Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:35, контрольная работа
Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ1 и принимаемые в соответствии с ним и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Правовая охрана вод
Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ1 и принимаемые в соответствии с ним и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:
Контроль
за соблюдением водного
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на федеральном уровне осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водных объектов.
Специально
уполномоченными
В
целях обеспечения
Под водами понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте5.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1. поверхностные водные объекты:
2. подземные водные объекты
Водные
объекты находятся в
Поверхностные
водные объекты, находящиеся в государственной
или муниципальной
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены береговыми полосами шириной 5 м.
По данным ежегодного Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации»6 (2007г.) среднее многолетнее значение речного стока на территории России составляет 4271 км в год (10% мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии), в том числе свыше 4030 км3/год речного стока формируется на территории России. Это соответствует 230—235 тыс. м3/год на 1 км2 территории и 28 тыс.м3/год на одного жителя. Средний сток из сопредельных территорий равен 227км3 /год.
Суммарный многолетний объем воды в озерах России достигает 26,5—26,7 тыс.км3. В крупных озерах сосредоточена основная часть ресурсов пресных вод: Байкал (23000 км3, или 20% мировых и более 90% национальных запасов пресных вод), Ладожское (908 км3), Онежское (285 км3), Чудско-Псковское (35,2 км3). В ледниках накоплено около 40 тыс. км3 пресной воды и ежегодно формируется примерно 110 км3.7
Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях включен в так называемый государственный водный реестр8. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Ст.11 Водного кодекса РФ установлены два способа предоставления водных объектов в пользование:
1) договорный;
2) административный.
В отличие от ВК РФ 1995г. в новом ВК РФ (2006г.) для заключения договора о водопользовании необходимость получения лицензии не предусмотрена.
При этом для предоставления водного объекта необходимо только наличие одного юридического факта: договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
По договору водопользования одна сторона— исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления— обязуется предоставить другой стороне—водопользователю— водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Он признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.
Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
По данным государственного использования вод, суммарный забор воды из природных водных объектов в 2007г. составил 80,0 км3.
Всего в Российской Федерации в 2007г. использовано 62,5 км3 свежей воды 2006г.— 62,1 км3), в том числе:
Структура
водопотребления
Таблица 9.1
Показатели
водопотребления и
Показатели | Всего по России, млн м3 | В том числе по разделам ОКВЭД, млн м3 | ||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | Обрабатывающие производства | ||
Забрано воды из водных объектов, всего в том числе: | 79985 | 43287 | 18875 | 6613 |
пресной воды из поверхностных источников | 64410 | 32722 | 18038 | 5719 |
воды из подземных источников | 10223 | 5294 | 837 | 868 |
морской воды | 5352 | 5271 | 0 | 26 |
Использовано воды, всего в том числе на нужды: | 62506 | 41114 | 9759 | 6118 |
хозяйственно-питьевые | 11627 | 9166 | 390 | 651 |
производственные | 38015 | 31208 | 168 | 5303 |
орошения | 8369 | 27 | 8107 | 15 |
сельскохозяйственного водоснабжения | 596 | 29 | 477 | 16 |
прочие | 3899 | 648 | 617 | 133 |
Потери при транспортировке | 7897 | 2312 | 4869 | 97 |
Сброшено в поверхностные водные объекты, всего | 51422 | 36565 | 4229 | 4689 |
загрязненных | 17176 | 9014 | 1039 | 3295 |
нормативно чистых | 32199 | 26205 | 3180 | 1049 |
нормативно очищенных | 2047 | 1346 | 10 | 345 |
При этом объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2007г., остался практически на уровне предыдущего года, и составил 51,42 км3 (2006г.— 51,39 км3).
К категории загрязненных отнесено 17,18 км3 сточных вод (33% их общего объема). Основной объем загрязненных сточных вод сброшен водопользователями, относящимися к разделам ОКВЭД «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (52,5%) и «Обрабатывающие производства» (19,2%).
Объем нормативно очищенных сточных вод в 2007г. уменьшился до 2,05 км3 (2006г.— 2,10 км3), и составил 10,7% объема сточных вод, требующих очистки (19,22 км3). Это является результатом отсутствия очистных сооружений, низкой эффективности их работы, в том числе вследствие ухудшения их технического состояния. За 2007 год мощность очистных сооружений снизилась незначительно и составила 29,49 км3 (2006г.— 29,58 км3).
Сброс сточных вод допускается только в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм, и при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных органами по регулированию использования и охране вод.
Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты:
1) содержащие природные лечебные ресурсы;
2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
1) зон
санитарной охраны источников
питьевого и хозяйственно-
2) первой,
второй зон округов санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-
3) рыбоохранных
зон, рыбохозяйственных
Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.
Водоохранные,
экологические и санитарно-
Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как: