Правовая охрана атмосферного воздуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Атмосфера (от греч. atmoc -- пар и сфера -- шар) -- газовая (воздушная) оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Жизнь на Земле возможна, пока существует атмосфера. Все живые организмы используют воздух атмосферы для дыхания, атмосфера защищает от вредного воздействия космических лучей и губительной для живых организмов температуры, холодного «дыхания» космоса.

Работа содержит 1 файл

Экологическое.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

   1.3 Предупреждение вредных  воздействий на  атмосферу. 

   Одним из основных загрязнителей атмосферы  является транспорт, создающий в  крупных городах неблагополучную  ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками. Количество вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ.

   Все транспортные средства, находящиеся  в эксплуатации, подвергаются контролю органами ГИБДД и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не допускается производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществ превышает установленные нормативы. В противном случае наступает юридическая ответственность за загрязнение атмосферного воздуха.

   Соблюдение  нормативов вредных воздействий  обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий  и сооружений, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования. При этом предусматриваются улавливание, утилизация, обезвреживание вредных отходов, полное исключение выбросов3.

   Предприятия и организации, деятельность которых  связанна с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых веществ.

   При планировании размещения и развития городов должны учитываться состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения. Проектирование, застройка и реконструкция городов производятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей4.

   Размещение  в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения  воздуха пылью, вредными газообразными и дурно-пахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха. 

   1.4 Контроль за охраной  атмосферного воздуха. 

   Согласно  Положению о государственном  контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденному постановлением Правительства  РФ, он осуществляется Министерством  природных ресурсов РФ и охраны окружающей среды и его территориальными органами. Они взаимодействуют на основе соглашений с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их органами.

   Задачами  государственного контроля за охраной  атмосферного воздуха являются:

   - соблюдение условий, установленных разрешениями на выбро­сы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

   - стандартов, нормативов, правил и  иных требований охраны атмосферного  воздуха, в том числе проведения производствен­ного контроля за охраной атмосферного воздуха;

   - режима санитарно-защитных зон  объектов, имеющих стацио­нарные  источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

   - выполнения федеральных целевых  программ охраны атмосфе­рного воздуха, программ субъектов Федерации;

   - иных требований законодательства  в области охраны атмосфе­рного  воздуха.

   Государственный контроль за охраной атмосферного воздух осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством РФ.5

   Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Они назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

   Сведения  о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной  атмосферного воздуха, и об организации  экологических служб, а также  результаты производственного кон­троля за охраной атмосферного воздуха, представляются в территориальные органы специально уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

   Общественный  контроль за охраной атмосферного воздуха  осуще­ствляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей природной среды и законодательством об общественных объединениях.

   Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, вправе:

   - беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

   - проверять соблюдение установленных  нормативов выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими  выбросами;

   - проверять соблюдение установленных  нормативов вредных фи­зических  воздействий на атмосферный воздух;

   - определять размеры вреда, причиненного  окружающей при­родной среде  в результате загрязнения атмосферного  воздуха;

   - направлять в правоохранительные  органы материалы о нару­шениях  законодательства в области охраны  атмосферного воз­духа для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

   - аннулировать разрешения на выбросы  вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух и на вредные  физические воз­действия на него  или приостанавливать действие таких разре­шений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

   - вносить предложения о проведении  экологического аудита объектов  хозяйственной и иной деятельности;

   - проводить измерения выбросов  вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

   - давать предписания, обязательные  для физических и юридиче­ских  лиц, об устранении нарушений  законодательства, в том числе  об ограничении, о приостановлении или о прекращении

   - выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух  и вредных физических воздействий  на него;

   - привлекать к административной  ответственности граждан, юридических  и должностных лиц, виновных  в нарушении законо­дательства в области охраны атмосферного воздуха;

   - предъявлять иски физическим  и юридическим лицам за наруше­ние  законодательства в области охраны  атмосферного воздуха;

   - осуществлять иные не противоречащие  законодательству дей­ствия по  охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции. 

   II.  НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. 

   2.1 Мониторинг атмосферного  воздуха – часть  мониторинга окружающей  среды. 

   В любом городе имеются  разнообразные  источники выбросов  вредных веществ  в атмосферный воздух. Для получения надежной оценки загрязнения воздуха служит мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием воздуха, его загрязнением, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.  Согласно  Закона «Об охране атмосферного воздуха» РФ, государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

   Мониторинг  состояния окружающей среды включает:

  • наблюдения за загрязнением атмосферы, поверхностных вод, почв и радиоактивности на Государственной сети наблюдений (ГСН);
  • оценку и анализ данных наблюдений;
  • прогноз состояния и загрязнения природных сред (в том числе и радиоактивности) на базе анализа данных наблюдений.

   Функции осуществления государственного мониторинга  атмосферного воздуха возлагаются  на специально уполномоченные государственные  органы исполнительной власти и их территориальные органы:

   - в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях – согласно Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" 1998 г.;

   - в области охраны окружающей  среды – согласно Федеральному  закону "Об охране окружающей  среды" 2002 г.;

   - в области санитарно – эпидемиологического  надзора - согласно Федеральному закону "О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения" 1999 г.

   В соответствии с Положением о государственной  службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ, перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают территориальные органы МПР России совместно с территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

   Владельцы объектов (источников вредных химических, биологических и физических воздействий) – юридические лица должны осуществлять мониторинг и охрану атмосферного воздуха посредством производственного контроля в соответствии с законодательством РФ об охране атмосферного воздуха.

   Например  московская система мониторинга атмосферного воздуха начала создаваться в 1996 г. по решению Правительства Москвы. За эти годы система стала надежным помощником в решении практических природоохранных задач Москвы и важным элементом системы обеспечения экологической безопасности москвичей. Во многом это связано с тем, что система не остается неизменной. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, синхронно с развитием города, оперативно реагируя на изменения в градостроительной, промышленной, транспортной сферах. Ежегодно производится корректировка сети автоматических станций мониторинга, расширяется перечень контролируемых загрязняющих веществ и метеорологических параметров, влияющих на загрязнение воздуха.

   Информация  об уровне загрязнения атмосферного воздуха поступает с 30-ти автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (еще 9 находятся в стадии опытной эксплуатации). Автоматические станции контроля загрязнения атмосферы расположены во всех функциональных зонах города, начиная от чистых, фоновых территорий природных парков, и заканчивая городскими «очагами» загрязнения - автотрассами. Данные о состоянии атмосферного воздуха передаются в режиме реального времени в информационно-аналитический центр ГПУ «Мосэкомониторинг». В информационно-аналитическом центре осуществляется хранение, анализ и обработка данных мониторинга. В целях выявления вклада города в загрязнение воздушного бассейна региона и оценки доли крупномасштабного переноса в наблюдаемых концентрациях в городе (необходимо при установлении целевых показателей величины возможного снижения загрязнения в городе) созданы две автоматические станции контроля атмосферного воздуха за чертой города. Станции расположены на территориях, удалённых от источников загрязнений на расстояние 50-60 км. от города с наветренной и подветренной стороны Москвы, с учётом преобладающего переноса воздушных масс – на западе (г. Звенигород) и востоке (Павловский Посад) от города. 

Информация о работе Правовая охрана атмосферного воздуха