Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:38, реферат
Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться: земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;
1 Право частной собственности на природные ресурсы
2. Правовой режим использования и охраны недр РФ
3. задача
4.список литературы
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);
- предотвращение накопления
промышленных и бытовых
Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).
Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку).
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется государственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.
Государственной регистрации - включению в государственный реестр - подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.
К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).
В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено компетентными государственными органами.
Специфической особенностью деятельности по охране недр является охрана геологической информации.
Информация о геологическом
строении недр, полезных ископаемых, условиях
их разработки и т. д. может находиться
в государственной собственност
Должностные лица государственных
фондов геологической информации обязаны
обеспечить конфиденциальность представляемой
им информации и несут ответственность
за ее несанкционированное
Необходимым элементом деятельности по охране недр является государственный контроль в сфере отношений недропользования.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными*.
Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.
Ответственность за нарушения законодательства о недрах
Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рациональному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.
Перечень недронарушений, за которые может наступить административная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:
- незаконные сделки, связанные с пользованием недрами;
- предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом о недрах;
- нарушение установленного законом порядка пользования недрами;
- самовольное пользование недрами;
- выборочная отработка
месторождений, приводящая к
- нарушение стандартов
и норм по безопасному ведению
работ, связанных с
- нарушение права собственности на геологическую информацию или ее конфиденциальности;
- самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
- необеспечение сохранности
зданий, сооружений а также особо
охраняемых территорий и
- уничтожение и повреждение
скважин, маркшейдерских и
- систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами;
- невыполнение требований
по приведению ликвидируемых
или консервируемых горных
- неприведение участков
земли и других природных
В приведенном перечне
недронарушений можно выделить их три
основных вида: нарушения права собственности
на недра и порядка
Согласно ст. 49 Закона о недрах указанный перечень не является исчерпывающим. В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за недронарушения (ст. 46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает дополнительные их виды:
- самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки;
- нарушение правил
и требований проведения работ
по геологическому изучению
- нарушения законодательства о континентальном шельфе: незаконная выдача лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; незаконная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.
Налагать административные взыскания в виде штрафа за нарушения законодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по геологии и использованию недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).
В зависимости от степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.
Уголовный кодекс РФ содержит несколько составов преступлений, связанных с использованием и охраной недр:
- исследование, разведка,
разработка естественных
- захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст. 247);
- нарушение правил
безопасности на объектах
- нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192)
К числу экологических
преступлений УК РФ относит деяния,
предусмотренные ст. 255, согласно которой
уголовная ответственность
Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.
В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причиненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.
Размер вреда определяется органом управления фондом недр.
Самовольное пользование
недрами и самовольная
3. По вине главного инженера локомотивного депо Башкатова срока сдачи в эксплуатацию очистных сооружений. Он же отдал распоряжение сливать в канализационную систему отработанные масла и другие загрязняющие вещества, чем был причинен ущерб на сумму более 20 млн руб. Скажите, какую ответственность должен понести главный инженер Башкатов? На ком лежит обязанность возмещения материального ущерба?
Решение:
Из условия задачи
мы видим, что Башкатов выполняет
организационно-
Сроки сдачи в эксплуатацию очистных сооружений были нарушены что влечет к наложению административного штрафа на административное лицо в размере от 40 т руб до 50 т руб, илидисквалификация на срок от 1 года до 2 лет согласно ч. 3 ст. 9.1 КоАП Р.Ф.
За слив в
канализационную систему
Из пояснительной
записки К ПРОЕКТУ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Настоящий законопроект предлагает: при превышении лимитов, предусмотренных в статье 14 настоящего Федерального закона на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и многие другие виды негативного воздействия на окружающую среду, установить уголовную ответственность руководителей предприятий, организаций, по чьей вине был превышен лимит, предусмотренный в статье 14 настоящего Федерального закона. Тем самым мы оградим нашу окружающую среду и граждан от повышенного негативного воздействия различных выбросов и сбросов от промышленных предприятий.
Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, -