Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 20:34, реферат
Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
- приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
- соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
- сочетание национальных и международных интересов в области окружающей среды;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
ГЛАВА 2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды
ГЛАВА 3. Система государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
ГЛАВА 2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды
ГЛАВА 3. Система государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основные направления и принципы экологической политики Республики Беларусь определены законодательными актами в этой области.
Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
- Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55);
- Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.
- Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды»; «О государственной экологической экспертизе»; «Об особо охраняемых природных территориях и объектах»; «Об охране и использовании животного мира»; «Об охране атмосферного воздуха»; Кодекс Республики Беларусь о земле; Водный кодекс Республики Беларусь; Кодекс Республики Беларусь о недрах; Лесной кодекс Республики Беларусь и другие.
Критериальными
составляющими законов в
- государственная собственность
на все виды природных
- система государственного
- обязательная экологическая
- платность природопользования;
-система мер финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей.
Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
- приоритет охраны жизни и
здоровья человека в сравнении
с другими целями
- соблюдение требований
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
- сочетание национальных и
- рациональное использование
- гласность в работе, тесная связью
с общественными объединениями и населением
при решении природоохранных задач.
ГЛАВА 1. Понятие управления природопользованием и охраной
окружающей среды
Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
А.Н.
Крамник рассматривает
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды. Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды характеризуется следующими чертами:
Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Управление
природопользованием и охраной
окружающей среды С.А. Балашенкой рассматривается
как самостоятельный и
Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах:
ГЛАВА 2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды
Механизм государственного управления природопользования и охраны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление.
Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды.
Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами и т.п.).
Форма управления природопользования и охраны окружающей среды – юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты.
В качестве форм управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства.
Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
- подзаконное нормотворчество;
- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
- распоряжение (управление) природными ресурсами;
- планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
- экологическое нормирование;
- экологическая экспертиза;
- экологическое лицензирование;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
- наблюдение за состоянием окружающей среды;
- учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
- экологическое воспитание и образование;
- контроль за использованием и охраной объектов природы;
-
разрешение в административном порядке
споров о праве природопользования и охраны
окружающей среды.
ГЛАВА 3. Система государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей среды
В
масштабах государства
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом. Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.
Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: - обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; - совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; - научное обеспечение охраны окружающей среды; - создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов; - рациональное использование природных ресурсов; - совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования; - создание сети особо охраняемых природных территорий; - обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; - обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; - проведение государственной экологической экспертизы; - информирование граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; - организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды; - оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды; - привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; - международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.