Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:01, реферат
Цель работы - рассмотреть явление экологической сертификации производств, которая имеет большое значение в обеспечении благоприятной экологической обстановки и дальнейшего существования нас на этой планете.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается понятие и функции экологической сертификации;
2. описываются нормативные акты в области экологической сертификации;
Введение…………………………………………………………..…..….3
Понятие и функции экологической сертификации….…………...5
Нормативные акты в области экологической сертификации…...9
Направление и объекты экологической сертификации………...12
Органы экологической сертификации…………………………..15
Порядок проведения экологической сертификации………..…..21
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………...30
Наиболее общие требования относительно экологической сертификации установлены также в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг». Причем сертификация продукции, влияющей на состояние окружающей среды, выделена как одно из направлений сертификации.
В целях создания условий, способствующих развитию конкуренции в области сертификации между организациями и предприятиями различных форм собственности, распоряжением Правительства РФ утверждена Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации от 20 февраля 1995 г.*2 В данной Программе предусмотрено, что в рамках федеральной инновационной программы «Сертификация и метрология» предусматривается увеличить сеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволит расширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентную среду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.
Имеется
ряд подзаконных актов, регулирующих
отношения по экологической сертификации.
Это – постановление
Детальное регулирование экологической сертификации на федеральном уровне осуществляется на основе ведомственных актов Государственного комитета по охране окружающей среды (Минприроды РФ). Наиболее значимыми актами являются:
• Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации), утвержденные приказом Минприроды России от 23 января 1995г.;
• Руководящие документы (РД) по природоохранной сертификации. Федеральная система природоохранной сертификации РД 001-93;
•
Перечень нормативно-методической документации,
обеспечивающей процесс проведения
экологической сертификации, включающий:
Основные положения системы
Направления экологической сертификации определены Соглашением о взаимодействии Минприроды и Госстандарта России в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов, подписанным 31 марта и 5 апреля 1993 г., а также Основными направлениями работ по формированию системы экологической сертификации, разработанными в Минприроды России [4].
В область экологической
1. Продукция (в том числе и та, которая сегодня сертифицируется в соответствии с экологическими требованиями в системе сертификации ГОСТ Р, но после создания системы экологической сертификации перейдет в нее).
2. Технологические процессы:
• направленные на добычу и заготовку природных ресурсов;
• связанные с транспортировкой природных ресурсов, продукции и отходов;
•
связанные с хранением
• направленные на извлечение (получение) веществ из природных ресурсов (технологические процессы получения металла в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и т.п.);
• связанные с машиностроением, приборостроением, использующие в качестве сырья продукцию предыдущих технологических процессов;
• природоохранные, направленные на снижение негативных видов воздействий основного производства на окружающую среду.
3. Отходы производства и потребления:
• при добыче и заготовке природных ресурсов;
• в процессе транспортировки природных ресурсов и продукции;
• в процессе хранения природных ресурсов и продукции;
• в основном технологическом процессе переработки природных ресурсов и продукции из них;
•
в природоохранном
4. Природные ресурсы:
• земельные ресурсы;
• водные ресурсы;
•
ресурсы животного и
• ресурсы недр и полезные ископаемые;
5. Объекты окружающей среды:
• охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы, болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий), предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видов природных ресурсов, флоры, фауны и ландшафтов;
• природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования.
6. Экологические услуги:
•
по производству, установке, техническому
обслуживанию природоохранного оборудования,
ремонту контрольно-
• по рекультивации, восстановлению, проведению санационных мероприятий;
• по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации, экологическому аудированию.
При
составлении или уточнении
Так, по решению правительства Москвы одним из объектов обязательной экологической сертификации являются автотранспортные средства юридических лиц в части соблюдения ими требований стандартов по токсичности и дымности отработавших газов.
Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.
С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управление экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов.
Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г., предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:
• разработку и пересмотр нормативных документов, подготовку законопроектов и предложений о пересмотре действующих законодательных актов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей среды;
• обеспечение функционирования системы государственного метрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;
• организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.
Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:
• органы по экологической сертификации;
•
испытательно-аналитические
Возглавляет
систему органов
• определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводится экосертификация;
•
аккредитует органы по экосертификации
и испытательно-аналитические
• ведет Реестр системы экологической сертификации;
• устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации и правила его применения;
• устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;
•
рассматривает апелляции по результатам
экосертификации и
• обеспечивает участников системы экологической сертификации и заинтересованные организации информацией по экосертификации;
• взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении к международным системам и соглашениям по экосертификации;
• обеспечивает принятие в установленном порядке решений о признании экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;
• осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;
•
осуществляет координацию работ
в системе экологической
Для
выполнения названных функций
При этом Руководящий комитет по экосертификации призван вырабатывать общую политику по развитию и совершенствованию системы экологической сертификации в стране и подготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целей сертификации.
Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемая из представителей соответствующих подразделений Госкомэкологии России и органов государственного контроля и надзора других организаций в соответствии с их специализацией, аккредитованных органов по экосертификации, выполняет следующие функции:
• обоснование выбора и организация разработки проектов нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная экосертификация;
• рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов, устанавливающих экологические требования и правила процедур этой сертификации для отдельных групп объектов;
• взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации при Госстандарте России;