Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:55, реферат
С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние биосферы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последние десятилетия. По масштабам своего воздействия на природу 6 млрд. наших современников равны примерно 60 млрд. людей каменного века, а количество высво-бождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимой с энергией, получаемой Землей от Солнца. Человек, развивая производство, переделывает природу, приспо-сабливает ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень использования сил природы и загрязнения окружающей среды.
В РФ мониторинг природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляется службами Министерства природных ресурсов, Министерства здраво-охранения, Министерства сельского хозяйства, Росгидромета и других ведомств.
Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации. Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке определяется с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки, который представляет собой совокупность графически представленных данных об экологической обстановке на определенной территории, совместно с картой местности.
При разработке проекта экологического мониторинга необходима информация об источниках поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду, их переносу и ландшафтно-геохимическому перераспределению.
В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.
1. Атмосфера: химический
и радионуклидный состав
2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.
3. Почва: химический
и радионуклидный состав
4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных.
5. Урбанизированная среда:
химический и радиационный фон
воздушной среды населенных
6. Население:
характерные демографические
Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем. Основной принцип организации этого вида мониторинга - природно-экосистемный.
Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются: оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем; выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории.
Мониторинг состояния природных ресурсов.
1. Атмосферный воздух.
Практически не учитывается
2. Водные ресурсы. Мониторинг
водных ресурсов проводится в
рамках Государст-венного
3. Земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как земле-пользователями, так и государственными землеустроительными органами. Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, экономической оценки земель фиксируются в Государственном земельном кадастре.
4. Минерально-сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения специальной службой мониторинга МПР. Су-ществует также мониторинг геологической среды и литомониторинг.
5. Биологические ресурсы.
Ведется постоянный учет охотни
В 1990-е гг. в России создана Единая государственная система экологического мониторинга, которая осуществляет согласованную работу частных систем мониторинга.
Важную роль в повышении эффективности
экологического мониторинга играют
системы автоматического
Важное место в регулировании природопользования занимают экологический аудит и экологическая экспертиза.
Согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды”, экологический аудит (ЭА) – предпринимательская деятельность по осуществлению независимого анализа на основе установленной документации и оценке деятельности хозяйствующих субъектов, способной оказать негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, а также выработке рекомендаций о снижении негативного (вредного) воздействия на природную среду.
Цель экологического аудита:
1. Приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативами;
2. Оптимизация использования
3. Снижение и упорядочивание
энергопотребления, уменьшение
Основные причины проведения экологического аудита: страхование, конкуренция на рынке, приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия могут оказаться завышенными), соблюдение законодательства, комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико-экологических решений до возникновения потерь.
Основные функции
1. Оценка текущей деятельности
компании по экологическому
2. Обеспечение руководства
3. Проверка решений руководства
предприятия по вопросам
4. Укрепление доверия
Формы экологического аудита: обязательный (внешний) проводится по решению органов власти; инициативный (внутренний) проводится по решению руководства.
Экологический аудит в законодательстве
России имеет только одну нормативную
ссылку (отмеченную в законе) – определение
ЭА в ст.1 ФЗ “Об охране окружающей
среды”. Т.е., ЭА – лишь рекомендуемая
процедура и регулируется национальными
стандартами. Однако ГОСТ РИСО 19011-2003 –
Национальный стандарт “Руководящие
указания по аудиту систем качества и/или
систем экологического менеджмента”,
а также стандарты серии ИСО-Р-14000 не включают
в себя конкретную и комплексную программу
ЭА предприятий-
Прежде чем получить лицензию
на природоохранную
Впервые в России Государственные стандарты по системам управления окружающей среды и экологическому аудиту вступили в действие 1.04.1998 г.
Экологическая экспертиза – система комплексной оценки всех возможных экологи-ческих и социально-экономических последствий осуществления проектов, функциониро-вания народнохозяйственных объектов, принятия решений, направленных на предотвра-щение их отрицательного влияния на окружающую среду и рациональное использование ресурсов. Заключение Государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано.
С 1995
г. действует Федеральный закон
РФ “Об экологической экспертизе.
После упразднения
Федеральными законами “Об экологической экспертизе” и “Об охране окружающей среды” установлены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – государственная функция, обеспечивающая право граждан (и общества в целом) на благоприятную окружающую среду, выполняется с целью недопущения или минимизации негативных экологических последствий намечаемой хозяйственной деятельности, обеспечения при ее реализации установленных законодательством экологических требований – норм, нормативов, стандартов.
ГЭЭ проводится:
• экспертными комиссиями, образованными МПР России и экологии и его органами на местах;
• межотраслевыми и экспертными комиссиями, создаваемыми МПР России и экологии совместно с органами Министерства здравоохранения РФ, Госкомитета санитарно-эпидемиологи-ческого надзора РФ, других заинтересованных министерств и ведомств.
Объектами ГЭЭ являются:
• предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории РФ;
• проекты целевых федеральных социально-экономических, научно-технических программ, связанных с воздействием на окружающую природную среду;
• проекты федеральных
• материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятель-ность которых связана с использованием природных ресурсов;
• материалы комплексного экологического
обследования участков территорий для
последующего придания им правового
статуса особо охраняемого
• технико-экономические
• проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;
• проекты прошедшие ГЭЭ
• материалы экологических
Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) – проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
Научная экологическая экспертиза – проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.
Эколого-санитарная экспертиза – изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с ОПС. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия ОС.
Эколого-нормативная экспертиза – проводится для исследования соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества ОПС, ПДК, выбросов, сброс вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества ОС с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.
Эколого-правовая экспертиза – ее объектом является законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции.
Главным объектом государственной экологической экспертизы выступает ОВОС.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процесс выявления и прогнозирования ожидаемого влияния на среду обитания, здоровье и благополучие людей со стороны различных мероприятий и проектов. Согласно ФЗ “Об охране окружающей среды” ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может прямо или косвенно влиять на ОС. Проведение ОВОС необходимо для определения характера и масштабов предстоящих изменений ОС и оценки экологических, экономических и социальных последствий влияния намеченной хозяйственной или иной деятельности, включения мероприятий по предотвращению или смягчений неблагоприятного воздействия на природу.
Информация о работе Анализ и реганализ и регулирование природной среды регулирование природной среды