Право на природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться: земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

Содержание

1 Право частной собственности на природные ресурсы
2. Правовой режим использования и охраны недр РФ
3. задача
4.список литературы

Работа содержит 1 файл

экологигия.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

 

- предотвращение загрязнения  недр при проведении работ,  связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

 

- предотвращение накопления  промышленных и бытовых отходов  на площадях водосбора и в  местах залегания подземных вод.

 

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

 

Застройка площадей залегания  полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных  сооружений допускается с разрешения органов управления фондом недр и  горного надзора при условии  обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

 

Важнейшими направлениями  деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная  экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

 

Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

 

Государственный кадастр  включает сведения по каждому месторождению  полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и  совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку).

 

С целью учета состояния  минерально-сырьевой базы страны ведется  государственный баланс, который  содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

 

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий  для рационального комплексного использования недр, определения  платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

 

Государственной регистрации - включению в государственный  реестр - подлежат участки недр, предоставляемые  в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

 

К числу правовых мер  охраны недр относятся также обязанности  субъектов права пользования  недрами по безопасному ведению  работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и  консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

 

В случае нарушения перечисленных  требований по охране недр право пользования  недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено компетентными государственными органами.

 

Специфической особенностью деятельности по охране недр является охрана геологической информации.

 

Информация о геологическом  строении недр, полезных ископаемых, условиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собственности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд геологической информации (в последнем случае - с условием ее использования в коммерческих целях).

 

Должностные лица государственных  фондов геологической информации обязаны  обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность  за ее несанкционированное разглашение.

 

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государственный контроль в сфере отношений недропользования.

 

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными*.

 

Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.

 

Ответственность за нарушения  законодательства о недрах

 

Нарушение установленных  законом правил и мер по охране и рациональному использованию  недр влечет за собой применение юридической  ответственности.

 

Перечень недронарушений, за которые может наступить административная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:

 

- незаконные сделки, связанные  с пользованием недрами;

 

- предоставление лицензий  на пользование недрами по  основаниям, не предусмотренным  Законом о недрах;

 

- нарушение установленного  законом порядка пользования  недрами;

 

- самовольное пользование  недрами;

 

- выборочная отработка  месторождений, приводящая к необоснованным  потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рационального  использования недр, приводящие к порче месторождений;

 

- нарушение стандартов  и норм по безопасному ведению  работ, связанных с недропользованием,  по охране недр и окружающей  среды, в том числе загрязнение  недр;

 

- нарушение права собственности  на геологическую информацию или ее конфиденциальности;

 

- самовольная застройка  площадей залегания полезных  ископаемых;

 

- необеспечение сохранности  зданий, сооружений а также особо  охраняемых территорий и объектов  окружающей природной среды при  недропользовании;

 

- уничтожение и повреждение  скважин, маркшейдерских и геодезических  знаков;

 

- систематическое нарушение  порядка внесения платы за  пользование недрами;

 

- невыполнение требований  по приведению ликвидируемых  или консервируемых горных выработок  в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности полезных ископаемых и горных выработок на время их консервации;

 

- неприведение участков  земли и других природных объектов, нарушенных при недропользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

 

В приведенном перечне  недронарушений можно выделить их три  основных вида: нарушения права собственности  на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование  недрами, невнесение платы и др.); нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием; экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.).

 

Согласно ст. 49 Закона о недрах указанный перечень не является исчерпывающим. В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за недронарушения (ст. 46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает дополнительные их виды:

 

- самовольная добыча  янтаря с месторождений или  мест промышленной разработки;

 

- нарушение правил  и требований проведения работ  по геологическому изучению недр;

 

- нарушения законодательства  о континентальном шельфе: незаконная  выдача лицензии (разрешения) на  осуществление деятельности на  континентальном шельфе; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; незаконная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.

 

Налагать административные взыскания в виде штрафа за нарушения законодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по геологии и использованию недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).

 

В зависимости от степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

 

Уголовный кодекс РФ содержит несколько составов преступлений, связанных  с использованием и охраной недр:

 

- исследование, разведка, разработка естественных богатств  континентального шельфа РФ или  исключительной экономической зоны  РФ, проводимые без соответствующих  разрешений (ст. 253);

 

- захоронение или иное  обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст. 247);

 

- нарушение правил  безопасности на объектах атомной  энергетики, при ведении горных  работ, на взрывоопасных объектах (ст. 215-217);

 

- нарушение правил  сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192)

 

К числу экологических  преступлений УК РФ относит деяния, предусмотренные ст. 255, согласно которой  уголовная ответственность наступает  за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

 

Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.

 

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причиненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.

 

Размер вреда определяется органом управления фондом недр.

 

Самовольное пользование  недрами и самовольная застройка  площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования (ст. 25, 51 Закона о недрах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. По вине главного инженера локомотивного депо Башкатова срока сдачи в эксплуатацию очистных сооружений. Он же отдал распоряжение сливать в канализационную систему отработанные масла и другие загрязняющие вещества, чем был причинен ущерб на сумму более 20 млн руб. Скажите, какую ответственность должен понести главный инженер Башкатов? На ком лежит обязанность возмещения материального ущерба?

 

Решение:

Из условия задачи мы видим, что Башкатов выполняет  организационно-распорядительные функции  на предприятии.

Сроки сдачи в эксплуатацию очистных сооружений были нарушены что  влечет к наложению административного  штрафа на административное лицо в размере от 40 т руб до 50 т руб, илидисквалификация на срок от 1 года до 2 лет согласно ч. 3 ст. 9.1 КоАП Р.Ф.

За слив в  канализационную систему отработанные масла и другие загрязняющие вещества:

 Из пояснительной  записки К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Настоящий законопроект предлагает: при превышении лимитов, предусмотренных в статье 14 настоящего Федерального закона на выбросы и  сбросы загрязняющих веществ и многие другие виды негативного воздействия на окружающую среду, установить уголовную ответственность руководителей предприятий, организаций, по чьей вине был превышен лимит, предусмотренный в статье 14 настоящего Федерального закона. Тем самым мы оградим нашу окружающую среду и граждан от повышенного негативного воздействия различных выбросов и сбросов от промышленных предприятий.

Статья 246 УК РФ. Нарушение  правил охраны окружающей среды при  производстве работ

 

 

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, -

Информация о работе Право на природные ресурсы