Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:18, контрольная работа
Экологическое правоотношение, как и любое другое общественное отношение, устанавливается между людьми. Субъектами экологического права признаются лица, являющиеся носителями специальных прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы в зависимости от содержания их экологической правосубъектности.
При разрешении споров Международный экологический суд руководствуется международным правом, национальным законодательством соответствующих стран, судебными и дипломатическими прецедентами.
Разрешение международных экологических споров основано на следующих принципах:
1) разрешения споров мирными средствами (п. 3 ст. 2 Устава ООН);
2) суверенного равенства государств;
3) свободного
выбора средств мирного
4) предотвращения
трансграничного ущерба
5) ответственности за ущерб окружающей среде.
Основанием такой ответственности является нарушение соответствующего международного обязательства. Поскольку в международном праве отсутствуют правовые конструкции, позволяющие оценить причиненный ущерб, институт ответственности носит предупредительный характер.
Правовыми средствами, направленными на предотвращение экологического вреда в международных отношениях, являются:
- предварительная
оценка воздействия на
- обмен
экологически значимой
- заблаговременные уведомления и консультации по поводу деятельности, способной причинить ущерб окружающей среде других государств.
Эколого-правовая
ответственность в
Основанием международно-правовой ответственности является международное правонарушением, под которым понимают деяние субъекта международного права, состоящее в нарушении нормы международного права и международных обязательств, наносящее другим субъектам международного права или всему международному сообществу ущерб материального или нематериального характера.
Международные правонарушения подразделяются на два вида:
1) ординарные правонарушения;
2) международные преступления.
В международно-правовых актах отсутствует перечень составов правонарушений. Данные акты содержат в основном регулятивные нормы, предусматривающие определенные правила поведения. Для возникновения международно-правовой ответственности достаточно самого факта нарушения международного обязательства.
Международно-правовая
ответственность может
Субъектами международно-правовой ответственности являются государства и международные организации.
Ответственность в международном экологическом праве не имеет кодифицированной формы закрепления. Вопросы ответственности регулируются международными соглашениями и договорами.
Основными видами санкций, которые применяются к нарушителям норм международного экологического права, являются:
1) возложение
на государство-
2)применение
потерпевшим государством
3) применение международными организациями экономических санкций в отношении государства-правонарушителя.
Специальным принципом разрешения международных экологических споров, применяемым в сфере деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающей среды, является принцип объективной ответственности. Объективная ответственность применяется в случае, когда ущерб окружающей среде причинен вопреки воле государства, непосредственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности, и несмотря на его стремление обеспечить все необходимые меры безопасности.
Нормы, предусматривающие объективную ответственность, содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности, в международном космическом праве, международном атомном праве, международном воздушном праве и морском праве.
Объективная ответственность государств представляет собой самостоятельный комплекс международно-правовых отношений, основное содержание которых составляет обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возместить причиненный в связи с осуществлением ими правомерной деятельности ущерб и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещения такового.
Таким образом, юридическими предпосылками возникновения объективной ответственности являются:
- международно-правовые обязательства, которыми такая обязанность устанавливается;
- реальный ущерб, вызванный наступлением событий, с которыми международное право связывает наступление объективной ответственности;
- причинная связь между событием и реальным ущербом.
Источником событий, являющихся фактическим основанием объективной ответственности, является непреодолимая сила и случай.
Непреодолимой силой признаются обстоятельства, причины возникновения которых не связаны ни с источником повышенной опасности, ни с деятельностью государства, которое этот источник эксплуатирует (например, землетрясение, цунами и т. д.).
В отличие от непреодолимой силы, случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство лишается возможности контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его оборудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена, несмотря на все принимаемые меры.
В
порядке объективной
Международными обязательствами, предусматривающими объективную ответственность, устанавливаются максимальные пределы возмещения ущерба, что является справедливым распределением риска, связанного с развитием науки и техники.
Существующий
механизм международно-правовой ответственности
в экологических правоотношениях имеет
ряд недостатков: не урегулированы вопросы
определения объема и характера ущерба,
методики его исчисления. Доработка и
кодификация положений о международной
экологической ответственности является
одним из основных направлений развития
международного права.
Задача № 1.
По окончании разработки угольного карьера горнообогатительная фабрика решила использовать карьер для захоронения отходов производства и сброса сточных вод.
Оцените ситуацию и разъясните порядок ликвидации месторождений полезных ископаемых.
Постановлением
Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 г. N 33
утверждена Инструкция о порядке ведения
работ по ликвидации и консервации опасных
производственных объектов, связанных
с пользованием недрами, которая устанавливает
порядок ведения работ по технической
ликвидации и консервации опасного производственного
объекта, связанного с пользованием недрами,
и требования по обеспечению промышленной
безопасности, охраны недр и окружающей
среды, а при консервации - также требования,
обеспечивающие сохранность месторождений
и горных выработок на время консервации.
Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов, связанными с пользованием недрами, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии с приложением 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов, в число которых могут быть включены подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы и т.д.
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" ликвидация и консервация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О недрах" расходы на ликвидацию и консервацию несет государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
В соответствии со статьями 20 и 26 Закона Российской Федерации "О недрах" предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении пользования недрами, а также по инициативе пользователя недр.
При принятии решения о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, организацией учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзора России. Ликвидация горных выработок объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, производится после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.
В
случаях истечения срока
Ликвидация или
консервация объекта
Консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам.
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, и органом государственного горного надзора.