Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:35, реферат
Определяя систему отрасли права, следует обратиться к самому понятию «система». Система представляет собой упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство. Говоря о системе какого-либо социального явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права.
Решение:
В
соответствии с п.7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической
экспертизе» проекты
Задача №2 22.06.2008 года общественная организация «Оберег» провела экологическую экспертизу проекта строительства дома отдыха на территории государственного заказника. Заключение (оно носило отрицательный характер) было подписано руководителем общественной организации и его секретарем. На основании заключения они потребовали в судебном порядке прекратить строительство. Суд удовлетворил требование «экологов».
Застройщик обратился с кассационной жалобой в областной суд с просьбой отменить решение суда первой инстанции.
Имеются ли основания для удовлетворения жалобы? Решите дело по существу. Каковы объекты и порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы?
Объекты экологической экспертизы
Объекты экологической экспертизы установлены в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Государственную экологическую экспертизу проводят на федеральном и региональном уровне. Закон соответственно разграничивает и объекты экспертизы. Критериями отнесения объекта экспертизы к группе объектов федерального либо регионального уровня служат: возможное воздействие на окружающую среду в пределах территории одного субъекта либо двух и более субъектов РФ; утверждение документации и проектов федеральными органами государственной власти либо органами государственной власти субъектов РФ; федеральный либо региональный статус территории.
Федеральный закон предусматривает широкий перечень объектов экологической экспертизы, включающий в себя, например:
1)
проекты законов и нормативных
актов органов исполнительной
власти, реализация которых может
оказать воздействие на
2)
предплановая документация, т.е.
материалы, предшествующие
3)
технико-экономические
4)
документация, обосновывающая соглашения
о разделе продукции, а также
договоры концессии участков
лесного фонда, иные договоры,
предусматривающие
5)
материалы экологического
6)
документация на изменение
7)
материалы, ранее получившие
Федеральным
законом предусматриваются иные
объекты государственной
Порядок проведения экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится исполнителем — Ростехнадзором либо Росприроднадзором. Экспертизу осуществляют в определенном порядке.
1.
Заказчик представляет
2.
Проводится проверка
3.
Заказчик оплачивает
4.
Исполнитель обязан начать
В состав комиссии включают внештатных экспертов, в случаях, установленных нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, проводящего экспертизу. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» определены требования к кандидатуре эксперта, его права и обязанности.
5. Государственная экологическая экспертиза начинается со дня подписания приказа о ее проведении. Срок проведения экспертизы устанавливается в зависимости от сложности объекта и не может превышать шести месяцев. В течение данного срока изучается представленная документация, проводятся заседания экспертной комиссии, готовятся проекты индивидуальных и групповых заключений, затем — проект сводного заключения.
6.
Завершающим этапом экспертизы
являются подписание и
Положительное заключение содержит выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду и возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное
заключение может содержать выводы
о необходимости доработки
В соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы эксперт вправе подписать либо не подписать проект сводного заключения, подготовленный руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии. Однако в случае одобрения проекта квалифицированным большинством (две трети) списочного состава экспертной комиссии, он подписывается членами экспертной комиссии в полном составе. В случае если эксперт не согласен с выводами заключения, он подписывает его с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде отдельного документа и прилагается к заключению.
Заключение экспертной комиссии утверждается приказом соответствующего федерального органа исполнительной власти и приобретает юридическую силу со дня утверждения. Если заключение является положительным, то приказом утверждается срок его действия. Результаты экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке.
Так, например, в Кемеровской области прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту прокладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, в соответствии с которым при воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду права граждан на охрану здоровья не нарушались (что вызывало сомнение). Решением Ленинского районного народного суда г. Кемерово требование прокурора удовлетворено, выводы государственной экологической экспертизы Кемеровского областного комитета по экологии и природным ресурсам признаны незаконными.
Решение:
В
соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ
«Об экологической экспертизе»
Заключение общественной экологической
экспертизы направляется федеральному
органу исполнительной власти в области
экологической экспертизы или органу
государственной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющему
По
части 2 статьи 25 ФЗ «Об экологической
экспертизе» заключение общественной
экологической экспертизы приобретает
юридическую силу после утверждения
его федеральным органом
Поэтому основанием для удовлетворения жалобы является заключение общественной экологической экспертизы не имеющее юридическую силу. Но, так как КоАП РФ не предусматривает ответственность за подобное нарушение Руководитель общественной организации и его секретарь не будут привлечены к административной ответственности за нарушение ФЗ «Об экологической экспертизе». Застройщик вправе требовать с руководителя и секретаря возмещения убытков понесенных в результате неисполнения ими ФЗ «Об экологической экспертизе» (п.1 ст. 34 ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Задача №3 Инженер тарного цеха ООО «Веселей» г.Сургута С.С. Иванов, чтобы скрыть факт простоя вагона с остатками удобрений, дал указание рабочим рассыпать их в овраге, по дну которого течет ручей, впадающий в крупную реку. В результате этих действий была загрязнена акватория этой реки. По оценке экспертов ущерб составил 25 млн. рублей.
К
какому виду ответственности может
быть привлечен С.С.Иванов и организация,
в которой он трудится? Что является
основанием привлечения нарушителя
законодательства об охране окружающей
среды к юридической
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая
ответственность граждан и
Понятие юридической ответственности и условия ее применения
Содержание
юридической ответственности, ее цели
и сущность сложны и многообразны.
С одной стороны, это наказание
(кара) за совершенное экологическое
правонарушение, с другой — лишь
угроза его применения. В последнем
случае она предупреждает
Например, природопользователь, умышленно исказивший или скрывший полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках ее загрязнения, несет административную ответственность в виде штрафа (ст. 8.5 КоАП). Это, однако, не освобождает его от надлежащего исполнения неисполненной обязанности. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной природных ресурсов дает тому или иному лицу предписание, например в форме напоминания о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции). Таким образом, предупреждается совершение экологического правонарушения.
От
предупреждения следует отличать пресечение
экологического правонарушения в стадии
совершения, пока еще имеется возможность
его приостановить, т.е. прекратить
его дальнейшее развитие по указанию
государственных органов
Условия применения юридической ответственности
По
общему правилу юридическая