Правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 20:34, реферат

Описание работы

Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
- приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
- соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
- сочетание национальных и международных интересов в области окружающей среды;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
ГЛАВА 2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды
ГЛАВА 3. Система государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

реф эк.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

      ГЛАВА 1. Понятие государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

      ГЛАВА 2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды

      ГЛАВА 3. Система государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей среды

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     ВВЕДЕНИЕ

    Основные  направления и принципы экологической  политики Республики Беларусь определены законодательными актами в этой области.

    Основу  законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

    - Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55);

    - Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.

    - Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды»; «О государственной экологической экспертизе»; «Об особо охраняемых природных территориях и объектах»; «Об охране и использовании животного мира»; «Об охране атмосферного воздуха»; Кодекс Республики Беларусь о земле; Водный кодекс Республики Беларусь; Кодекс Республики Беларусь о недрах; Лесной кодекс Республики Беларусь и другие.

    Критериальными  составляющими законов в области  охраны окружающей среды являются следующие положения:

     - государственная собственность  на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность  передачи их в соответствии  с действующим законодательством  в постоянное или временное  пользование юридическим или  физическим лицам (исключение составляет земля, которая для определённых целей может передаваться и в частную собственность);

     - система государственного контроля  за состоянием природной среды  и рациональным использованием  природных ресурсов;

     - обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых объектов хозяйственной и иной деятельности;

     - платность природопользования;

     -система мер финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей.

    Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды  являются:

     - приоритет охраны жизни и  здоровья человека в сравнении  с другими целями природопользования, обеспечение прав граждан на  благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;

     - соблюдение требований законодательства  об охране окружающей среды; 

     - научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов общества;

     - сочетание национальных и международных  интересов в области окружающей среды;

     - рациональное использование природных  ресурсов с учетом возможностей  окружающей среды, необходимость  воспроизводства природных ресурсов  и недопущение необратимых последствий  для окружающей среды и здоровья  человека;

     - гласность в работе, тесная связью с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Понятие управления природопользованием и охраной

    окружающей среды

    Управление  в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    А.Н. Крамник рассматривает государственное  управление как отдельный вид государственной деятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью, прокурорским надзором. Государственное управление осуществляется государственными органами, и в первую очередь органами государственного управления (исполнительной власти). Оно имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным.

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды. Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

    Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды характеризуется следующими чертами:

    • исполнительно-распорядительным характером деятельности государственных органов;
    • направленностью не только на практическое исполнение нормативных правовых актов, но и на нормотворческую деятельность;
    • деятельностью по регулированию специфических отношений, т.е. отношений в области природопользования, воспроизводства, охраны окружающей среды;
    • деятельностью специально уполномоченных органов.

    Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды С.А. Балашенкой рассматривается  как самостоятельный и специфический  институт права, который в различной  степени входит или тесно соприкасается  с другими отраслями.

    Управление  в рассматриваемой области базируется на определенных принципах:

    • обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду;
    • сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;
    • подконтрольность органов государственного управления;
    • гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления;
    • ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды;
    • информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;
    • научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.
 

 

     ГЛАВА 2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды

    Механизм  государственного управления природопользования и охраны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление.

    Методы  управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды.

    Методы  делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами и т.п.).

    Форма управления природопользования и охраны окружающей среды – юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты.

    В качестве форм управления выступает  правотворческая, правоприменительная  и правоохранительная деятельность государства.

    Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

    - создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

    - подзаконное нормотворчество;

    - координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

    - распоряжение (управление) природными ресурсами;

    - планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

    - экологическое нормирование;

    - экологическая экспертиза;

    - экологическое лицензирование;

    - экологическая сертификация;

    - экологический аудит;

    - наблюдение за состоянием окружающей среды;

    - учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

    - экологическое воспитание и образование;

    - контроль за использованием и охраной объектов природы;

    - разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 3. Система государственных  органов, осуществляющих управление природопользованием  и охраной окружающей среды

    В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является Конституция Республика Беларусь, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

    Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом. Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

    Основными направлениями государственной  политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: - обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; - совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; - научное обеспечение охраны окружающей среды; - создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов; - рациональное использование природных ресурсов; - совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования; - создание сети особо охраняемых природных территорий; - обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; - обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; - проведение государственной экологической экспертизы; - информирование граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; - организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды; - оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды; - привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; - международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Информация о работе Правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды