Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:48, доклад
Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями.
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет
охраны труда и
окружающей среды
Доклад по дисциплине
«Прикладная
экология» на тему:
«Правовая
база экологической
экспертизы в России»
Выполнила Агеева Светлана
Специальность экология
Курс 4
Группа
Эко-Д-4
Москва, 2010
Правовая база экологической экспертизы в России
Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют, нормы статей 41 (п. 3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» [4] и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды» [3], являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени — общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС. Закон «Об охране окружающей природной среды» [3] содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т ч Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.Глава III закона [4] полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия «специально уполномоченная государственные органы в области экологической экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной коми сии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст. 18).
Более подробно,
чем в законе глава IV закона «Об
экологической экспертизе»
— постановления
Правительства РФ
— указы Президента РФ
— нормативные документы специально уполномоченных
государственных органов в области ЭЭ
России и территориальных органов этого
комитета
— приказы
— нормативные документы и материалы
других ведомств по ЭЭ
— документы Минздрава России
— документы
— документы Госатомнадзора России
— документы Росгортехнадзора и иных
ведомств
— нормативные документы и материалы
субъектов федерации в области ЭЭ.
— Международные документы. Существуют
и рекомендательные материалы, которые
в России не применяются, но берутся в
качестве прототипов при подготовке национальных
документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним
из важнейших международных документов
в изучаемой области является Международная
Конвенция об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте [39].
Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё
СССР) Технические документы.
— Государственные стандарты, нормы, правила
и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы,
ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП,
НРБ, ПБТРВ, НВН и др ), а также руководства,
методики, методические и др рекомендации,
справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД,
МУ, МР и т.д.)
Информация о работе Правовая база экологической экспертизы в России