Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, контрольная работа
Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права.
1. Введение
2. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты.
3. .Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
4. Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права
Контрольная работа по дисциплине: «экологическое право»
Вариант 1
Выполнил студент 4 курса заочного отделения
Уфа
2012
Содержание:
1.Экологическое право — особое комплексное
образование, представляющее собой совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и прир
В сегодняшней юридической науке существует
два основных (с некоторыми вариациями)
подхода к тому, какие общественные отношения
в области взаимодействия общества и природы
следует включать в предмет экологического
права.
Первый из них заключается в
том, чтобы рассматривать в качестве
предмета эколого-правового
Второй - в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического права общественные отношения в области использования природных ресурсов.
2. Право на благоприятную окружающую
среду: понятие, правовой механизм обеспечения,
административный и судебный способы
защиты.
Основные понятия:
Окружающая среда - совокупность компонентов
природной среды, природных и природно-антропогенных
объектов, а также антропогенных объектов
Природный объект - естественная экологическая
система, природный ландшафт и составляющие
их элементы, сохранившие свои природные
свойства;
Природно-антропогенный объект - природный
объект, измененный в результате хозяйственной
и иной деятельности, и (или) объект, созданный
человеком, обладающий свойствами природного
объекта и имеющий рекреационное и защитное
значение;
Антропогенный объект - объект, созданный
человеком для обеспечения его социальных
потребностей и не обладающий свойствами
природных объектов;
Нормативы в области охраны окружающей
среды — установленные нормативы качества
окружающей среды и нормативы допустимого
воздействия на нее, при соблюдении которых
обеспечивается устойчивое функционирование
естественных экологических систем и
сохраняется биологическое разнообразие.
Таким образом, право на благоприятную
окружающую среду обеспечивается системой
природоохранных нормативов, а критерием
соблюдения этого права является соответствие
качества окружающей среды и воздействий
на нее соответствующим природоохранным
нормативам.
Под экологическими правами человека понимаются
признанные и закрепленные в законодательстве
права индивида, обеспечивающие удовлетворение
разнообразных потребностей человека
при взаимодействии с природой.
По уровню правового регулирования эти
права подразделяются на основные и иные
права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и
фундаментальными. В Российской Федерации
они закреплены Конституцией, а также
международно-правовыми документами по
правам человека, которые в соответствии
со ст. 15 Конституции РФ являются составной
частью правовой системы России. К международным
документам относятся, в частности, Всеобщая
декларация прав человека (1948 г.), Европейская
конвенция о защите прав человека и основных
свобод (1950 г.), Европейская социальная
хартия (1961 г.).
Так, основными конституционными являются
право частной собственности на землю
(ст. 36), право каждого на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42).
Прямое отношение к рассматриваемой разновидности
прав имеет право каждого на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности
и гигиены (ст. 37), а также право каждого
на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл.
2 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции
РФ основные экологические права относятся
к категории неотчуждаемых, естественных
прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые,
Конституция подчеркивает невозможность
и недопустимость лишения человека таких
прав. Они являются правами субъективными
и естественными, поскольку природа наделяет
ими человека в момент рождения.
К категории иных экологических прав человека относятся
права в области природопользования и
охраны окружающей среды, установленные
в законах и иных нормативных правовых
актах Российской Федерации и ее субъектов.
Примерами разновидности таких прав являются
право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды
(ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей
природной среды»), право граждан России,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
проживающих на территории Российской
Федерации, на радиационную безопасность
(ст. 22 Федерального закона «О радиационной
безопасности населения»), право граждан
на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса
РФ) и др.
Экологические права могут быть подразделены
также по видам регулируемых ими интересов
или сторон деятельности. Как в Российской
Конституции, так и в Международных пактах
по правам человека выделяются гражданские
(личные) права; политические права; культурные
права; социальные и экономические права.
Очевидно, что как самостоятельные по
содержанию экологические права, так и
юридически значимые экологические интересы
граждан проявляются в большей или меньшей
степени в каждом из названных видов прав.
Так, гражданские (личные) права определяют
защищенность человека, его здоровья и
имущества от какого-либо незаконного
вмешательства (к примеру от вредного
воздействия окружающей среды).
Политические права граждан выражают возможности индивида
на участие в осуществлении государственной
власти (посредством проведения референдума
по вопросам охраны окружающей среды,
участия в процессе подготовки и принятия
экологически значимых решений и др.),
установления контроля за властью (путем
судебного обжалования решений и действий
государственных органов и должностных
лиц, а также их бездействия, нарушающих
экологические права граждан).
Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня
экологической культуры человека.
Социальные и экономические права призваны
обеспечить человеку достойный жизненный
уровень с учетом экологических характеристик,
право на труд в экологически безопасных
условиях, защиту здоровья от вредного
воздействия загрязненной окружающей
среды, право на экологическое образование.
С учетом важности экологических интересов
для человека, общества и государства,
уровня развития экологических прав человека
они должны быть выделены в качестве самостоятельной
разновидности прав.
Правовой механизм обеспечения
Система государственных мер по обеспечению
прав на благоприятную окружающую среду:
1. Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и должностные
лица обязаны оказывать содействие гражданам,
общественным и иным некоммерческим объединениям
в реализации их прав в области охраны
окружающей среды.
2. При размещении объектов, хозяйственная
и иная деятельность которых может причинить
вред окружающей среде, решение об их размещении
принимается с учетом мнения населения
или результатов референдума.
3. Должностные лица, препятствующие гражданам,
общественным и иным некоммерческим объединениям
в осуществлении деятельности в области
охраны окружающей среды, реализации их
прав, предусмотренных настоящим Федеральным
законом и другими федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, привлекаются к
ответственности в установленном порядке.
ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального
закона от 10 января 2002 года "Об охране
окружающей среды", предусматривающая
право граждан на охрану здоровья от негативного
воздействия окружающей среды; положения
Экологической доктрины России, гласящие
"сохранение природы и улучшение качества
окружающей среды являются приоритетными
направлениями деятельности государства
и общества" и др.
Граждане обладают широкими полномочиями
для реализации своих экологических прав,
предполагающими возможность создавать
общественные объединения по охране окружающей
среды, вступать в такие объединения и
фонды, делать взносы; принимать участие
в собраниях, митингах, пикетах, шествиях,
референдумах по охране окружающей среды;
обращаться с письмами, петициями, требовать
их рассмотрения; требовать в административном
и судебном порядке отмены решений о размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции,
эксплуатации экологически вредных объектов,
ограничении, приостановлении, прекращении
их деятельности; ставить вопрос о привлечении
к ответственности виновных юридических
лиц и граждан. За экологические правонарушения,
т.е. за виновные противоправные деяния,
должностные лица и граждане несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую
либо уголовную ответственность, а предприятия,
учреждения, организации - административную
и гражданско-правовую ответственность.
Экологические общественные объединения
граждан могут разрабатывать, утверждать
и пропагандировать свои экологические
программы, защищать экологические права
и интересы населения, развивать его экологическую
культуру, привлекать граждан к природоохранительной
деятельности; за счет своих средств и
добровольного участия населения выполнять
работы по охране и воспроизводству природных
ресурсов; оказывать содействие государственным
органам в борьбе с нарушениями природоохранительного
законодательства; создавать общественные
фонды по охране окружающей среды и расходовать
их на проведение экологических мероприятий;
рекомендовать своих представителей для
участия в государственной экологической
экспертизе, проводить общественную экологическую
экспертизу (становящуюся юридически
обязательной после утверждения ее результатов
органами государственной экспертизы);
требовать назначения государственной
экологической экспертизы; выступать
с изложением своей платформы в средствах
массовой информации. Согласно ст.13 Закона
РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные
органы и их должностные лица обязаны
оказывать всемерное содействие общественным
объединениям и гражданам в реализации
их экологических прав и обязанностей,
принимать меры по выполнению их предложений
и требований. Должностные лица и граждане,
препятствующие осуществлению экологических
прав и обязанностей, привлекаются к ответственности
в соответствии с законодательством. В
частности, граждане и общественные объединения
граждан могут требовать от гидрометеорологических
и других соответствующих органов предоставления
своевременной, полной и достоверной информации
о состоянии окружающей среды и мерах
по ее охране. Должностные лица, граждане,
предприятия, учреждения, организации,
виновные в несвоевременной или искаженной
информации о состоянии среды и радиационной
обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому
в административном порядке (граждане
- до десятикратного размера минимальной
заработной платы, должностные лица - до
двадцатикратного размера минимальной
заработной платы). В полном объеме подлежит
возвращению вред, причиненный здоровью
или имуществу граждан в результате неблагоприятного
воздействия окружающей среды, вызванного
деятельностью предприятий, учреждений,
организаций или отдельных граждан. При
определении величины вреда учитывается
степень утраты трудоспособности потерпевшего;
необходимые затраты на лечение и восстановление
здоровья; затраты на уход за больным;
упущенные профессиональные возможности;
затраты связанные с необходимостью изменения
места жительства и образа жизни, профессии;
потери, связанные с моральными травмами,
невозможностью иметь детей или риском
иметь детей с врожденной патологией.
