Правовая охрана вод

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ1 и принимаемые в соответствии с ним и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Работа содержит 1 файл

Правовая охрана вод + литература.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Правовая  охрана вод

      Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ1 и принимаемые в соответствии с ним и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

      Водное  законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:

  • обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования;
  • качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;
  • защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;
  • сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

      Контроль  за соблюдением водного законодательства строится на основании действующих  нормативных документов как федерального уровня (Федеральный закон «Об охране окружающей среды»2, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3, Водный кодекс РФ), так и соответствующих субъектов РФ. К примеру, на территории г. Москвы — Постановление Правительства Москвы от 21.08.2007г. №713-ПП «О реализации полномочий города Москвы в области водных отношений в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации»4.

      Государственное управление в области использования  и охраны водных объектов на федеральном  уровне осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водных объектов.

      Специально  уполномоченными государственными органами управления использованием и  охраной водных объектов в России является Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство водных ресурсов, территориальным органом которого, к примеру, в г. Москве является Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление (МОБВУ). Таким образом, бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Всего в Российской Федерации установлено двадцать бассейновых округов.

      В целях обеспечения рационального  использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области  использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

      Под водами понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный  водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод  в котором имеет характерные  формы и признаки водного режима. Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте5

      Водные  объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1. поверхностные  водные объекты:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • водотоки— реки, ручьи, каналы;
  • водоемы— озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники;

2.  подземные  водные объекты

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

      Водные  объекты находятся в собственности  Российской Федерации (федеральной  собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных  в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

      Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. По общим правилам, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

      Ширина  береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены береговыми полосами шириной 5 м.

      По  данным ежегодного Государственного доклада  «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации»6 (2007г.) среднее многолетнее значение речного стока на территории России составляет 4271 км  в год (10% мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии), в том числе свыше 4030 км3/год речного стока формируется на территории России. Это соответствует 230—235 тыс. м3/год на 1 км2  территории и 28 тыс.м3/год на одного жителя. Средний сток из сопредельных территорий равен 227км3 /год.

      Суммарный многолетний объем воды в озерах России достигает 26,5—26,7 тыс.км3. В крупных озерах сосредоточена основная часть ресурсов пресных вод: Байкал (23000 км3, или 20% мировых и более 90% национальных запасов пресных вод), Ладожское (908 км3), Онежское (285 км3), Чудско-Псковское (35,2 км3). В ледниках накоплено около 40 тыс. км3 пресной воды и ежегодно формируется примерно 110 км3.7

      Свод  данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях включен  в так называемый государственный  водный реестр8. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

      Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

      Ст.11 Водного кодекса РФ установлены два способа предоставления водных объектов в пользование:

1) договорный;

2) административный.

      В отличие от ВК РФ 1995г. в новом ВК РФ (2006г.) для заключения договора о  водопользовании необходимость  получения лицензии не предусмотрена.

      При этом для предоставления водного  объекта необходимо только наличие  одного юридического факта: договора водопользования  или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

      По  договору водопользования одна сторона— исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления— обязуется предоставить другой стороне—водопользователю— водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Он признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

      Предельный  срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

      Предоставление  водного объекта, находящегося в  федеральной собственности, в пользование  для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

      По  данным государственного использования  вод, суммарный забор воды из природных  водных объектов в 2007г. составил 80,0 км3.

      Всего в Российской Федерации в 2007г. использовано 62,5 км3 свежей воды 2006г.— 62,1 км3), в том числе:

  • из поверхностных источников— 49,7 км3  (49,4 км3);
  • из подземных источников— 7,5 км3 (7,7 км3);
  • морской воды— 5,3 км3 (5,0 км3).

      Структура водопотребления характеризуется  следующими показателями:

  • производственные нужды— 60,8%;
  • хозяйственно-питьевые нужды— 18,6%;
  • орошение— 13,4%;
  • сельскохозяйственное водоснабжение— 1,0%;
  • прочие нужды— 6,2% (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Показатели  водопотребления и водоотведения  в Российской Федерации в 2007г8.

Показатели Всего по России, млн м3 В том числе по разделам ОКВЭД, млн м3
  Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Сельское  хозяйство, охота  и лесное хозяйство Обрабатывающие  производства
Забрано воды из водных объектов, всего в  том числе: 79985   43287 18875 6613
пресной воды из поверхностных источников 64410 32722 18038 5719
воды  из подземных источников 10223 5294 837 868
морской воды 5352 5271 0 26
Использовано  воды, всего в том числе на нужды: 62506 41114 9759 6118
хозяйственно-питьевые 11627 9166 390 651
производственные 38015 31208 168 5303
орошения 8369 27 8107 15
сельскохозяйственного водоснабжения 596 29 477 16
прочие 3899 648 617 133
Потери  при транспортировке 7897 2312 4869 97
Сброшено  в поверхностные водные объекты, всего  51422 36565 4229 4689
загрязненных 17176 9014 1039 3295
нормативно  чистых 32199 26205 3180 1049
нормативно  очищенных 2047 1346 10 345
 

      При этом объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты  в 2007г., остался практически на уровне предыдущего года, и составил 51,42 км3 (2006г.— 51,39 км3).

      К категории загрязненных отнесено 17,18 км3 сточных вод (33% их общего объема). Основной объем загрязненных сточных вод сброшен водопользователями, относящимися к разделам ОКВЭД «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (52,5%) и «Обрабатывающие производства» (19,2%).

      Объем нормативно очищенных сточных вод  в 2007г. уменьшился до 2,05 км3 (2006г.— 2,10 км3), и составил 10,7% объема сточных вод, требующих очистки (19,22 км3). Это является результатом отсутствия очистных сооружений, низкой эффективности их работы, в том числе вследствие ухудшения их технического состояния. За 2007 год мощность очистных сооружений снизилась незначительно и составила 29,49 км3  (2006г.— 29,58 км3).

      Сброс сточных вод допускается только в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм, и при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных органами по регулированию использования и охране вод.

      Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных  вод в водные объекты:

1) содержащие  природные лечебные ресурсы;

2) отнесенные  к особо охраняемым водным  объектам.

      Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных  вод в водные объекты, расположенные в границах:

1) зон  санитарной охраны источников  питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения;

2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

3) рыбоохранных  зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

      Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения  и истощения.

      Водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические  требования к источникам загрязнения  установлены в ВК РФ, в Федеральных  законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

      Специальные требования охраны вод установлены  к таким видам деятельности, как:

Информация о работе Правовая охрана вод