Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:26, реферат
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.
Введение
1. Понятие правового экологического статуса и источники его формирования.
2. Экологические права граждан.
3. Способы защиты экологических прав.
4. Экологические обязанности граждан.
5. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан
Заключение
Библиографический список
Таким образом, правомерно говорить о специальных экологических обязанностях, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих.
Содержательная
сторона экологических
В первом случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда физическое лицо – предприниматель, у которого решением уполномоченного органа приостановлено действие лицензии на природопользование, должен соблюдать требования, выданного ему предписания и воздерживаться от запрещенных при этом действий.
В свою очередь исполнение обязанностей в форме совершения действия осуществляется, например, при направлении гражданином-предпринимателем платежа за пользование природными ресурсами. Неисполнение таких обязанностей будет влечь за собой конкретные негативные последствия, предусмотренные нормами соответствующих законов.
Установленные в нормативных правовых актах требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер.
Например, ст. 92 Водного кодекса РФ прямо обязывает водопользователей, в том числе и граждан, соблюдать режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства от 23.11.1996.№ 1404. То есть на лицо, хотя и конкретизированное в подзаконном правовом акте, но достаточно ясное (прямое) требование по соблюдению установленного режима.
В тоже время ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Этому праву корреспондирует обязанность физического лица выполнять требования, содержащиеся в предписании.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что круг экологических обязанностей граждан и иных физических лиц достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.). В этом смысле главная задача участников нормотворческого процесса при установлении правообязывающих, ограничительных и запрещающих норм заключается:
- в учете общественной потребности в установлении экологических обязанностей;
- в необходимости четкого формулирования существа экологических обязанностей в целях единообразного понимания их в правоприменительной практике;
- в обеспечении законными, своевременными и адекватными средствами принуждения любого факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.
Целью установления экологических обязанностей является обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Давая
определение экологическим обязанностям
граждан, следует отметить, что это закрепленные
в нормативных правовых актах в форме
запретов, правообязывания и ограничений
и адресуемые гражданам требования, неисполнение
либо не надлежащее исполнение которых
может повлечь за собой негативные для
нарушителей последствия в установленном
законом порядке.
5 РОЛЬ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Особая роль в защите экологических прав граждан отводится Конституционному Суду РФ- судебному органу конституционного контроля, в компетенцию которого входит разрешение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и проверка по запросам конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле (п. «з» ч.1 ст. 3 Федерального конституционного закона РФ от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ»).2
В соответствии со ст. 97 Закона жалоба допустима в том случае, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан.
По итогам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений:
- признать закон либо отдельные его положения соответствующими Конституции РФ;
- признать закон либо отдельные его положения не соответствующими Конституции РФ.
Тогда дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а судебные расходы граждан и их объединений возмещаются ( ст. 100)
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционном не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения, на них основанные, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (ст.79)
Таким
образом, решение Конституционного Суда
РФ позволяет предотвратить массовые
нарушения прав граждан, в том числе и
экологических.
Заключение
Сегодня
в России продолжается кропотливая
работа по кодификации экологического
законодательства - упорядочивается
система существующего
Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.
С начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Её особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.
Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государства всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений.
В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.
Хотя закрепленные в Конституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.
Библиографический список
1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 12.12.1993 г.
2. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЖИВОТНОМ МИРЕ» от 24.04.1995 № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями.
6. ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.12.2007) "О НЕДРАХ"
7. "ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 19.06.2007)
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА" (принят ГД ФС РФ 11.11.1994)
9. ПОЛОЖЕНИЕ О ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОСАХ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.
10. Экологическое право. Курс лекций и практикум. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. 2007 г.
11.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд.-М.: Из-во НОРМА-ИНФРА, 2001.
12.Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебное пособие для студентов .-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003
Информация о работе Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан