Антропогенное воздействие на окружающую среду и здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

Современная экология как наука опирается на широчайший круг знаний. Самые различные отрасли знаний о живой и неживой природе, в том числе о человеке, все больше «экологизируются», т. е. применяют экологические подходы с позиций «объект — окружающая среда». На этом фоне экологические аспекты проникают в очень специальные, традиционно «закрытые», корпоративные сферы (например, в медицину), а также в область общественных, социальных наук. Появляются все новые и новые экологические дисциплины – экология человека, социальная экология.

Содержание

Введение 3
Подходы к определению экологии человека 4
Человек и окружающая среда – проблема адаптации к условиям существования 7
Окружающая среда и здоровье человека – роль природы и технологий 9
Антропогенное воздействие на окружающую среду и здоровье 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Реферат - экология.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Содержание

 
 

 

Введение

     Современная экология как наука опирается  на широчайший круг знаний. Самые различные  отрасли знаний о живой и неживой  природе, в том числе о человеке, все больше «экологизируются», т. е. применяют экологические подходы с позиций «объект — окружающая среда». На этом фоне экологические аспекты проникают в очень специальные, традиционно «закрытые», корпоративные сферы (например, в медицину), а также в область общественных, социальных наук. Появляются все новые и новые экологические дисциплины – экология человека, социальная экология. Смешение понятий приводит к появлению порой экзотических сочетаний – экология духа, экология культуры и т. д.

     Как разобраться в путанице и хаосе  экологических понятий и определений? Что такое экология человека – некая специфическая область знаний, или любой, кто знаком с проблемами общей экологии, может считать себя специалистом и в экологии человека (ведь человек – тоже объект природы)? Разобраться в этом не так просто, даже самые крупные специалисты в этой области признают, что понятийный аппарат экологии человека (как впрочем, и экологии в целом) не до конца сформирован. Попробуем проанализировать мнения и взгляды авторитетных авторов и различных образовательных систем в этой области и на этой основе сформировать представление об экологии человека и ее приоритетах.

 

     

Подходы к определению экологии человека

     Вот точка зрения философа (В. А. Кобылянский): «Сегодня довольно распространено мнение, что вся экология — есть лишь биологическая экология, а других экологий нет и быть не может. Экология человека с этой точки зрения есть раздел биологической экологии как науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. …Многосторонний анализ проблемы приводит нас к выводу о том, что сферу собственно экологического знания образуют, прежде всего, географическая, биологическая и социальная экология как науки о межуровневом взаимодействии. В данную сферу, безусловно, должна быть включена и общая теория экологии, понимаемая как общая теория экологического подхода и экологического взаимодействия (с учётом, разумеется, той или иной, большей или меньшей, конкретной её спецификации). Сюда же входит и экология человека. В отличие от социальной экологии, целью которой является оптимизация взаимодействия природы и общества, экология человека изучает законы, принципы, методы оптимизации способов деятельности людей, взаимодействие её субъективных и объективных факторов. Объектом антропоэкологического исследования является, таким образом, не всякое взаимодействие человеческого организма со средой, а то, которое опосредовано сознательной деятельностью людей».

     Или другой, тоже философский подход, с  социальным акцентом: «Экология человека включает в себя весь спектр природных, социальных, духовных факторов. В экологии человека первостепенное значение имеет здоровая природная среда как естественный фактор обеспечения природного права человека на жизнь (экологически чистые продукты, вода, воздух и др). Все это незаметно, если находится в норме. Поскольку человек не только природное, но и социальное существо, то следующий уровень экологии человека – социально-политический, за ним следует культурологический уровень. Экология человека предполагает защиту от подделок культуры, обеспечение возможностей приобщения человека к подлинным культурным ценностям. В этом плане особенно ответственны средства массовой информации и в первую очередь телевидение. Индивидуальный уровень экологии человека – это защита человека от него самого, его слабостей, лени, невежества. Человек должен научиться жить в гармонии не только с внешним миром (природой, обществом, другими людьми), но и с самим собой. А для этого нужно лучше познать себя, свои возможности. И не только знать, но и научиться управлять, владеть как своим физическим состоянием и здоровьем, так и здоровьем душевным, духовным».

     Приведем  точку зрения заведующего кафедрой экологии человека Московского независимого эколого-политологического университета проф. Б. Б. Прохорова: «Особое положение  в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология, которую можно определить как науку, направленную на познание закономерностей влияния природных, социальных, производственных, бытовых факторов на человеческие общности с целью выяснения последствий этого влияния на жизнедеятельность населения».

     Таким образом, налицо довольно разнообразные  толкования в области экологии человека. Одно из наиболее глубоких и полных определений принадлежит автору методологически важной монографии по теоретическим аспектам экологии НФ. Реймерсу. По Реймерсу, «экология человека – это комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (особи) и личности с окружающей его природной средой; социальная экология – объединение научных отраслей, изучающих связь общественных групп (начиная с семейных и других малых социальных групп) с природной и социальной средой их окружения». Реймерс предлагает, объединив эти две сферы знаний, ввести понятие антропоэкологии (или гомоэкологии). В то же время он не исключает такого подхода, при котором экологию человека рассматривают преимущественно в медико-биологическом ракурсе, а социальную экологию – в социально-экономическом. При этом автор признает, что при любом варианте неизбежно происходит слияние подходов. Это понятно – когда предметом изучения является человек, нельзя разделить медико-биологические и социально-экономические аспекты проблемы человека, речь может идти о преимущественном, преобладающем влиянии того или иного аспекта. В целом речь должна идти о междисциплинарном подходе, однако разные авторы, пишущие на данную тему, так или иначе заостряют внимание на тех сторонах проблемы, которые ближе им профессионально.

     Ярким примером этому является подход к  проблеме представителей медицинской  науки – физиологов, гигиенистов, специалистов в области медицины труда. Авторы учебника по экологии человека академик Н. А. Агаджанян и проф. В. И. Торшин (Московский университет дружбы народов) так определяют экологию человека: «Комплексное изучение человека как научное направление и экология человека, в сущности, одна наука»

     Поскольку человек – мера всех вещей, он должен занять центральное место при  решении важнейших проблем жизни  на земле. В самом общем виде можно  сказать, что экология человека –  это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального объекта со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания». В учебнике этих авторов анализируется состояние окружающей среды, много внимания уделено проблеме ее антропогенного загрязнения. Преимущественно с физиологических позиций обсуждаются механизмы и возможности адаптации человека к условиям различных климатических природных зон и к экстремальным условиям существования. Следует подчеркнуть, что учебник предназначен для студентов медицинских и биологических ВУЗов, а его авторы – известные врачи-физиологи.

     Другой  крупный физиолог, занимавшийся данной проблемой, академик В. П. Казначеев  формулировал определение экологии человека следующим образом: «Экология человека в современном понимании – комплексная системообразующая наука, изучающая закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей населения».

     В некоторых учебных пособиях по экологии человека эта дисциплина рассматривается  в рамках традиционных представлений  гигиены и профилактической медицины. В противовес этому в классической монографии по биологии человека Дж. Харрисона  и соавт. раздел «Экология человека» охватывает такие проблемы, как разнообразие человеческих экосистем, географическое распределение популяций, адаптация к природным условиям существования, типы питания в палеоисторическом аспекте и в связи с ареалом обитания, климатическая адаптация на биологическом уровне, регуляция численности популяций.

     Все перечисленные определения экологии человека и суждения о ее месте  среди других наук отличаются глубиной и всесторонним охватом проблемы, однако все они действуют в  пределах общеэкологических представлений. То, что составляет сущность экологии человека сегодня, является результатом развития оригинальной концепции, которая, как мы увидим позже, действует в рамках новой для нас парадигмы, т. е. новой традиции и, в определенном смысле, нового мышления.

 

     

Человек и окружающая среда  – проблема адаптации  к условиям существования

     На  протяжении своей жизни человек  испытывает постоянное воздействие  разнообразных факторов окружающей среды. Многие из этих факторов, например химические соединения, являются естественными и необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Так, человек не может существовать без кислорода, являющегося необходимым фактором жизнеобеспечения. При снижении содержания кислорода в атмосферном воздухе возникает серьезная угроза жизни. Нарушения обмена веществ и физиологических функций организма возникают и при повышении парциального давления естественных газов атмосферы, например диоксида углерода. Человек регулярно потребляет различные органические соединения и минеральные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, биологически активные вещества, воду. Все они необходимы для организма, поскольку принимают участие в синтезе различных соединений, обеспечивают возможность мышления, движения, роста, приспособления и обезвреживания вредных веществ. Некоторые из потребляемых «топливных молекул» участвуют в построении структур клеток, другие — в обмене веществ и выработке энергии. Однако на планете происходит изменение материального состава окружающей среды, изменяются соотношения газов в атмосфере, природные среды все больше насыщаются новыми опасными, ранее неизвестными веществами, которые также поступают в организм человека. Оценить степень их влияния, выявить и количественно выразить риск, установить нормативы их безопасности – важная задача, решаемая современной наукой.

