Без нового полигона ТБО курортный сезон на ЮБК не начнется

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:14, доклад

Описание работы

К слову сказать, за решение проблемы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) с воодушевлением берется каждое крымское правительство. Общественности громко озвучиваются планы, порой даже скрепленные договорами о намерениях с иностранными инвесторами, но на деле ничего не меняется. Приходит следующая власть и уже с чистого листа тоже с воодушевлением берется за решение проблемы — и опять ничего. А тем временем полигоны ТБО, расположенные на территории полуострова, уже давно исчерпавшие свой ресурс, коммунальщики продолжают загружать отходами. Дым от мусорных пожарищ не дает жизни жителям близлежащих населенных пунктов и «радует» гостей полуострова. Такие пейзажи характерны практически для всех населенных пунктов, в том числе Южнобережья.

Работа содержит 1 файл

Без нового полигона ТБО курортный сезон на ЮБК не начнется.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Без нового полигона ТБО курортный сезон на ЮБК  не начнется .

обсуждают несколько  проектов, в том числе с участием иностранного капитала. Но если крымская власть продолжит политику: то, что  было до меня, знать не хочу, автономия  рискует утонуть в собственном мусоре.  

Комедия или  фарс? 

К слову сказать, за решение проблемы утилизации твердых  бытовых отходов (ТБО) с воодушевлением берется каждое крымское правительство. Общественности громко озвучиваются планы, порой даже скрепленные договорами о намерениях с иностранными инвесторами, но на деле ничего не меняется. Приходит следующая власть и уже с чистого листа тоже с воодушевлением берется за решение проблемы — и опять ничего. А тем временем полигоны ТБО, расположенные на территории полуострова, уже давно исчерпавшие свой ресурс, коммунальщики продолжают загружать отходами. Дым от мусорных пожарищ не дает жизни жителям близлежащих населенных пунктов и «радует» гостей полуострова. Такие пейзажи характерны практически для всех населенных пунктов, в том числе Южнобережья.

Правда, осенью прошлого года появилась надежда, что  Ялта первой из крымских городов сможет решить мусорную проблему. Местный  полигон ТБО Рескомитет по охране окружающей природной среды закрыл еще в апреле 2007 года, но за неимением  иного места для складирования бытового мусора коммунальщики продолжали пополнять его. Ситуация в районе Большой Ялты, по словам заместителя городского головы Ялты Юрия Кириченко, оказалась критической: полигон существует с 1972

года, причем разрешение облисполкомом на него выдавалось как на временный объект. Оформлением земельного участка под ним горсовет занимался с 1995 года, в мае 2000 года ВР Крыма дала предварительное согласие на отвод его во временное пользование, правоустанавливающие документы Совмин выдал только в 2004 году, но прокуратура опротестовала решение, после чего его пришлось отменить.

Потребовались новые варианты, куда свозить бытовые  отходы. Ялта обзавелась даже мусоросортировочной  станцией и приобрела большегрузные  автомобили, предложив сотрудничество в этой сфере Севастополю, только он от подобной «чести» отказался. В 2007 году в Совмине Крыма придумали вывозить отходы ЮБК в Бахчисарайский район, на территории которого, кстати, должен быть построен мусороперерабатывающий завод. Казалось, вот оно, решение проблемы, но прошло уже несколько месяцев, а местная власть никак не примет решение об отводе участка под полигон. Тогда райгосадминистрация предложила сортировать ялтинский мусор на территории будущего мусороперерабатывающего завода, тем более что он уже скоро должен начать работать. Но тут возникла просто комичная ситуация: спустя почти 5 месяцев после того, как специальная комиссия Совмина во главе с вице-премьером Евгением Михайловым вплотную занялась этой проблемой, оказалось, что мощность бахчисарайского МПЗ, если верить городскому голове Дмитрию Кретову, на привозной мусор никак не рассчитана. По его информации, предприятие способно перерабатывать 450 тыс. куб. м мусора в год, то есть 37 куб. м в месяц, а город сегодня собирает 15 тыс. куб. м плюс 30 тыс. куб. м дает район, то есть при мощности 37 тыс. кубов загрузка ожидается 45 тыс. куб. м даже без ялтинского мусора. О расширении производства речи быть не может: депутаты выделили 5,5 га под предприятие и 2 га добавили под складирование мусора, больше свободных земель в районе не осталось.