При определении ущерба имущества учитывается
прямой ущерб, связанный с разрушением
и снижением стоимости строений, жилых
и производственных помещений, оборудования;
упущенная выгода от потери урожая, снижения
плодородия. Возмещение вреда здоровью
граждан производиться на основании решения
суда по иску потерпевшего, членов его
семьи, прокурора, уполномоченного на
то органа государственного управления,
общественного объединения. Сумма денежных
средств взыскивается с того, кто причинил
вред, а при невозможности его установления
- из средств государственных экологических
фондов. Предприятия, деятельность которых
связана с повышенной опасностью для окружающей
среды, возмещает причиненный вред согласно
ст.454 ГК. Юридические и физические лица
вправе предъявлять исковые требования
в суд или арбитражный суд и о прекращении
экологически вредной деятельности, причиняющей
вред здоровью и имуществу граждан, народному
хозяйству и окружающей среде. Решение
суда в этом случае является основанием
для прекращения ее финансирования соответствующими
банковскими учреждениями. Территории
с устойчивыми отрицательными изменениями
в окружающей среде, угрожающими здоровью
населения, состоянию естественных экологических
систем, генетических фондов растений
и животных, объявляются зонами чрезвычайной
экологической ситуации, что влечет прекращение
деятельности; отрицательно влияющей
на окружающую среду, приостановку работы
цехов, агрегатов, оборудования и т.д.,
ограничение отдельных видов природопользования.
Финансовую ответственность несут виновники
деградации среды. Таким образом, предусматривается
обширная система мер, обеспечивающая
экологические конституционные права
граждан.
Способы защиты
Статья 13 Федерального закона "Об охране
окружающей среды" устанавливает систему
государственных мер, обеспечивающих
право граждан на благоприятную окружающую
среду.
Во-первых, органы государственной власти
РФ, органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления и
должностные лица обязаны оказывать содействие
гражданам, общественным объединениям
в реализации их прав в области охраны
окружающей среды.
Во-вторых, при размещении объектов, хозяйственная
и иная деятельность которых может причинить
вред окружающей среде, решение об их размещении
принимается с учетом мнения населения
или результатов референдума.
В-третьих, должностные лица, препятствующие
гражданам, общественным объединениям
в осуществлении деятельности в области
охраны окружающей среды, реализации их
прав, привлекаются к ответственности
в установленном порядке.
Далее статья 34 данного Закона устанавливает
следующее:
- размещение, проектирование, строительство,
реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация,
консервация и ликвидация зданий, строений,
сооружений и иных объектов, оказывающих
прямое или косвенное негативное воздействие
на окружающую среду, осуществляются в
соответствии с требованиями в области
охраны окружающей среды. При этом должны
предусматриваться мероприятия по охране
окружающей среды, восстановлению природной
среды, рациональному использованию и
воспроизводству природных ресурсов,
обеспечению экологической безопасности;
- нарушение требований в области охраны
окружающей среды влечет за собой приостановление
по решению суда размещения, проектирования,
строительства, реконструкции, ввода в
эксплуатацию, эксплуатации, консервации
и ликвидации зданий, строений, сооружений
и иных объектов;
- прекращение в полном объеме размещения,
проектирования, строительства, реконструкции,
ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации
и ликвидации зданий, строений, сооружений
и иных объектов при нарушении требований
в области охраны окружающей среды осуществляется
на основании решения суда и (или) арбитражного
суда.
За нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды устанавливается
имущественная, дисциплинарная, административная
и уголовная ответственность.
Уголовная ответственность применяется
только к физическим лицам за совершение
экологического преступления, т.е. посягательство
на экологический правопорядок и его составную
часть - экологическую безопасность населения.
В гл. 26 УК РФ установлена ответственность
за нарушение правил: охраны окружающей
среды при производстве работ (ст. 246), обращения
экологически опасных веществ и отходов
(ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими
либо другими биологическими агентами
и токсинами (ст. 248) и др.
Административная ответственность применяется
к физическим и юридическим лицам за совершение
экологического проступка при отсутствии
состава преступления. Наиболее распространенная
мера административного взыскания - штраф.
Размеры штрафа кратны размеру минимального
размера оплаты труда на момент совершения
правонарушения. Так, в гл. 8 КоАП РФ установлена
ответственность за нарушение общих требований
охраны окружающей среды (несоблюдение
экологических требований при планировании,
технико-экономическом обосновании проектов,
проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации предприятий, сооружений
и иных объектов), за совершение земельных,
горных, водных правонарушений, лесонарушений,
проступков, посягающих на животный мир
и среду его обитания, и др.
Имущественная ответственность предусматривае
Дисциплинарная ответственность применяется
только к физическим лицам и предусмотрена
за совершение экологического проступка
в связи с невыполнением служебных обязанностей,
в результате чего причиняется экологический
вред.
