Правовая охрана водного фонда

Автор: Марина Давыдова, 03 Сентября 2010 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

В свое время Ф.Энгельс указывал, что вторжение человека в природные процессы без прогнозирования последствий этого вторжения, приведет к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые он рассчитывал, "но во вторую и третью очередь совсем другое, - непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых".1

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
1. Водное законодательство и полномочия Российской федерации и её субъектов в области использования и охраны водных объектов………………………………3
2. Государственное управление и контроль за использованием и охраной водных объектов………………………………………………………………………………..5
3. Порядок использования и охраны водных объектов в РФ……………………….7
Заключение…………………………………………………………………………...10
Список литературы…………………………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Правовая охрана водного фонда.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

План.

Введение……………………………………………………………………………….2

1. Водное законодательство  и полномочия Российской федерации  и её субъектов в области  использования и охраны водных  объектов………………………………3

2. Государственное  управление и контроль за использованием  и охраной водных объектов………………………………………………………………………………..5

3. Порядок использования  и охраны водных объектов в  РФ……………………….7

Заключение…………………………………………………………………………...10

Список литературы…………………………………………………………………..11

 

Введение.

    В свое время Ф.Энгельс указывал, что  вторжение человека в природные процессы без прогнозирования последствий этого вторжения, приведет к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые он рассчитывал, "но во вторую и третью очередь совсем другое, - непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых".1

    И именно сейчас актуальность этого положения  сильно возросла, т.к. охрана окружающей среды становится важнейшей стороной государственной политики, международных  отношений и уклада жизни многих народов, одной из лидирующих проблем научного общества.

    Сегодня всем известно о наращивании объемов  загрязнения вод, о бесхозяйственном водопользовании, когда все больше водоемы загрязняются различными вредными выбросами, отходами, что делает их непригодными для жизни людей  и животного мира. Также в последние годы увеличилось загрязнение не только поверхностных, но и подземных вод.

    Главной экологической задачей на современном  этапе развития общества является реализация комплексной программы создания очистных сооружений. Каждое предприятие-водопользователь обязано возвращать только чистую воду, что предполагает пересмотр всей стратегии водопотребления, изменения инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства, реализацию принимаемых экологических программ.

    Охрана  природы обеспечивается различными способам, но особое место принадлежит правовому способу, который состоит в том, что государство издает общеобязательные правила - правовые нормы. В правовых нормах, определяющих условия, порядок охраны и использования природных ресурсов, отражаются основные направления политики государства в области охраны окружающей среды в стране, достижения науки и техники и создания наиболее благоприятных условий для здоровья, труда и отдыха человека.

    Данная  работа посвящена вопросам правового  регулирования охраны вод в сфере водопользования. 

1. Водное законодательство и полномочия Российской федерации и её субъектов в области использования и охраны водных объектов.

    Водное  законодательство Российской Федерации  состоит из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

    Водное  законодательство Российской Федерации  регулирует водные отношения в целях  обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; для поддержания оптимальных  условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

    К полномочиям Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации):

    1) определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;

    2) владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

    3) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;

    4)проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;

    5) разработка, утверждение и реализация государственных федеральных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

    6) установление порядка использования водных объектов;

    7) установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;

    8) другие полномочия, предусмотренные водным законодательством.2

    К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования  и охраны водных объектов отнесено:

    1) владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

    2) разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;

    3) участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта РФ;

    4) разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

    5) ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ, и др.

    Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и  охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для их реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Государственное управление и контроль за использованием и охраной водных объектов.

    Государственное управление использованием и охраной  водных объектов основывается на следующих  принципах:

    1) устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

    2) сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

    3) разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

    Государственное управление в области использования  и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации  и специально уполномоченный государственный  орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливается самими субъектами, в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное  управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов.

    Основными функциями специально уполномоченного  государственного органа управления использованием и охраной водного фонда являются:

    1) планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;

    2) ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

    3) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод;

    4) осуществление иных функций, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов.

    Государственный контроль за использованием и охраной  водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов Российской Федерации), специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

    Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:

    1) порядка использования и охраны водных объектов;

    2) лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

    3) стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; 

    4) иных требований водного законодательства Российской Федерации.  
 
 
 
 
 

    3. Порядок использования и охраны водных объектов в РФ.

    Водные  объекты могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства и для иных целей.

    Общим водопользованием считается использование  водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ.

    Специальным водопользованием считается использование  водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и  юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. 3

    Как предусмотрено статьей 87 Водного  кодекса РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут предоставляться в особое пользование для государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование должны быть указаны цель и основные условия его использования.

    Водным  кодексом Российской Федерации определены порядок осуществления общего водопользования: ограничение, приостановление или  запрещение использования водных объектов; лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов и др.

    Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водного кодекса  Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с законодательством РФ принимают совместные с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Информация о работе Правовая охрана водного фонда