Неудивительно, что подобная информация повергла чиновников в шок: в правительстве, конечно, разберутся, кто, когда и кого недопонял. Впрочем, как считает Юрий Кириченко, бахчисарайский МПЗ все равно  не сможет решить проблему утилизации мусора Большой Ялты, ведь мало того, что возить его из одного района в другой накладно, так еще и дороги едва ли выдержат регулярное «патрулирование» тяжелой техники. То есть параллельно нужно решать вопрос о выделении участка под строительство своего полигона. Альтернативы действующему на ЮБК не найти, так что вариантов немного — прибавить прилегающий участок, уже пострадавший от действующего полигона, узаконить это и обустроить, построив на въезде мусоросортировочную и перерабатывающую станции, которые будут прессовать мусор в брикеты и складировать на подготовленном для этого участке. Ялтинский горсовет уже разработал совместно с американским инвестором технико-экономическое обоснование по внедрению этой новой технологии переработки отходов на территории действующего полигона. Как это ни удивительно, даже руководство Ялтинского горно-лесного заповедника согласилось отдать часть земли, раз уж ситуация безвыходная, но против расширения выступает Гаспра, глава которой прослыл ярым борцом за закрытие действующего полигона, ничего, правда, не предлагая взамен. Понимая всю абсурдность ситуации, городской голова Ялты Сергей Брайко заявляет, что курортный сезон в Большой Ялте не начнется, потому что максимум, что способен выдержать закрытый прошлой весной полигон, это месяц-два, не больше. Поэтому Совмин должен принять решение о выделении участка под расширение существующего полигона, разрешив собирать документы для выделения 17,22 га (из которых 7 га под существующим полигоном), ведь расположены они за границами Гаспры, то есть на территории, которой распоряжается крымское правительство. Прошение ялтинских властей находится в Совмине с декабря 2007 г., а республиканские чиновники много говорят на эту тему, но почему-то не торопятся принимать решение — возможно, обращение президента Ющенко поможет ускорить процесс. Но для того чтобы обустроить новую площадку, потребуется 2 — 3 года, в течение которых ялтинский мусор нужно куда-то вывозить. Куда, так и остается вопросом.  

Долой полигоны 

Пока ялтинские  власти бьются за расширение действующего полигона, в Совмине решили, что пора менять стратегию обращения с отходами, отказываясь от полигонов. К слову, нынешний Совмин тоже с воодушевлением занимается проблемой утилизации мусора в Крыму, правда, отбросив все наработки предыдущего правительства. В результате увидела свет новая стратегия обращения с ТБО Крыма на 2007 — 2011 годы. Замминистра экономики Крыма Александр Баланин говорит, что ее изюминка — уход от практики строительства полигонов ТБО, поскольку они не только опасны для экологии полуострова, но будут оставаться источником повышенной экологической опасности, по крайней мере, ближайшую сотню лет. К тому же содержание их очень дорого, да и земли у Крыма слишком мало, чтобы отдавать ее под полигоны. И закапывают на них очень полезный ресурс, который можно получать в результате переработки ТБО: например, постоянный рост цен на энергоносители добавляет привлекательности энергетическим компонентам бытовых отходов. Поэтому в Министерстве экономики решили новую стратегию основать на современных технологиях, которые позволяют полностью перерабатывать бытовой мусор. По расчетам главных экономистов автономии, сегодня тонна крымских ТБО стоит 185 евро, что в пересчете на энергоносители будет уже 250 евро. Александр Баланин говорит, что для Крыма может быть приемлема только такая технология, где минимум остатков после переработки мусора, при этом они биологически и химически инертны. Заниматься этим должны специализированные предприятия, которые планируется разместить в административных границах районов, за исключением, когда завод по переработке мусора сможет обслуживать большую территорию: например, будущий симферопольский МПЗ запланирован из расчета, что на него будут свозиться отходы Симферополя, Симферопольского района и Большой Алушты. При этом МПЗ будут специализироваться на переработке тех или иных отходов: например, в сельской местности ТБО иные, нежели в курортных регионах, и совсем иные, чем в промышленных городах. В зависимости от того, какие отходы, будет выбираться технология. От нее и расстояния, на который нужно везти мусор, будет зависеть стоимость переработки. Кстати, в Германии, с которой Крым собирается дружить в сфере переработки мусора (на последнем заседании Совмина было подписано соглашение между правительством Крыма и компанией Benreg Europе Gmb H), уничтожение тонны бытовых отходов стоит 200 евро, отдельно потребители платят за их сбор.

Но для того чтобы изобрести очередную стратегию, пусть даже она окажется самой  лучшей, потребовалось время, много  времени, которого у Крыма, увы, нет. 
 
 

Информация о работе Без нового полигона ТБО курортный сезон на ЮБК не начнется