1.
Правовое регулирование
возмещения вреда,
причиненного окружающей
среде.
Основой
государственного регулирования природопользования
является экологическое законодательство,
обеспечивающее правовую защиту природной
среды. Правовое регулирование природоохранной
деятельности и рационального использования
природных ресурсов осуществляется в
нашем государстве на базе совокупности
нормативно–правовых актов, к которым
относятся законы Республики Беларусь,
указы, декреты и директивы Президента,
постановления и распоряжения Правительства,
нормативные акты министерств и ведомств,
а также международно-правовые акты, регулирующие
внутренние экологические отношения на
основе примата международного права.
Экологическое
законодательство определяет права
и обязанности организаций, учреждений,
общественных объединений и граждан по
обеспечению условий безопасного проживания
на территории республики, а также гарантии
прав граждан со стороны государства на
здоровую и благоприятную для жизни окружающую
среду; устанавливает компетенции специально
уполномоченных государственных и иных
органов в области охраны окружающей среды;
а также лимиты на пользование природными
ресурсами и платежи за природопользование;
определяет экологические требования
к хозяйственной и иной деятельности,
особенности контроля и надзора в области
охраны окружающей среды, меры и условия
наказания за нарушение природоохранного
законодательства.
Основу
современного законодательства в области
охраны окружающей среды и природопользования
составляют:
- Конституция
Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994
г. (с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24 ноября
1996 г. и 17 октября 2004 г.)
- Кодекс Республики
Беларусь о земле от 30 июля 2008 г.
- Кодекс Республики
Беларусь о недрах от 23 июля 2008 г.
- «Лесной кодекс
Республики Беларусь» (2000)
- Воздушный
кодекс Республики Беларусь от 19 мая 2006
г.
- Кодекс внутреннего
водного транспорта Республики Беларусь
от 26 июня 2002 г.
- Закон Республики
Беларусь от 17 июля 2002 г. №126-З "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики
Беларусь "Об охране окружающей среды"
- Закон Республики
Беларусь от 14.06.2003 №205-З "О растительном
мире"
- Закон Республики
Беларусь от 10 июля 2007 года «О животном
мире»
- Закон Республики
Беларусь от 20 октября 1994 года «Об особо
охраняемых природных территориях» (в
редакции Закона Республики Беларусь
от 23 мая 2000 года)
- Закон Республики
Беларусь от 16 декабря 2008 года «Об охране
атмосферного воздуха»
- Закон Республики
Беларусь от 12 ноября 2001 года «Об охране
озонового слоя»
- Закон Республики
Беларусь от 12.11.2001 № 56-З "Об охране озонового
слоя"
- Закон Республики
Беларусь от 20 июля 2007 г. №271-з "Об обращении
с отходами"
- Закон Республики
Беларусь от 18 июня 1993 года «О государственной
экологической экспертизе» (в редакции
Закона Республики Беларусь от 14 июля
2000 года)
- Указ Президента
Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. №348
"О таксах для определения размера возмещения
вреда, причиненного окружающей среде"
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 17.07.2008 № 1042 "Об утверждении Положения
о порядке исчисления размера возмещения
вреда, причиненного окружающей среде,
и составления акта об установлении факта
причинения вреда окружающей среде, изменении
и признании утратившими силу некоторых
постановлений Совета Министров Республики
Беларусь"
Нарушение
природоохранного законодательства субъектами
хозяйствования или отдельными гражданами
влечет за собой административную,
дисциплинарную, материальную и даже
уголовную ответственность с
обязательным возмещением нанесенного
природной среде ущерба.
В области
природопользования наиболее распространенными
являются меры административной ответственности
— штрафы, предупреждения, запреты
(временное закрытие предприятий
или запрет на пользование природными
ресурсами). В соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях
к таковым относятся посягательство на
государственную собственность, нарушение
прав государственной собственности на
землю, недра, воды, леса, животный мир,
а также мелкое хищение государственного
или общественного имущества. Административными
правонарушениями считаются также неиспользование
земель; несоблюдение требований природоохранного
режима их использования; нарушение правил
землепользования в районах, подвергшихся
радиоактивному загрязнению; порча земель;
нарушение требований по охране недр;
несоблюдение правил водопользования,
незаконная порубка и повреждение деревьев
и кустарников, сбор растений, занесенных
в Красную книгу и др.
