Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:38, доклад
Термин “экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле.
Термин “экология»
был введен немецким биологом-эволюционистом
Э. Геккелем для обозначения специальной
биологической науки о
Экологическое право - это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.
Важной предпосылкой
формирования и становления экологического
права в качестве самостоятельной
отрасли российского права с
точки зрения общей теории права
является наличие обширного и
кодифицированного
В настоящее
время в Российской Федерации
механизм регулирования охраны окружающей
среды реализуется недостаточно
эффективно. Одной из причин этого является
то, что в законодательстве принципы защиты
экологии только декларируются. Для преодоления
указанного пробела депутатами Государственной
Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими
общественными объединениями, отдельными
учеными, специалистами в сфере экологического
права предлагается принятие ряда законодательных
актов, направленных, в частности, на регулирование
экологического аудита и обязательного
экологического страхования. По идее разработчиков
законопроектов это должны быть специальные
федеральные законы, которые будут иметь
свой отдельный, узкоспециальный предмет
правового регулирования.
1.
Понятие и предмет
экологического права
Экологическое
право как отрасль права
Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.
Экологические общественные отношения:
1) носят исторический характер. Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества.
2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении.
3) имеют особый
субъективный состав: во всех
экологических отношениях
4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:
а) сохранение природных объектов. б) улучшение природных объектов.
в) восстановление
нарушенных природных объектов. Таким
образом, экологические
общественные отношения
-это исторически
обусловленные общественные отношения,
направленные на сохранение, восстановление
и эффективное использование искусственных
экосистем и других материальных объектов
в целях максимального обеспечения сохранности
окружающей среды в интересах настоящего
и будущего поколений людей. Предметом
экологического права являются складывающиеся
в сфере действия эколого-правовых норм,
исторически обусловленные экологические
отношения между физическими и юридическими
лицами, при обязательном участии государства
по эффективному использованию природных
объектов в целях максимального обеспечения
сохранности окружающей среды. Под окружающей
средой в данном случае понимается биосфера,
служащая условием, местом и средством
жизни человека и других живых организмов;
в широком смысле она включает в себя природу
как систему естественных экологических
систем и окружающую среду как преобразованную
в результате деятельности человека часть
естественной среды. Таким образом экологическое
право предстает комплексной отраслью,
чей предмет отличается от предметов смежных
отраслей более широким кругом регулируемых
общественных отношений и иным их качеством.
2. Метод правового регулирования экологического права
Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:
1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:
1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”)
2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.
3) закрепление
в законодательстве круга
4) четкая регламентация
правил экологопользования, которые
обуславливаются спецификой
5) установление
юридической ответственности
2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.
Государственное
управление в области охраны окружающей
среды осуществляется федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными
в порядке, установленном Конституцией
РФ и федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О
специально уполномоченных органах Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды» установлено, что Министерство
природных ресурсов Российской Федерации
и его территориальные органы являются
специально уполномоченными государственными
органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды и в
пределах своей компетенции координируют
деятельность специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной
среды и их территориальных органов, осуществляющих
эти функции в соответствующих сферах
управления: Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации, Федеральной службы
земельного кадастра России, Государственного
комитета Российской Федерации по рыболовству,
Федеральной службы геодезии и картографии
России, Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, а также других
федеральных органов исполнительной власти
и их территориальных органов, которые
в соответствии с законодательством Российской
Федерации решают вопросы в области охраны
окружающей природной среды по согласованию
или совместно со специально уполномоченными
государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды.
3.
Источники экологического
права
Под источниками экологического права понимается совокупность нормативно-правовых акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения (отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы)1.
К источникам любой отрасли права, в том числе и экологического, предъявляются следующие основные требования:
- они должны
иметь установленную законом
документальную форму (
- они должны
быть приняты уполномоченными
на то органами государства
или иными органами и
- они должны быть приняты в условиях установленной законом процедуры (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, обычный федеральный закон, регистрация ведомственных актов в Минюсте РФ и т.д.);
- они должны иметь нормативный характер и распространяться на неопределенный круг субъектов правоотношений и др.
В то же время, источники экологического права имеют и свои особенности.
К числу таких особенностей В.В. Петров относит2:
- значительный «вес» среди них имеют законы по сравнению с другими формами права;
- наличие среди
них большого числа так
- значительная
роль среди них принадлежит
международно-правовым актам,
Информация о работе Предмет и источники экологического права