Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:14, лекция
С целью обобщения и углубления экологических зна¬ний и привития профессиональных навыков рационально¬го использования энергии и материалов в программы сред¬них специальных учебных заведений в соответствии с за¬коном "Об образовании в Республике Беларусь" введен предмет "Основы экологии, рационального природопользо¬вания и эффективного энергосбережения".
Лекция № 1. Введение. Предмет, цели и задачи курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение». Проблемы взаимоотношения человека общества и природы. Влияние среды на здоровье человека
1. Актуальность, цели, задачи, содержание курса.
С целью обобщения и углубления экологических знаний и привития профессиональных навыков рационального использования энергии и материалов в программы средних специальных учебных заведений в соответствии с законом "Об образовании в Республике Беларусь" введен предмет "Основы экологии, рационального природопользования и эффективного энергосбережения".
В процессе изучения предмета будущие специалисты научатся критически анализировать и оценивать собственную производственную и бытовую деятельность с точки зрения рационального природопользования и энергосбережения. Основными задачами курса являются: получение учащимися необходимых знаний об экосистемах, биосфере, источниках и способах получения, распределения, транспортировки и потребления энергии; ознакомление с показателями использования энергии в нашей стране и других странах мира; ознакомление с основными законами и нормативно-правовыми актами по энергосбережению; изучение методов внедрения энергосберегающих технологий; ознакомление с порядком разработки энергосберегающих программ, нормированием топливно-энергетических ресурсов. Для понимания процессов, происходящих в природе, и последствий, которые может повлечь за собой тот или иной вид деятельности, в пособии рассмотрены следующие вопросы:
- основы общей экологии;
- природные ресурсы и основы рационального природопользования, в том числе эффективное использование топливно-энергетических ресурсов;
- классификация вредных антропогенных факторов, воздействующих на окружающую среду; изменение состояния биосферы в результате хозяйственной деятельности;
- основные источники загрязнения окружающей среды;
- основные направления природоохранной деятельности, в том числе принципы организации мало- и безотходных технологий;
- нормирование предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и поверхностные воды;
- современные технологии и техника очистки и обезвреживания газо-воздушных выбросов и сточных вод;
- основные направления переработки и утилизации отходов производства;
- энергосбережение как природоохранная деятельность;
- функционирование органов государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды;
- основные программы и мероприятия по охране окружающей среды;
- структура энергопотребления;
- структура и функционирование топливно-энергетического комплекса республики;
- энергосберегающие технологии в промышленности, , сельском хозяйстве, энергосбережение в быту;
- управление энергосбережением на предприятии;
- возможности использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.
2. Глобальные экологические проблемы.
Бурный рост промышленного производства в XX в. способствовал росту благосостояния людей, но при этом негативно сказался и продолжает сказываться на состоянии окружающей среды. Неблагоприятное влияние на окружающую среду оказывают объекты энергетики, транспорт, химическое производство, сельское хозяйство. Масштабы извлечения полезных ископаемых постоянно возрастают, но потребляется лишь незначительная доля сырья: более 90 % его массы в виде отходов возвращается в окружающую среду. Значительная часть отходов не участвует в круговороте веществ, накапливается и ведет к нарушению экологического равновесия в биосфере. Постоянно расширяется спектр синтезируемых химических соединений (полимеров, моющих и лекарственных средств, пестицидов и т. д.), которые являются чужеродными для биосферы и часто токсичными для живых организмов. В результате комплексного воздействия этих факторов происходит деградация почвы, загрязнение атмосферы и поверхностных вод, сокращаются площади сельскохозяйственных угодий, уменьшаются площади лесов и болот ("легких" планеты), снижается биоразнообразие, истощаются недра. Повышение содержания парниковых газов (углекислого газа, метана, оксидов азота и др.) вызывает климатические изменения (парниковый эффект), оксидов серы и азота - кислотные дожди. Неблагоприятная экологическая ситуация, особенно в городах, отрицательно влияет на здоровье людей.
