Процедура экологической сертификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть явление экологической сертификации производств, которая имеет большое значение в обеспечении благоприятной экологической обстановки и дальнейшего существования нас на этой планете.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается понятие и функции экологической сертификации;
2. описываются нормативные акты в области экологической сертификации;

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….3
Понятие и функции экологической сертификации….…………...5
Нормативные акты в области экологической сертификации…...9
Направление и объекты экологической сертификации………...12
Органы экологической сертификации…………………………..15
Порядок проведения экологической сертификации………..…..21
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Экосертификация.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

       Наиболее  общие требования относительно экологической  сертификации установлены также  в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг». Причем сертификация продукции, влияющей на состояние окружающей среды, выделена как одно из направлений сертификации.

       В целях создания условий, способствующих развитию конкуренции в области  сертификации между организациями  и предприятиями различных форм собственности, распоряжением Правительства РФ утверждена Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации от 20 февраля 1995 г.*2 В данной Программе предусмотрено, что в рамках федеральной инновационной программы «Сертификация и метрология» предусматривается увеличить сеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволит расширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентную среду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.

       Имеется ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по экологической сертификации. Это – постановление Правительства  РФ от 27 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных  объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии»; «Порядок проведения сертификации продукции», утвержденный постановлениями Госстандарта России от 1 декабря 1993 г. и от 21 сентября 1994 г.; Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца, утвержденное постановлением правительства Москвы от 18 июня 1996г.

       Детальное регулирование экологической сертификации на федеральном уровне осуществляется на основе ведомственных актов Государственного комитета по охране окружающей среды (Минприроды РФ). Наиболее значимыми актами являются:

       • Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации), утвержденные приказом Минприроды России от 23 января 1995г.;

       • Руководящие документы (РД) по природоохранной  сертификации. Федеральная система  природоохранной сертификации РД 001-93;

       • Перечень нормативно-методической документации, обеспечивающей процесс проведения экологической сертификации, включающий: Основные положения системы экологической  сертификации; Положение о головном органе по экологической сертификации; Порядок проведения экологической сертификации; Положение о порядке выдачи экологических сертификатов; Положение о территориальных органах по экологической сертификации и порядок их аккредитации; Положение об испытательных лабораториях (центрах) и порядок их аккредитации; Положение о государственном реестре по экологической сертификации, порядок формирования и правила его ведения; Положение о знаке соответствия на экологическую безопасность; Номенклатура первоочередных объектов экологической сертификации; Оценка критериев экологической безопасности объектов экологической сертификации и пакет нормативных документов, содержащих количественные показатели этих критериев [1].

 

  1. Направление и объекты экологической  сертификации
 

       Направления экологической сертификации определены Соглашением о взаимодействии Минприроды и Госстандарта России в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов, подписанным 31 марта и 5 апреля 1993 г., а также Основными направлениями работ по формированию системы экологической сертификации, разработанными в Минприроды России [4].

         В область экологической сертификации  входят:

       1. Продукция (в том числе и та, которая сегодня сертифицируется в соответствии с экологическими требованиями в системе сертификации ГОСТ Р, но после создания системы экологической сертификации перейдет в нее).

       2. Технологические  процессы:

       • направленные на добычу и заготовку природных ресурсов;

       • связанные с транспортировкой природных  ресурсов, продукции и отходов;

       • связанные с хранением природных  ресурсов, продукции и отходов;

       • направленные на извлечение (получение) веществ из природных ресурсов (технологические процессы получения металла в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и т.п.);

       • связанные с машиностроением, приборостроением, использующие в качестве сырья продукцию  предыдущих технологических процессов;

       • природоохранные, направленные на снижение негативных видов воздействий основного производства на окружающую среду.

       3. Отходы производства  и потребления:

       • при добыче и заготовке природных  ресурсов;

       • в процессе транспортировки природных  ресурсов и продукции;

       • в процессе хранения природных ресурсов и продукции;

       • в основном технологическом процессе переработки природных ресурсов и продукции из них;

       • в природоохранном технологическом  процессе, направленном на снижение негативных видов воздействия основного  производства на окружающую среду.

       4. Природные ресурсы:

       • земельные ресурсы;

       • водные ресурсы;

       • ресурсы животного и растительного  мира;

       • ресурсы недр и полезные ископаемые;

       5. Объекты окружающей  среды:

       • охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы, болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий), предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видов природных ресурсов, флоры, фауны и ландшафтов;

       • природные объекты, предназначенные  для хозяйственного использования.

       6. Экологические услуги:

       • по производству, установке, техническому обслуживанию природоохранного оборудования, ремонту контрольно-измерительных  приборов природоохранного назначения;

       • по рекультивации, восстановлению, проведению санационных мероприятий;

       • по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации, экологическому аудированию.

       При составлении или уточнении состава  объектов для экологической сертификации по каждому ее направлению должен быть установлен перечень соответствующих этим объектам природоохранных нормативных документов (ПНД), содержащих экологические требования, соответствие которым будет доказываться при проведении экологической сертификации этих объектов согласно определению понятия «экологическая сертификация соответствия».

       Так, по решению правительства Москвы одним из объектов обязательной экологической  сертификации являются автотранспортные средства юридических лиц в части  соблюдения ими требований стандартов по токсичности и дымности отработавших газов.

 

  1. Органы экологической сертификации
 

       Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

       С учетом роли Госстандарта России в  сертификации Главное управление экономики  природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с  предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов.

       Соглашение  о взаимодействии, подписанное в  апреле 1993 г., предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:

       • разработку и пересмотр нормативных  документов, подготовку законопроектов и предложений о пересмотре действующих  законодательных актов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей среды;

       • обеспечение функционирования системы  государственного метрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;

       • организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.

       Существует  достаточно развитая система органов  экологической сертификации, включающая:

       • органы по экологической сертификации;

       • испытательно-аналитические лаборатории (центры).

       Возглавляет систему органов Государственный  комитет РФ по охране окружающей среды, который:

       • определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводится экосертификация;

       • аккредитует органы по экосертификации  и испытательно-аналитические лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;

       • ведет Реестр системы экологической  сертификации;

       • устанавливает Знак соответствия системы  экологической сертификации и правила  его применения;

       • устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;

       • рассматривает апелляции по результатам  экосертификации и аккредитации;

       • обеспечивает участников системы экологической  сертификации и заинтересованные организации  информацией по экосертификации;

       • взаимодействует с зарубежными  и международными организациями  по вопросам экосертификации, принимает  решения о присоединении к  международным системам и соглашениям  по экосертификации;

       • обеспечивает принятие в установленном  порядке решений о признании  экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

       • осуществляет функции органа по экосертификации  при его отсутствии;

       • осуществляет координацию работ  в системе экологической сертификации и по ее взаимодействию с другими  системами сертификации.

       Для выполнения названных функций Госкомэкология России создает ряд специальных  подразделений: Руководящий комитет  по экосертификации, Научно-техническую  комиссию по экосертификации, Научно-методический центр системы экологической  сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координации их работы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другие исследовательские и испытательные организации.

       При этом Руководящий комитет по экосертификации  призван вырабатывать общую политику по развитию и совершенствованию системы экологической сертификации в стране и подготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целей сертификации.

       Научно-техническая  комиссия по экосертификации, формируемая  из представителей соответствующих  подразделений Госкомэкологии России и органов государственного контроля и надзора других организаций в соответствии с их специализацией, аккредитованных органов по экосертификации, выполняет следующие функции:

       • обоснование выбора и организация  разработки проектов нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная экосертификация;

       • рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов, устанавливающих  экологические требования и правила  процедур этой сертификации для отдельных групп объектов;

       • взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации при Госстандарте России;

Информация о работе Процедура экологической сертификации