Статья 45 Конституции РФ устанавливает,
что каждый вправе защищать свои права
и свободы всеми способами, не запрещенными
законом.
При этом важно, что могут быть обжалованы
в суд не только неконституционные, противоречащие
экологическим правам граждан решения
и действия органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц, но и бездействие
этих органов и лиц (ст. 26 Конституции РФ).
Анализ действующего законодательства
в области охраны окружающей среды и прав
человека и гражданина позволяет выделить
два основных способа защиты экологических
прав граждан: а) самозащиту и б) защиту
с помощью государственных институтов,
или государственную защиту.
Защита прав в области охраны окружающей
среды представляет собой не только деятельность
физических и юридических лиц, но и деятельность
государственных органов, органов местного
самоуправления, так как защита прав и
свобод человека является обязанностью
государства. Так, надзор за исполнением
законов и соблюдением прав и свобод человека
и гражданина со стороны органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
их должностных лиц, а также коммерческих
и некоммерческих организаций осуществляет
прокуратура РФ. Прокуроры вправе присутствовать
на заседаниях органов государственной
власти, органов местного самоуправления;
вносить протесты на противоречащие закону
правовые акты в органы и должностным
лицам, издавшим данные акты, либо в вышестоящие
органы государственной власти, вышестоящим
должностным лицам; вносить представления
о нарушении закона в органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностным лицам, которые компетентны
устранить допущенные нарушения; предъявлять
в суд иски в защиту нарушенных прав, свобод
и законных интересов граждан либо интересов
Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований.
Защиту прав в области охраны окружающей
среды можно осуществлять как в административном,
так и в судебном порядке. В соответствии
с Законом РФ "Об обжаловании в суд решений
и действий, нарушающих права и свободы
граждан" жалобы на действия (бездействие)
органов государственной власти, органов
местного самоуправления могут быть обжалованы
в вышестоящий орган государственной
власти, орган местного самоуправления,
учреждение, предприятие или общественное
объединение, должностному лицу. Срок,
в течение которого жалоба подлежит рассмотрению,
составляет один месяц.
Граждане вправе обратиться за защитой
своих прав в области охраны окружающей
среды непосредственно в суд. Споры с участием
граждан рассматривают суды общей юрисдикции.
В соответствии с ГПК споры, возникающие
из экологических правоотношений, разрешают
суды общей юрисдикции. Арбитражные суды
рассматривают споры, связанные с осуществлением
экономической и иной предпринимательской
деятельности, с участием юридических
лиц (индивидуальных предпринимателей),
а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных
образований.
Способы защиты экологических прав в сфере
деятельности органов исполнительной
власти.
К способам защиты относятся:
- судебный контроль за деятельностью
администрации (имеются в виду полномочия
общих судов по рассмотрению административных
споров, а также возможная организация
административной юстиции);
- административный (внутриведомственный
и надведомственный) контроль и надзор,
осуществляемый в рамках самой исполнительной
власти. Сюда следует отнести и президентский
контроль за деятельностью подчиненной
ему системы государственных органов;
- организация приема и рассмотрения обращений
(заявлений и жалоб) в органы исполнительной
власти;
- прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры)
за законностью деятельности отдельных
структур исполнительной власти (министерств
и ведомств), а также за органами местного
самоуправления;
- контроль со стороны представительных
органов власти за аппаратом управления
в рамках, определенных законом, и с учетом
принципа разделения властей.
Важное положение для защиты экологических
прав граждан содержится в п. 4 ст. 27 Федерального
закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ".
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих
экологические права граждан, регулируется
Законом РФ "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан" (в редакции Федерального закона
от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ). Закон предоставляет истцу
возможность выбора органа, в который
он может обратиться для обеспечения защиты
нарушенного экологического права. Он
может обратиться либо непосредственно
в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности
государственному органу, органу местного
самоуправления, учреждению, предприятию
или объединению, должностному лицу.
Если гражданину отказано в удовлетворении
жалобы в административном порядке или
он не получил ответа в течение месяца
со дня ее подачи, он вправе обратиться
в суд по месту жительства или по месту
нахождения нарушителя (органа, объединения,
должностного лица).
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение.
Если жалоба обоснована, он признает обжалуемое
действие или решение, приведшее к нарушению
прав гражданина, незаконным, обязывает
удовлетворить требования гражданина,
отменяет примененные к нему меры ответственности
либо иным путем восстанавливает его нарушенные
права и свободы.
Суд может принять решение о возмещении
убытков, морального вреда, нанесенных
гражданину незаконными действиями (решениями),
а также предоставлением искаженной информации.