Чрезвычайные ситуации природного характера и способы защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

В последние годы для обозначения проблем защиты населения и территорий в мирное и военное время все чаще используется термин «гражданская защита»
Под этим понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.

Содержание

Введение 3
1. Опасное природное явление как источник чрезвычайной
ситуации природного характера, стихийного бедствия 5
1.1. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций 6
1.2.Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций
природного характера 8 2. Важность оказания первой медицинской помощи 17
Заключение 19
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Реферат по природопользованию.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

  
 
 
 
 

Природопользование 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

по  теме: 

  «Чрезвычайные ситуации  природного характера  и способы защиты  населения»   
 
 
 
 

  
 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва,  2010

Содержание 

Введение                                                                                                               3                       

1. Опасное  природное явление как источник  чрезвычайной 

         ситуации природного характера, стихийного бедствия                             5

1.1. Мероприятия  по защите населения от чрезвычайных ситуаций             6                       

1.2.Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций

      природного характера                                                                                  8                                           2. Важность оказания первой медицинской помощи                                     17

Заключение                                                                                                         19

Список  литературы                                                                                            22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Испокон веков, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  была и  ныне остается одной из самых актуальных проблем.

      Сегодня она признана важным элементом обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Это зафиксировано в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 11 ноября 1994 года, № 68-ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, № 28-ФЗ.

      В последние годы для обозначения  проблем защиты населения и территорий в мирное и военное время все чаще используется термин «гражданская защита»

      Под этим понимается комплекс мероприятий  по подготовке к защите населения  и территорий при возникновении  чрезвычайных ситуаций различного характера.

    В Федеральном законе «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

       Защита  населения от опасностей, возникающих  в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий является одной из главных обязанностей руководителей органов власти, объектов экономики, организаций и учреждений, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статья 14 обязывает руководителей «планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций».

       Одним из основных способов защиты и сегодня остается своевременный и быстрый вывоз или вывод людей из опасной зоны, т.е. их эвакуация. Актуальность эвакуации, как способа защиты населения в мирное и военное время не только не снизилась, но и возросла.

       Наше  поколение живет в окружении  постоянных угроз – глобальных и частных, реальных и вымышленных, устойчивых и проходящих. На смену одних приходят другие.

       Стало очевидным, что научно-технических  прогресс не только способствует повышению  производительности и улучшению  условий труда, росту благосостояния разумного общества, но и приводит к возрастанию риска аварий сложных технических систем.

       Число стихийных бедствий, аварий, катастроф, террористических актов в мире, в  том числе и в Российской Федерации, к сожалению, за последние годы не снижается. И готовность всех служб ГО, органов исполнительной власти к проведению эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций остается одной из важнейших проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Опасное природное явление как источник чрезвычайной ситуации природного характера, стихийного бедствия 

    В Российской Федерации продолжает сохраняться  тенденция ежегодного роста числа  чрезвычайных ситуаций, обусловленных  опасными природными явлениями, стихийными бедствиями. Растет ущерб от этих происшествий. Остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения. Наносится вред окружающей природной среде. Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера остается для России весьма актуальной.

      Основными причинами сохранения и усугубления  значительной природной опасности являются:

• увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду, провоцирующего или  усиливающего негативные последствия  опасных природных явлений;

• изменения  некоторых параметров биосферы и  суши;

• нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселения людей в зонах потенциальной природной опасности;

• недостаточная  эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга

окружающей  природной среды, ослабления государственных  систем наблюдения за вулканическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими гелио физическими явлениями;

• низкая достоверность прогнозирования  опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые  из них;

• отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и других защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

• недостаточные  объемы и низкие темпы сейсмологического  строительства, укрепления зданий и  сооружений в сейсмоопасных районах.

    Рост  чрезвычайных ситуаций природного характера в России составляет 6% в год. Стихийные бедствия и опасные природные явления наносят ежегодный ущерб, превышающий 1,5 млрд. рублей, причем в наиболее опасные годы возрастает в три раза.

    В Федеральном законе «О защите населения  и территорий от ЧС природного и  техногенного характера», ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ определяется как «обстановка  на определенной территории, сложившаяся  в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

1.1. Мероприятия по  защите населения от чрезвычайных ситуаций

    Защита  населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС)  предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС.

Комплекс  таких мероприятий включает в  себя:

1) мониторинг и прогнозирование ЧС.; 
2) оповещение населения об угрозе возникновения ЧС.; 
3) инженерную защиту населения и территорий; 
4) подготовку населения к действиям в ЧС.; 
5) эвакуацию населения из опасных районов; 
6) организацию аварийно-спасательных работ.

      Мониторинг  – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны.

      Система мониторинга в своем распоряжении имеет сеть метеорологических, сейсмологических и гидрологических станций, наблюдательные посты.

      Данные  мониторинга и системная информация о различных природных и техногенных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования ЧС, то есть выявления времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

    Система оповещения о Ч.С. предназначена для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения природного стихийного бедствия или производственной аварии.

    Оповещение  населения – заблаговременное предупреждение населения о возможных Ч.С. и о действиях в условиях Ч.С. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также местных систем информации.

      Оповестить  население  – значит предупредить его о надвигающейся чрезвычайной ситуации (наводнении, пожаре, урагане, буре смерче) или другой катастрофе.

      Для этого используются все средства проводной, радио и телевизионной  связи. Время – главный Фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это  решает судьбу людей. Буйство стихии не сокращается, количество аварий и  катастроф не уменьшается и население надо предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях.

    Сигнал  оповещения – сигнал, являющийся командой для проведения мероприятий по защите населения от Ч.С.

    Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий  означают сигнал "Внимание всем!". Услышав такой сигнал, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и прослушать сообщение местных органов власти. Из сообщения вы узнаете о характере Ч.С., а также прослушаете рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

    Инженерная  защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с целью предупреждения Ч.С., то есть строительства убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений.

    Подготовку  населения к Ч.С. ведут на предприятиях, в учреждениях (в том числе в школах на уроках ОБЖ).

    Эвакуация из опасных районов может быть заблаговременной или экстренной (безотлагательной). Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах.

    Аварийно-спасательные работы направлены на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности Ч.С., а также обеспечение жизнедеятельности населения в Ч.С.

    К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных  сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и др.

1.2. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера

       По  своему содержанию чрезвычайные ситуации сильно отличаются друг от друга, поэтому для облегчения задачи их оценки и выбора способов защиты необходимо объединить их по родственным признакам, т.е. произвести классификацию.

       Наиболее  общая классификация осуществляется по сферам возникновения. По этому признаку чрезвычайные ситуации делятся на природные и техногенные.

       В свою очередь природные чрезвычайные ситуации делятся на технологические, метеорологические гидрологические, природные пожары и массовые заболевания.

По  продолжительности  развития и действия различают:

– быстро развивающиеся и кратковременно действующие природные явления, оказывающие преимущественно разрушительное действие на объекты; 
– медленно развивающиеся и продолжительно действующие неблагоприятные природные явления, оказывающие преимущественно парализующее или истощающее воздействие.

По  регулярности действия во времени опасные природные явления делят на:

– регулярно (периодически) действующие, например наводнения, которые происходят приблизительно в одни и те же сроки и могут быть заранее предсказаны; 
– нерегулярно действующие, возникающие в случайный момент времени, например землетрясения, которые предсказать невозможно, и потому они очень опасны.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации природного характера и способы защиты населения