     Важными действующими факторами являются также  физические факторы. Один из них —  магнитное поле Земли. В подводной  лодке, космическом корабле и  даже в блочном железобетонном доме происходит искажение (частичное или полное экранирование) естественного магнитного поля. Человек как бы недополучает естественное экологическое воздействие. Такое состояние именуется депривацией естественного магнитного поля. В этом случае в организме возможны патологические изменения. Благоприятными в этом отношении являются дома из дерева, кирпича, известняка.

     Важное  значение имеет ионизирующая радиация в рамках естественного фона Земли, которая также представляет собой  экологический фактор, обусловливающий  развитие всего живого. Она ответственна за мутации в генетическом аппарате, это является необходимым условием развития, появления новых признаков, т. е. процесса развития и приспособления видов. С другой стороны, окружающая среда оказывается все больше загрязненной искусственными электромагнитными излучениями и радиоактивными источниками. Это загрязнение не только искажает естественные магнитные поля и уровень радиации, но и количественно значительно превосходит их как по мощности, так и по концентрации (контрастности) в урбанизированных или промышленных зонах.

     Человек – существо всеядное и способное  существовать в самых разнообразных  условиях. Человек живет на планете  в интервале температур от –50 до +50 0С, в аридной зоне, на уровне моря, и в высокогорье, на высоте более 2000 м, где парциальное давление газов заметно снижено. Человек населяет и обустраивает районы Крайнего Севера с его полярной ночью и днем и тропические регионы с высокой влажностью, тропическими ливнями, человек постоянно живет в самых засушливых пустынях с их резко континентальным климатом и в других мало приспособленных для жизни регионах. Конечно, в значительной степени такая возможность заселять самые различные климатические зоны и ландшафты связана с тем, что человек способен создавать для себя искусственную среду обитания, насыщая ее техническими средствами и приспособлениями, делающими его жизнь комфортной и удобной независимо от внешних условий. В то же время среда обитания продолжает предъявлять к человеку разнообразные, порой очень жесткие требования. С развитием технологий эти требования все в большей мере касаются психоэмоциональной сферы человека и в меньшей затрагивают его биологическую, физиологическую сущность. Тем не менее вопрос приспособления основных функций организма к изменяющимся условиям внешней среды по-прежнему остается актуальным. Рассмотрим основные понятия и механизмы, которые лежат в основе такого приспособления.

 

Окружающая  среда и здоровье человека – роль природы и технологий

     Можно сказать, что все болезни человека так или иначе обусловлены или опосредованы внешней средой, т. е. экологическими обстоятельствами. Это вытекает из приведенного ранее перечисления факторов, влияющих на здоровье. Среди них окружающая среда занимает важное место. Если взять в качестве примера наследственные, генетически обусловленные заболевания, которые, казалось бы, целиком зависят от наличия тех или иных дефектных генов, то и в этом случае проявление болезни часто определяется внешними факторами. Генетическая предрасположенность или дефект могут быть скомпенсированы на эпигенетическом уровне, за счет метаболических компенсаторных реакций, а проявление или выраженность заболевания определяется образом жизни, характером питания или степенью функциональной нагрузки на организм. Да и сами генетические дефекты являются результатом мутагенеза, индуцированного факторами внешней среды.

     Если  рассмотреть инфекционные и паразитарные заболевания, то и здесь мы приходим к выводу о весьма существенной роли экологических факторов. С одной  стороны, эти факторы влияют на распространение инфекционного начала, с другой – следует учитывать, что в инфекционном процессе значительная роль принадлежит организму человека, его иммунологической резистентности, которая в значительной степени зависит от влияния неблагоприятных внешних воздействий. Что же касается основных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистая, цереброваскулярная патология, патология желудочно-кишечного тракта, невротические состояния, психические расстройства), то их часто называют болезнями цивилизации, подчеркивая тем самым роль внешней среды в их возникновении и распространении.

Информация о работе Антропогенное воздействие на окружающую среду и здоровье