Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических прав граждан России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на благоприятную окружающую среду.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1.Экологические права граждан
1.1.Понятие и виды экологических прав граждан................................................... 5
1.2.Правовое регулирование экологических
прав граждан по российскому законодательству......................................................9
Глава 2.Право на благоприятную окружающую среду
2.1.Понятие и особенности права на благоприятную окружающую среду............................................................................................................................13
2.2.Правовое регулирование права граждан на благоприятную окружающую среду...........................................................................................................................15
2.3.Соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами......................................................................................18
Заключение.................................................................................................................22
Список источников и литературы............................................................................24

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

а) создавать  общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

      б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

      в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под  петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

      г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать  содействие органам государственной  власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в  органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять  в суд иски о возмещении вреда  окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом  права3.

      Ряд существенных прав граждан в области  охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

  • на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;
  • на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
  • при обращении на предприятия и в организации — на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
  • непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения4.

      С учетом высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды Федеральным законом “О радиационной безопасности населения” также установлен ряд экологических прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Представителям общественных объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Законом “О защите прав потребителей” (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя — на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

      В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека — экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами “О недрах”, “О животном мире” и др.

      Глава 2.

2.1. Понятие и особенности права на благоприятную окружающую среду

    Право на благоприятную окружающую среду-это одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.

     На мой взгляд, право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду неслучайно,ведь первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания. Например, как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2008 г. составляла 64 года. Есть основания предполагать, что продолжительность жизни будет укорочена и одной из главных причин станет деградация окружающей среды, в связи с чем защита и юридическое закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду просто необходимо!

    В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

      Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

     Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

       Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Об охране окружающей природной среды».Проанализировав закон, мной были  выделены следующие нормативы качества окружающей природной среды: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты,что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды. 

    Кроме того, другой его важнейшей характеристикой является ресурсоемкость (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов с целью удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путем лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (ст. 19). Конкретные предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

      На мой взгляд, благоприятная окружающая среда означает ещё и способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий. (например,заповедники,такие как “Черные земли”, Джунгарский, Рдейский, Юганский, , Путоранский, «остров Врангеля” и т.д.)

          Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Примерами нарушения права на благоприятную окружающую среду - засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных.

      Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

    В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологической функции государства и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

    К особенностям права на благоприятную окружающую среду может быть отнесена также его сильная зависимость от внешних факторов. Внешними по отношению к условиям реализации выступают факторы, не подверженные государственно-правовому регулированию. С одной стороны, это различные явления природного характера, а с другой - состояние окружающей среды и отношение к экологическим правам человека в сопредельных и даже территориально удаленных странах. В каком-то смысле право на благоприятную окружающую среду носит наднациональный характер, успешность его осуществления в пределах юрисдикции одного государства в немалой степени зависит от состояния международно-правового регулирования сферы охраны окружающей среды.  

    2.2.Правовое  регулирование права  граждан на благоприятную  окружающую среду

    Право на благоприятную окружающую природную  среду закреплено в Конституции  РФ. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.

Информация о работе Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических прав граждан России