Дисциплинарная
ответственность предусматривается
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
лицами своих должностных обязанностей,
приведшее к нарушению природоохранного
законодательства без нанесения значительного
ущерба состоянию природной среды или
здоровью граждан. К мерам такой ответственности
относятся выговоры, лишение премий, понижение
в должности и т.п. Наложение дисциплинарного
взыскания не освобождает нарушителя
от возмещения материального ущерба, если
таковой образовался в результате содеянного
нарушения.
Материальная,
или имущественная, ответственность
нарушителей природоохранного законодательства
состоит в возмещении ущерба, причиненного
их неправомерными действиями. Предприятия
возмещают нанесенный ущерб по специальным
таксам или в соответствии с общими нормами
гражданского законодательства на основании
решения суда по иску потерпевшей стороны.
К уголовной
ответственности привлекаются субъекты,
виновные в нанесении значительного
ущерба природной среде, повлекшего
гибель людей или особо крупные
материальные потери. Конкретные составы
экологических преступлений установлены
в Уголовном кодексе , в частности умышленное
уничтожение или значительное повреждение
лесных массивов путем поджога или неосторожного
обращения с огнем, незаконная порубка
леса и др. К лицам, совершившим подобные
преступления, могут применяться такие
меры воздействия, как лишение свободы,
исправительные работы, конфискация имущества,
лишение права занимать определенные
должности и другие виды наказаний, предусмотренные
законодательством.
Задача
2
НИИ зоологии
осуществлял изъятие птичьих кладок
водоплавающих птиц для научно-исследовательских
целей на территории Национального парка
«Браславские озера». Администрация Национального
парка выразила протест, так как данные
действия не были с ней согласованы.Представители
НИИ обосновали свои действия тем, что
у них имеется разрешение на изъятие птичьих
кладок, полученное в Министерстве природных
ресурсов и охраны окружающей среды.
Проанализируйте
ситуацию. Взимается ли плата за
изъятие объектов животного мира
из природной среды в научных,
культурно-просветительских, воспитательных
и эстетических целях?
Согласно Постановлению
Совета Министров Республики Беларусь
от 2 июня 2006 г. № 700
«Об утверждении
Правил пользования дикими животными
в научных, воспитательных и образовательных,
а также рекреационных, эстетических
и иных целях в процессе осуществления
культурной деятельности»:
Пользование
дикими животными в научных, воспитательных
и образовательных, а также рекреационных,
эстетических и иных целях в процессе
осуществления культурной деятельности
с изъятием их из среды обитания осуществляется
для:
- изучения
биологических параметров диких животных
в научных и образовательных целях;
- использования
их в экспериментах, биологическом тестировании
и для иных целей, предусмотренных в научно-исследовательских
работах и учебных планах, в научных и
образовательных целях;
- изготовления
наглядных пособий в научных и образовательных
целях;
- создания
и пополнения зоологических коллекций;
- изготовления
сувениров, бижутерии и других изделий;
- иных случаев,
предусмотренных законодательством в
области охраны и использования животного
мира.
Пользование
дикими животными с изъятием их из
среды обитания осуществляется в
соответствии с требованиями настоящих
Правил:
- в научных
целях – научными организациями, государственными
природоохранными учреждениями, осуществляющими
управление особо охраняемыми природными
территориями, Министерством сельского
хозяйства и продовольствия (для проведения
ихтиологических наблюдений) и иными организациями,
которые в соответствии с программами,
планами и другими документами должны
проводить научные и иные исследования;
- в воспитательных
и образовательных, а также рекреационных,
эстетических и иных целях в процессе
осуществления культурной деятельности
– учреждениями образования и культуры,
другими юридическими и физическими лицами,
в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пользование
дикими животными, включенными в
перечень диких животных , в научных, воспитательных
и образовательных, а также рекреационных,
эстетических и иных целях в процессе
осуществления культурной деятельности
осуществляется юридическими и физическими
лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями,
без разрешений на пользование дикими
животными в научных, воспитательных и
образовательных, а также рекреационных,
эстетических и иных целях в процессе
осуществления культурной деятельности,
выдаваемых Министерством природных ресурсов
и охраны окружающей среды в установленном
порядке (далее – разрешение).
