Правовая охрана вод

Автор: s********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Воды – возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

ПРАВОВАЯ  ОХРАНА ВОД 

     Воды  – возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без  которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.

     Дефицит пригодных для человека водных ресурсов – тревожный симптом наблюдающегося глобального экологического кризиса. Он имеет место во многих странах мира, включая и некоторые регионы России. Российское водное законодательство призвано создать такие условия, при которых потребительское отношение к водам (загрязнение, засорение и истощение) было бы исключено.

     Россия  – богатейшее государство планеты  по запасам пресных природных  вод, суммарный объем которых составляет около 50 тыс. км в кубе. Это составляет примерно 20% мировых запасов пресных подземных и поверхностных вод. На территорию РФ приходится 2,5 млн рек, 2,7 млн озер, 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн м в кубе, 30 тыс. малых водохранилищ и прудов, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока. Морское побережье России омывают 13 морей. Общая площадь морской акватории, находящейся под юрисдикцией России, составляет 7 млн квадратных км. Прогнозируемые ресурсы подземных вод достигают 350 км в кубе, имеется около 3,5 тыс. месторождений подземных вод. Таким образом, вклад России в мировую сокровищницу вод весьма ощутим и предполагает их всестороннюю, в том числе правовую, охрану.

     Долгое  время в нашей стране практиковалось нерациональное и малоэффективное использование водных ресурсов. По мере хозяйственного освоения территорий происходило истощение, загрязнение, засорение вод. В результате произошло ухудшение питьевого водоснабжения, и значительная часть россиян вынуждена пить некачественную воду.

     От  истощения страдают, прежде всего, реки южного стока: практически исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах рек Дон, Терек, Урал, Исеть, Миасс. Наиболее распространены загрязнения вод нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляющимися органическими веществами. Качество воды зачастую не соответствует микробиологическим требованиям. Степень загрязнения прибрежных районов морей оценивается от «чистой» до «чрезвычайно грязной», особую озабоченность вызывает захоронение радиоактивных отходов в Белом и Баренцевом морях.

     Водное  законодательство имеет конкретные цели:

-   обеспечить права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержать оптимальные условия водопользования;

- обеспечить  соответствие качества поверхностных и подземных вод экологическим и санитарным требования;

-   защитить водные объекты от  загрязнения, засорения, истощения;

-   предотвратить и ликвидировать  вредное воздействие вод;

-   сохранить биологическое разнообразие  водных экосистем.

      Водное  законодательство состоит из ВК и принимаемых на его основе законов и других нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях. ВК представляет собой «ядро» водного законодательства. Кроме него действуют и другие федеральные законы: от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и др.

      Российское  водное законодательство тесно связано  с международными нормами и общепринятыми  принципами в области использования и охраны водных объектов. Как следует из ст.4 ВК, они являются составной частью правовой системы РФ.

      Водные  объекты представляют собой сосредоточение вод на поверхности суши и в  формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В ст. 8 ВК названы следующие виды водных объектов: внутренние морские воды, поверхностные водные объекты, территориальное море РФ, подземные водные объекты. В свою очередь, поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки, поверхностные водоемы, ледники и снежинки (ст. 9 ВК). К поверхностным водотокам относятся реки, водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использование водных ресурсов. В качестве участников водных отношений выступают РФ, ее субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица.

      В РФ использование водных объектов осуществляют на следующих титулах: право собственности, право долгосрочного, краткосрочного, ограниченного пользования. Водные объекты находятся в основном в государственной собственности, но собственник передает их в пользование физическим и юридическим лицам. При этом необходимо заключение договоров, в которых определяют условия использования и охраны водотоков и водоемов.

      Важное  юридическое значение имеет разделение водопользования на общее и специальное. Общее водопользование не требует  лицензирования и заключения на основе договора. Специальное водопользование, характерное применением сооружений, технических средств и устройств, предполагает получение лицензии и заключение договора.

      Из  прав на водные объекты вытекают и  обязанности водопользователя. В  первую очередь водопользователи обязаны охранять окружающую среду, рационально использовать водные объекты и соблюдать условия лицензий и договоров. Водопользователь обязан не допускать ухудшения качества подземных и поверхностных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, нанесение ущерба хозяйственным и иным объектам. В круг его обязанностей входят содержание в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и устройств, своевременное осуществление мер по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов. Обязанностью водопользователей является своевременное внесение платежей, с пользованием водными объектами.

В водном законодательстве различают следующие  виды вредного воздействия на водные объекты: загрязнение, засорение, истощение. Загрязнение понимается как сброс, иное поступление в водный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним земель, что приводит к ограничению использования. Засорение заключается в сбросе или ином поступлении в водный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих его использование.  Истощение вод – это устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. В то же время в реальной жизни водотоки и водоемы испытывают на себе все три вида вредного воздействия, которые тесно связаны друг с другом. Примером может послужить следующая ситуация. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу. Многие объекты превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины.  Подобное засорение носит массовый характер и, из-за ржавления металла и гниения древесины, нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод – признак истощения. Большую опасность представляет собой аварийное загрязнение, возникающее при залповых сбросах вредных веществ, наносящих вред или угрожающих здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной или иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Значительными полномочиями по предупреждению, пресечению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России. Правовую охрану вод осуществляют по разным направлениям и различными способами. ВК запрещает применение ядохимикатов и других химических средств, если это влияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В свою очередь, взрывные работы с применением ядерных или иных технологий и выделением радиоактивных и токсичных веществ, а также захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ воспрещены. При этом сброс сточных вод с токсичными веществами допускается только после их очистки в установленном порядке. Водное законодательство предусматривает и некоторые особенности охраны подземных водных объектов. На их водосборных площадях запрещено размещение отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников, если сами подземные воды используются для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещено и орошение земель сточными водами. Государственный мониторинг водных объектов является составной частью единой системы гос. мониторинга окружающей среды и представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями состояния водных объектов. Государственный учет поверхностных и подземных вод понимается как систематическое определение и фиксация в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Контроль за использование и охраной водных объектов, а также гос. экспертиза документации на строительство хоз. объектов – неотъемлемые функции гос. водного управления. Без них водные объекты рискуют остаться незащищенными. Водный контроль обеспечивает соблюдение водопользователями условий лицензий и договоров, лимитов водопотребления и водоотведения, стандартов, нормативов и правил по использованию и охране водных объектов, также проверяется соблюдение порядка установления и режима использования водоохранных зон и входящих  в них прибрежных защитных полос.

      Одной из целей водного законодательства является сохранение биологического разнообразия водных экосистем. Любые изменения водного законодательства должны быть основаны на практическом опыте его применения. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Винокуров А.Ю. Экологическое право: программа курса, учебник, практикум/ А.Ю.Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 575 с.
  2. Боголюбов С.А. и др. Экология, М.: Норма, 2007. - 378с.
  3. Колбасов О.С. О новом Водном кодексе РФ // Законодательство и экономика. 2010. – 235 с.
  4. Комментарий к Водному кодексу РФ // Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Юстицинформ, 2010. – 476 с.

Информация о работе Правовая охрана вод