Все заметнее проявляется дефицит энергоресурсов. Нефтяной кризис 1973-1974 гг. явился сигналом того, что человечество вскоре может оказаться в состоянии, когда невозможно будет вести привычный образ жизни: пользоваться транспортом, электричеством, централизованным отоплением, телевизором, радио и т. д. Дальнейшее развитие производства и увеличение потребления энергии может привести к истощению источников сырья и энергоресурсов, а также к усилению негативного воздействия на окружающую среду. В этом случае человечество окажется в состоянии экологического, сырьевого и энергетического кризисов, т. е. будет не в состоянии удовлетворять свои потребности.
5. Международное сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды.
Для сохранения жизни на планете важно сделать так, чтобы ущерб, наносимый природе деятельностью человека, был сведен к минимуму. Можно сформулировать главные принципы, которыми необходимо руководствоваться человечеству:
- человечество как часть глобальной экосистемы должно считаться с действием объективных законов природы и подчиняться им;
- общество должно отказаться от сугубо потребительского отношения к природе и перейти к партнерским взаимоотношениям с ней;
- человечеству следует научиться жить в условиях ограниченности ресурсов.
Проблема экологического, сырьевого и энергетического кризисов является глобальной, поэтому проведение в жизнь главных принципов, позволяющих предотвратить эти кризисы, возможно лишь, если она будет воспринята на международном, национальном и личностном уровнях.
На уровне мирового сообщества были созданы организации, занимающиеся проблемами взаимодействия-человека и окружающей среды. Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), ее Генеральной Ассамблее, Экономическому и социальному совету (ЭКОСОС), постоянно действующей комиссии ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и другим специализированным учреждениям ООН (по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП, Всемирная организация здравоохранения -ВОЗ, Сельскохозяйственная и продовольственная ООН ФАО, Всемирная метеорологическая организация ООН -ВМО и др.)- Разработаны и приняты программы по охране окружающей среды: Международная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАВ), Программа ООН по охране окружающей среды ЮНЕП, Международная программа по образованию в области окружающей среды и другие международные документы (декларации, конвенции); проводятся международные конференции.
Саммит по проблемам охраны окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) призвал государства разработать Национальную стратегию устойчивого развития. Национальная стратегия - это документ, определяющий те шаги, которые необходимо предпринять государству и обществу, чтобы приблизиться к идеалу устойчивого развития. Устойчивым является такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешних поколений, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять их собственные нужды.
Для поддержания приемлемого экологического состояния и устойчивого энергетического и ресурсного обеспечения на национальном уровне государства пересматривают и корректируют экологическую и энергетическую политику. Создается благоприятная экономическая ситуация для достижения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, финансирования научных разработок, обеспечения и внедрения в энергетику и производство новых технологий. Внедрение современных мало- и безотходных технологий позволяет значительно снизить неблагоприятное влияние на окружающую среду.
Беларусь - одна из первых стран с переходной экономикой, в которой разработана Национальная стратегия устойчивого развития и созданы национальные органы для ее осуществления.
Участие Беларуси в международном сотрудничестве носит разнообразный характер. С 1979 г. Беларусь - член Совета ЮНЕП. Специалисты, ученые и эксперты из Беларуси участвуют в работе общеевропейского Совета по охране окружающей среды, групп экспертов и рабочих групп, которые специализируются на частных проблемах охраны природы. Ведутся исследования по международной программе "Человек и биосфера". В г. Минске в рамках ЮНЕСКО - МАВ состоялся первый Международный конгресс по биосферным заповедникам (1983 г.). После образования СНГ государствами-участниками (в том числе и Республикой Беларусь) было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. Беларусь ратифицировала ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды: Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венскую конвенцию об охране озонового слоя, Конвенцию о биологическом разнообразии, Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Рамочную конвенцию об изменении климата, Конвенцию об охране персонала от ионизирующего излучения, Конвенцию о предотвращении загрязнения морей сбросом отходов и других материалов, Конвенцию о запрете военного использования средств воздействия на окружающую среду, Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и др. Кроме того, Беларусь подписала Декларацию Рио-де-Жанейро по проблемам окружающей среды и развития, Стокгольмскую Декларацию ООН по окружающей среде, Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды.
