Природные объекты, как объекты экологических правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Данная тема является инструментом понимания экологического права в целом и необходимым способом восприятия корректной общеправовой информации о природных объектах, как объектах экологических правоотношений. Естественно, что тема экологии является чрезвычайно актуальной для современного мира, поэтому рассмотрение природных объектов, а они являются важнейшими воплощениями взаимодействия права и природы, в качестве темы реферата представляется мне наиболее насущным и интересным в данный момент.

Содержание

Введение
Понятие природных объектов
Общие положения о собственности на природные объекты в РФ
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Право частной собственности на природные ресурсы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Законодательная база РФ в течение последних 20 лет сознательно  изменялась в процессе законотворчества, чтобы как можно более адекватно отражать потребности рыночной экономики и конкурентоспособности на мировом природо-ресурсном рынке. И, пожалуй, РФ можно назвать лидером по экспорту сырья и предоставлению своих пустующих и соответственно открытых для международного бизнеса сельскохозяйственных площадей. Таким образом, ведется политика, которая позволит в кратчайшие сроки и с наименьшими производственными затратами использовать экологический и ресурсный потенциал страны без значительных государственных затрат.

Однако ряд исследователей считают, что подобная государственная политика, хоть и связана с продолжающейся модернизацией «рыночности» экономики, но уже выходит за грань допустимого в контексте общественных интересов. В связи с чем в общественном мнении и среди ученых, занимающихся вопросами природопользования, создалась концепция принципиально иных основ взаимодействия права и природы. Данная тематика является чрезвычайно актуальной, скорее даже насущной. Ведь согласно прогнозам футурологов в скором будущем мировую экономику ожидают серьезные изменения, которые будут напрямую связаны с эффективным использованием государствами своих природных богатств с целью сохранить свое положение на мировой арене.

Очевидно, что сейчас в РФ существует ряд проблем связанных  с корректным правовым регулированием природопользования на благо общества. И соответственно правовой режим природы должен быть таким, чтобы, удовлетворяя некий оптимальный объем потребностей человека, природа сохранялась в благоприятном состоянии. Институт же частной собственности на землю только усугубляет существующее положение.

С учетом места человека в природе, особой роли природных  ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих  поколений предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния.

 Понятие природных ресурсов как общественного достояния может на первый взгляд ассоциироваться с понятием общенародной собственности на природные ресурсы, или всенародного достояния. Закрепленная в таком виде в советских конституциях и иных социалистических законах, общенародная собственность была ни чем иным, как идеологическим штампом, лозунгом, не имеющим юридического смысла, являясь в действительности той же государственной социалистической собственностью со всеми вытекающими из этого последствиями. Для дальнейшего успешного развития российского государства необходимо разработать концепцию общественного достояния, которая должна иметь определенное юридическое значение в смысле наличия правовых гарантий того, что, реализуя полномочия по распоряжению природным ресурсом, его собственник обязан учитывать, в какой степени это соответствует общественным интересам.6

Хотя нельзя исключать и элементы частной собственности из порядка пользования природными ресурсами, в связи с чем необходимо создать единый государственный орган контроля, который объединил бы в себе, множество существующих в настоящий момент природоохранный агентств и ведомств. Причем немаловажным является его открытость и прозрачность процедур для социального контроля в лице общественных организаций.

Таким образом, в настоящее  время назрел вопрос о масштабном изменении отношения к природопользованию. Существует риск потерять контроль над богатейшими ресурсами нашей страны, и поэтому в качестве одного из способов предотвратить столь плачевный итог, может служить масштабная реформа природно-ресурсного законодательства, в частности в сфере права собственности на природные ресурсы в Российской Федерации.7

 

Заключение

 

В ст. 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы  могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.8

Специфические отношения  собственности на конкретные природные  ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.

Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода.

Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране.

Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого  труда, в связи с чем количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Эти ограничения заключаются в следующем: устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды; вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.); имущество может обременяться публичными и частными сервитутами; ограничивается оборотоспособность природных объектов.

Кроме того, стоит отметить, что современное состояние природных объектов как в контексте их включенности в экологические правоотношения и экономику государства в качестве элементов частной собственности, так и законотворческая деятельность государства, посвященная данной тематике, дает юристам и ученым правоведам достаточно вопросов для изучения и модернизации законодательства для достижения наилучшего правового регулирования экологических правоотношений, связанных с природными объектами, в частности с природными ресурсами и землей.

 

 Список литературы.

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (в ред. законов от 30.12.2008 №7 ФКЗ), Новосибирск,:Сибирское университетское издание – 2009
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями от 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля, 19 октября, 21, 28, 30 ноября, 6 декабря 2011 г.)
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г.)
  4. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 125 с.
  5. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учеб./ М.М. Бринчук. – 2-е перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 352 с.
  6. Экологическое права: Учебник/под ред. С.А. Боголюбова - 2-е изд., перераб. и дополн., - М.: Издательство Юрайт, 2011 – 47 с.
  7. Сосна С.А., О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2
  8. Юдин И.А., Актуальные проблемы и концепции осуществления права собственности на природные ресурсы в Российской Федерации.// Сборник работ научной студенческой конференции "Тенденции и перспективы развития правовой системы РФ" ЛГПУ - 2011

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 (в ред. законов от 30.12.2008 №7 ФКЗ), Новосибирск,:Сибирское университетское издание – 2009

2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г.)

3 Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 125 с.

4 Экологическое права: Учебник/под ред. С.А. Боголюбова - 2-е изд., перераб. и дополн., - М.: Издательство Юрайт, 2011 – 47 с.

5 Бринчук, М.М. Экологическое право:Учеб./ М.М. Бринчук. – 2-е перераб. и доп. – М:Юристъ,2005. – 352 с.

6 Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2

7 Юдин И.А., Актуальные проблемы и концепции осуществления права собственности на природные ресурсы в Российской Федерации.// Сборник работ научной студенческой конференции "Тенденции и перспективы развития правовой системы РФ" ЛГПУ 2011

8 Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями от 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля, 19 октября, 21, 28, 30 ноября, 6 декабря 2011 г.)


Информация о работе Природные объекты, как объекты экологических правоотношений