79
Заключение 80
Литература. 84
Министерство Образования
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Естественно – географический факультет.
Кафедра географии и методики преподавания.
Выпускная квалификационная работа
Природные ресурсы - как основа функционирования мировой экономики.
Выполнил студент V курса естественно – географического факультета Гордин Д.В.
__________________
Научный руководитель,
к.г.н., доцент Королёв М.Г.
Допущена к защите в ГАК
Зав. кафедрой _______________ Пахомов М.М.
«__»________ 2001 г.
Декан факультета _______________ Охорзин Н.Д.
«__»________ 2001 г.
Киров 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Список таблиц, иллюстраций
Введение
Актуальность темы исследования. Гармоничное сотрудничество человека с природой, его разумная общественная деятельность, которая регулирует и контролирует обмен веществ между природой и обществом, стало в современную эпоху одной из актуальнейших задач. Увеличение материальных благ общества, которое сопровождается антропогенным прессингом, привело к серьезному загрязнению окружающей среды. Особенно это заметно в области использования природных ресурсов.
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и в целом экологических проблем перешагнули границы отдельных регионов и приобрели глобальный масштаб. В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств. Поэтому исследование социально-экономических и экологических особенностей использования природных ресурсов мира является в достаточной степени актуальными и важными.
Объектом данного исследования являются мировые природные ресурсы как основа экономического, социального и экологического существования человечества. Выбор объекта исследования можно объяснить следующими обстоятельствами:
1. Высоким современным уровнем использования природных ресурсов отдельными отраслями мировой экономики;
2. Значительным антропогенным прессингом на природные компоненты;
3. Определенной территориальной дифференциацией использования природных ресурсов.
Целью дипломного исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и использования важнейших видов природных ресурсов.
4. Использование материала дипломной работы в школьном курсе социально-экономической географии зарубежных стран.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения. Она содержит 84 страницы машинописного текста, 5 рисунков, 6 таблиц. Список литературы включает 17 наименований.
"Природные ресурсы" - одно из наиболее часто употребляемых в литературе понятий. В Краткой географической энциклопедии под таким термином обозначаются “...элементы природы, используемые в народном хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом тепло и влага), энергия ветра” (том 3, стр.299)
Более общим является определение,
данное А. А. Минцом (1972, с.27):
"естественные ресурсы... тела и силы
природы, которые на данном уровне развития
производительных сил и изученности могут
быть использованы для удовлетворения
потребностей человеческого общества
в форме непосредственного участия в материальной
деятельности .
Природные ресурсы - пространственно-временная категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае если в них возникает потребность. Но потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Например, нефть была известна как горючее вещество еще за 600 лет до н. э., но в качестве топливного сырья в промышленных масштабах ее начали разрабатывать лишь с 60-х годов XIX столетия. Именно с этих пор нефть превратилась в реально доступный для использования энергетический ресурс, значение которого неуклонно возрастало. Однако до второй половины XX в. нефть, залегающая в донных отложениях шельфа Мирового океана, не рассматривалась в качестве ресурса, так как состояние техники извлечения нефти делало невозможной ее добычу на шельфе. Лишь в 1940-х годах впервые на акваториях (озеро Маракайбо в Венесуэле, Каспийское море в СССР) нефть начала разрабатываться в промышленных масштабах, и нефтяные залежи мелководных зон морей и океанов приобрели ресурсное значение.
В первобытнообщинном обществе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весьма скромными и ограничивались охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирательством. Затем возникло земледелие и скотоводство, и, соответственно, в состав природных ресурсов были включены почвенный покров и растительность, служившая кормовой базой для выпасаемого скота. В лесах добывалась древесина для строительства жилищ и для получения дров, постепенно началось освоение полезных ископаемых (угля, руд, строительных материалов), человек научился осваивать энергию ветра и падающей воды. По мере развития производства расширялся не только объем осваиваемых естественных ресурсов, но в хозяйственный оборот вовлекались и новые площади девственной природы.
Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производство новых видов природных ресурсов вызывало в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов. В докапиталистических общественных формациях эти процессы изменения не носили повсеместного характера и концентрировались в отдельных регионах - очагах мировой цивилизации (Средиземноморье, Месопотамия и Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия). И хотя во все времена освоение природных ресурсов человеком носило чисто потребительский, а подчас и откровенно хищнический характер, оно редко приводило к серьезным широкомасштабным экологическим катастрофам. Интенсивность освоения естественных ресурсов и объем природных богатств, вовлекаемых в хозяйственную деятельность, стали резко возрастать в эпоху возникновения и развития капиталистического общественного уклада. Применение машинной техники сопровождалось значительным увеличением объемов извлекаемого сырья (древесины, полезных ископаемых, сельскохозяйственной продукции и т. д.). Одновременно шло освоение новых видов природных ресурсов. Мелиорируются земли, ранее считавшиеся непригодными для распашки (заболоченные, засоленные или страдающие от дефицита влаги), осваиваются новые виды полезных ископаемых (нефть, природный газ, уран, редкие металлы и др.). Естественные ресурсы в процессе освоения подвергаются более глубокой и комплексной переработке (производство нефтепродуктов, синтетических материалов и т.д.). Однако способ производства, основанный на расширенном материальном воспроизводстве, на получении максимальной сиюминутной прибыли, не учитывает особенностей формирования природных ресурсов, объемов их естественного возобновления и использует в первую очередь наиболее качественные и удобно размещенные запасы.
Во второй половине XX в. ресурсопотребление неизмеримо возросло, охватив практически всю сушу и все известные в настоящее время природные тела и компоненты. Научно-технический прогресс непосредственным образом отразился на практике ресурсопользования. Разработаны технологии освоения таких видов природных богатств, которые до недавнего времени не включались в понятие "природные ресурсы" (например, опреснение соленых морских вод в промышленном масштабе, освоение солнечной или приливно-волновой энергии, производство атомной энергии, добыча нефти и газа на акваториях и многое другое). Возникло представление о потенциальных ресурсах или ресурсах будущего.
Большое значение в освоении природных ресурсов имеют экономические факторы, определяющие рентабельность их хозяйственного использования. Так, до сих пор нефть, железомарганцевые конкреции, залегающие на больших глубинах дна Мирового океана, в качестве реальных, доступных ресурсов не рассматриваются, так как их добыча оказывается слишком дорогой и экономически не оправданной.
Далеко не все природные ресурсы "лежат на поверхности" и могут быть легко подсчитаны и учтены. Так, объемы подземных вод, многие виды полезных ископаемых, сырье для разнообразных химических производств определяются и уточняются в результате сложных, часто дорогостоящих научных или технических изысканий. По мере развития научно-технического прогресса наши знания и представления о них становятся более точными. В ряде случаев уже известна технология извлечения или переработки природного сырья, но лишь на стадии экспериментальных, а не промышленных разработок. Так обстоит дело с получением нефти из битуминозных песчаников и сланцев, с широкомасштабным опреснением соленых морских вод. Получаемое при этом сырье слишком дорого и неконкурентоспособно, поэтому невозможно строить экономические расчеты на базе их использования.
Часто потребности в природном
ресурсе полностью блокируются
В связи с двойственным характером понятия "природные ресурсы", отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость - с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.
I. Классификация природных ресурсов по происхождению. Природные ресурсы (тела или явления природы) возникают в природных средах (водах, атмосфере, растительном или почвенном покрове и т.д.) и в пространстве образуют определенные сочетания, меняющиеся в границах природно-территориальных комплексов. На этом основании они подразделяются на две группы: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.
1. Ресурсы природных компонентов. Каждый вид природного ресурса обычно формируется в одном из компонентов ландшафтной оболочки. Он управляется теми же природными факторами, которые создают данный природный компонент и влияют на его особенности и территориальное размещение. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы: 1) минеральные, 2) климатические, 3) водные, 4) растительные, 5) земельные, 6) почвенные, 7) животного мира. Эта классификация широко употребляется в отечественной и зарубежной литературе.
При использовании приведенной
классификации основное внимание уделяется
закономерностям
2. Ресурсы природно-территориальных комплексов. На данном уровне подразделения учитывается комплексность природно–ресурсного потенциала территории, вытекающая из соответствующей комплексной структуры самой ландшафтной оболочки. Каждый ландшафт (или природно-территориальный комплекс) обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов. В зависимости от свойств ландшафта, его места в общей структуре ландшафтной оболочки, сочетания видов ресурсов их количественные и качественны характеристики меняются очень существенно, определяя возможности освоения и организации материального производства. Часто возникают такие условия, когда один или несколько ресурсов определяют направление хозяйственного развития целого региона. Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т.д. На этом основании выделяются природно-ресурсные территориальные комплексы по наиболее предпочтительному (или предпочтительным) виду хозяйственного освоения. Они делятся на: 1) горнопромышленные, 2) сельско- хозяйственные, 3) водохозяйственные, 4) лесохозяйственные, 5) селитебные, 6) рекреационные и др.
Информация о работе Диплом Природные ресурсы - как основа функционирования мировой экономики