На личностном уровне важно сформировать экологический образ мышления, экологическое сознание у каждого человека в отдельности. Базовое, или общее, экологическое сознание формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. В создании и развитии партнерских взаимоотношений с природой существенную роль играют сказки, в которых описываются явления природы, пейзажи, а также литературные произведения писателей-натуралистов. Не менее важны экскурсии в мир природы, участие в посадке растений и уход за ними, уход за домашними животными и птицами, воспитание бережного отношения к природе, предметам быта, а также развитие навыков рационального потребления тепловой и электрической энергии, экономного расхода топлива, воды и газа. В старшем школьном возрасте в процессе изучения предметов естественного цикла формируется научно обоснованное экологическое сознание и прививаются навыки рационального использования материалов и энергии. В средних специальных учебных заведениях формируется профессиональное экологическое сознание, позволяющее в конкретной сфере деятельности обеспечивать функционирование производства с минимальным воздействием на окружающую среду и наиболее эффективным использованием сырьевых и энергетических ресурсов.
6.Участие Беларуси в международном сотрудничестве. Национальная стратегия устойчивого развития.
Беларусь - одна из первых стран с переходной экономикой, в которой разработана Национальная стратегия устойчивого развития и созданы национальные органы для ее осуществления.
Участие Беларуси в международном сотрудничестве носит разнообразный характер. С 1979 г. Беларусь - член Совета ЮНЕП. Специалисты, ученые и эксперты из Беларуси участвуют в работе общеевропейского Совета по охране окружающей среды, групп экспертов и рабочих групп, которые специализируются на частных проблемах охраны природы. Ведутся исследования по международной программе "Человек и биосфера". В г. Минске в рамках ЮНЕСКО - МАВ состоялся первый Международный конгресс по биосферным заповедникам (1983 г.). После образования СНГ государствами-участниками (в том числе и Республикой Беларусь) было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. Беларусь ратифицировала ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды: Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венскую конвенцию об охране озонового слоя, Конвенцию о биологическом разнообразии, Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Рамочную конвенцию об изменении климата, Конвенцию об охране персонала от ионизирующего излучения, Конвенцию о предотвращении загрязнения морей сбросом отходов и других материалов, Конвенцию о запрете военного использования средств воздействия на окружающую среду, Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и др. Кроме того, Беларусь подписала Декларацию Рио-де-Жанейро по проблемам окружающей среды и развития, Стокгольмскую Декларацию ООН по окружающей среде, Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды и др.
7.Роль экологического воспитания и образования в природоохранной деятельности.
На личностном уровне важно сформировать экологический образ мышления, экологическое сознание у каждого человека в отдельности. Базовое, или общее, экологическое сознание формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. В создании и развитии партнерских взаимоотношений с природой существенную роль играют сказки, в которых описываются явления природы, пейзажи, а также литературные произведения писателей-натуралистов. Не менее важны экскурсии в мир природы, участие в посадке растений и уход за ними, уход за домашними животными и птицами, воспитание бережного отношения к природе, предметам быта, а также развитие навыков рационального потребления тепловой и электрической энергии, экономного расхода топлива, воды и газа. В старшем школьном возрасте в процессе изучения предметов естественного цикла формируется научно обоснованное экологическое сознание и прививаются навыки рационального использования материалов и энергии. В средних специальных учебных заведениях формируется профессиональное экологическое сознание, позволяющее в конкретной сфере деятельности обеспечивать функционирование производства с минимальным воздействием на окружающую среду и наиболее эффективным использованием сырьевых и энергетических ресурсов.