В разрешенное
время, разрешенными орудиями и способами,
в разрешенных местах:
- изъятие охотничьих
животных нормированных видов в арендованных
охотничьих угодьях осуществляется (в
пределах согласованных и утвержденных
в установленном порядке планов изъятия
охотничьих животных нормированных видов)
работниками пользователя охотничьих
угодий в порядке, установленном Правилами
ведения охотничьего хозяйства и охоты,
утвержденными Указом Президента Республики
Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых
мерах по повышению эффективности ведения
охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной
деятельности, совершенствованию государственного
управления ими» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2005
г., № 196, 1/6996; 2010 г., № 188, 1/11816), на основании
гражданско-правового договора, заключенного
между юридическим или физическим лицом,
в том числе индивидуальным предпринимателем,
и юридическим лицом, ведущим охотничье
хозяйство. Представитель юридического
лица или физическое лицо, в том числе
индивидуальный предприниматель, заключившие
договор, присутствуют при изъятии диких
животных;
- изъятие диких
животных, относящихся к объектам рыболовства,
в арендованных рыболовных угодьях осуществляется
(в пределах утвержденных в установленном
порядке квот на вылов рыбы) работниками
арендатора (пользователя) рыболовных
угодий в порядке, установленном Правилами
ведения рыболовного хозяйства и рыболовства,
утвержденными Указом Президента Республики
Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580, на основании
гражданско-правового договора, заключенного
между юридическим или физическим лицом,
в том числе индивидуальным предпринимателем
и юридическим лицом, ведущим рыболовное
хозяйство. Представитель юридического
лица или физическое лицо, в том числе
индивидуальный предприниматель, заключившие
договор, присутствуют при изъятии диких
животных;
- изъятие диких
животных, за исключением охотничьих животных
нормированных видов, и диких животных,
относящихся к объектам рыболовства, в
арендованных охотничьих и рыболовных
угодьях, а также диких животных в охотничьих
и рыболовных угодьях, составляющих фонд
запаса охотничьих и рыболовных угодий,
осуществляется лицами, участвующими
в изъятии диких животных, указанными
в разрешении, на основании разрешения
и разрешения органов внутренних дел на
хранение и ношение оружия – при изъятии
диких животных с его использованием.
В запретное
время, в запрещенных местах, запрещенными
орудиями и способами допускается изъятие
диких животных в научных и образовательных
целях, которое осуществляется на основании
разрешения и разрешения органов внутренних
дел на хранение и ношение оружия, – при
изъятии диких животных с его использованием
под контролем должностных лиц Государственной
инспекции охраны животного и растительного
мира при Президенте Республики Беларусь:
- охотничьих
животных нормируемых видов в арендованных
охотничьих угодьях (в пределах согласованных
и утвержденных в установленном порядке
планов изъятия охотничьих животных нормированных
видов) – работниками пользователя охотничьих
угодий на основании гражданско-правового
договора, заключенного между юридическим
или физическим лицом, в том числе индивидуальным
предпринимателем, и юридическим лицом,
ведущим охотничье хозяйство. Представитель
юридического лица или физическое лицо,
в том числе индивидуальный предприниматель,
заключившие договор, присутствуют при
изъятии диких животных;
- диких животных,
относящихся к объектам рыболовства, в
арендованных рыболовных угодьях (в пределах
утвержденных в установленном порядке
квот на вылов рыбы) – работниками арендатора
(пользователя) рыболовных угодий на основании
гражданско-правового договора, заключенного
между юридическим лицом или физическим
лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем
и юридическим лицом, ведущим рыболовное
хозяйство. Представитель юридического
лица или физическое лицо, в том числе
индивидуальный предприниматель, заключившие
договор, присутствуют при изъятии диких
животных;
- диких животных,
за исключением охотничьих животных нормируемых
видов и диких животных, относящихся к
объектам рыболовства, в арендованных
охотничьих и рыболовных угодьях, а также
диких животных в охотничьих и рыболовных
угодьях, составляющих фонд запаса охотничьих
и рыболовных угодий, – лицами, участвующими
в изъятии диких животных, указанными
в разрешении.
Изъятие
диких животных на основании разрешения
осуществляется лицами, участвующими
в изъятии диких животных, указанными
в этом разрешении, в присутствии
лица, ответственного за изъятие диких
животных в угодьях, в сроки, орудиями
и способами, указанными в данном разрешении.
ПОРЯДОК
ВЫДАЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ
НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ
В НАУЧНЫХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ,
А ТАКЖЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ
И ИНЫХ ЦЕЛЯХ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИЗЪЯТИЕМ ДИКИХ
ЖИВОТНЫХ ИЗ СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