Автор: Марина Давыдова, 03 Сентября 2010 в 13:04, контрольная работа
В свое время Ф.Энгельс указывал, что вторжение человека в природные процессы без прогнозирования последствий этого вторжения, приведет к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые он рассчитывал, "но во вторую и третью очередь совсем другое, - непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых".1
Введение……………………………………………………………………………….2
1. Водное законодательство и полномочия Российской федерации и её субъектов в области использования и охраны водных объектов………………………………3
2. Государственное управление и контроль за использованием и охраной водных объектов………………………………………………………………………………..5
3. Порядок использования и охраны водных объектов в РФ……………………….7
Заключение…………………………………………………………………………...10
Список литературы…………………………………………………………………..11
1. Водное законодательство
и полномочия Российской
2. Государственное
управление и контроль за
3. Порядок использования и охраны водных объектов в РФ……………………….7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В свое время Ф.Энгельс указывал, что вторжение человека в природные процессы без прогнозирования последствий этого вторжения, приведет к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые он рассчитывал, "но во вторую и третью очередь совсем другое, - непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых".1
И именно сейчас актуальность этого положения сильно возросла, т.к. охрана окружающей среды становится важнейшей стороной государственной политики, международных отношений и уклада жизни многих народов, одной из лидирующих проблем научного общества.
Сегодня всем известно о наращивании объемов загрязнения вод, о бесхозяйственном водопользовании, когда все больше водоемы загрязняются различными вредными выбросами, отходами, что делает их непригодными для жизни людей и животного мира. Также в последние годы увеличилось загрязнение не только поверхностных, но и подземных вод.
Главной экологической задачей на современном этапе развития общества является реализация комплексной программы создания очистных сооружений. Каждое предприятие-водопользователь обязано возвращать только чистую воду, что предполагает пересмотр всей стратегии водопотребления, изменения инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства, реализацию принимаемых экологических программ.
Охрана природы обеспечивается различными способам, но особое место принадлежит правовому способу, который состоит в том, что государство издает общеобязательные правила - правовые нормы. В правовых нормах, определяющих условия, порядок охраны и использования природных ресурсов, отражаются основные направления политики государства в области охраны окружающей среды в стране, достижения науки и техники и создания наиболее благоприятных условий для здоровья, труда и отдыха человека.
Данная
работа посвящена вопросам правового
регулирования охраны вод в сфере водопользования.
1. Водное законодательство и полномочия Российской федерации и её субъектов в области использования и охраны водных объектов.
Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отношения в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; для поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
К полномочиям Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации):
1) определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
2) владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
3) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;
4)проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;
5) разработка, утверждение и реализация государственных федеральных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
6) установление порядка использования водных объектов;
7) установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;
8) другие полномочия, предусмотренные водным законодательством.2
К
полномочиям субъектов
1) владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
2) разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;
3) участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта РФ;
4) разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
5) ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ, и др.
Органам
местного самоуправления могут передаваться
отдельные государственные
2. Государственное управление и контроль за использованием и охраной водных объектов.
Государственное управление использованием и охраной водных объектов основывается на следующих принципах:
1) устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
2)
сочетание рационального использования
и охраны всего бассейна водного объекта
и его части в границах территорий отдельных
субъектов Российской Федерации (сочетание
бассейнового и административно-
3) разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливается самими субъектами, в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Основными функциями специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда являются:
1) планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;
2) ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
3) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод;
4) осуществление иных функций, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов Российской Федерации), специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:
1) порядка использования и охраны водных объектов;
2) лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
3) стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
4)
иных требований водного законодательства
Российской Федерации.
3. Порядок использования и охраны водных объектов в РФ.
Водные объекты могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства и для иных целей.
Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ.
Специальным
водопользованием считается использование
водных объектов с применением сооружений,
технических средств и
Как предусмотрено статьей 87 Водного кодекса РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут предоставляться в особое пользование для государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование должны быть указаны цель и основные условия его использования.
Водным кодексом Российской Федерации определены порядок осуществления общего водопользования: ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов; лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов и др.
Общие
требования к охране водных объектов
установлены статьей 94 Водного кодекса
Российской Федерации, предусматривающей,
что органы государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов в
соответствии с законодательством РФ
принимают совместные с принципом устойчивого
развития меры по сохранению водных объектов,
предотвращению их загрязения, засорения
и истощения, а также по ликвидации последствий
указанных явлений. Граждане и юридические
лица обязаны осуществлять производственно-