Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:47, контрольная работа
Общедоступное (общее) экологопользование не требует разрешения компетентных государственных органов или предприятий, за которыми природные объекты закреплены. Право на такое пользование возникает непосредственно из законов или иных нормативно-правовых актов, регулирующих экологопользование. Это право принадлежит любому предприятию или гражданину там, где это не запрещено законом.
1.Право экологопользования и природопользования: понятие, виды и существенное отличие.
2. Правовой режим земель населенных пунктов. Экологические требования к планировке и застройке населенных пунктов.
3. Правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.
Список литературы
Содержание
1.Право экологопользования и природопользования: понятие, виды и существенное отличие.
2. Правовой режим земель населенных пунктов. Экологические требования к планировке и застройке населенных пунктов.
3. Правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.
Список литературы
Виды права экологопользования можно подразделить на три основных группы:
- в зависимости от объектов права экологопользования может быть общим или специальным, то есть осуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному разрешению;
- в зависимости от субъектов право экологопользования можно подразделить на право экологопользования организаций и право экологопользования граждан. Такое подразделение юридически обусловлено тем, что если граждане имею общую экологическую правоспособность, то организации - специальную;
- в зависимости от видов эксплуатируемых природных объектов и их состояния право экологопользования можно подразделить на виды: землепользование, водопользование, недропользование и т.п.
В зависимости от степени правовой урегулированности фактического пользования человеком природных ресурсов и способов регламентации этого использования различают:
- естественные условия существования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и т.п.);
- общедоступное (общее) пользование природными ресурсами;
- регламентируемое право экологопользования - эксплуатация природных объектов, как находящихся в собственности государства, так и не подлежащих индивидуализации, которые возникают по разрешениям.
Общедоступное (общее) экологопользование не требует разрешения компетентных государственных органов или предприятий, за которыми природные объекты закреплены. Право на такое пользование возникает непосредственно из законов или иных нормативно-правовых актов, регулирующих экологопользование. Это право принадлежит любому предприятию или гражданину там, где это не запрещено законом.
Различают бессрочное пользование природными объектами, то есть пользование без заранее установленного срока, и временное пользование. Понятие и содержание права экологопользования приведены на рис. 1 и 2.1
Рис. 1. Понятие права экологопользования
Рис. 2. Содержание права экологопользования
Объектом права экологопользования является прежде всего материализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосферный воздух, ибо он не материализован и им невозможно обладать как вещью.
Нематериализованные субстанции могут являться объектом права экологопользования лишь при условии, что они являются частью тех природных объектов, которыми можно обладать как вещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеется почвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушный режим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется в составе материализованного объекта - земельного участка, предоставленного ему в пользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут быть лишь земельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или части их, участки леса для заготовки древесины и других лесопользовании, имеющих побочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикой фауны.
Субъектами права экологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации, учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица.
Содержание права экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права собственности, права владения, права пользования и права внутрихозяйственного управления природным объектом, предоставленным в пользование, владение, собственность или аренду.
Право владения природным объектом как правомочие права экологопользования имеет два основных аспекта: отграничение предоставленного в пользование природного объекта и внутрихозяйственную организацию его территории (территориально-хозяйственное устройство). Иначе говоря, владение предполагает наличие двух групп правоотношений; правоотношения по обеспечению защиты прав экологопользования и правоотношения по организации используемого природного объекта. Так, установление границ земельного участка гражданина на местности дает ему право требовать определенного поведения от третьих лиц: запрещать проезд, проход по земельному участку, сенокошение на нем и т.п. Закрепленные же в порядке внутрихозяйственного землеустройства составные части землепользования колхоза дают, во-первых, право органам по контролю за землепользованием требовать от колхоза точного соблюдения целевого назначения внутрихозяйственных участков, определенных внутрихозяйственным землеустройством, во-вторых, право самому колхозу-землевладельцу требовать от внутрихозяйственных подразделений соблюдать установленные им земельные обязанности.
Право пользования природным объектом также имеет два основных аспекта: определенность пределов права пользования этим объектом и соблюдение правовой процедуры пользования (правил хозяйственной эксплуатации).
Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсового) права, имеющим длительную историю. Данный институт, будучи традиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преобразованиям в ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очередь, специалисты отмечают расширение круга субъектов права природопользования, развитие начала платности, появление новых (для отечественного права) форм, например аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и прекращения права природопользования и т. п.
Право природопользования - это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).2
В литературе выделяются различные виды права природопользования. По критерию объекта - это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом В рамках данной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Таким образом, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа). По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов - обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. В законодательстве имеются указания на публичные и частные сервитуты при лесо-, земле- и водопользовании (ст. 21 ЛК РФ, ст. 43 ВК РФ, ст. 276-277 ГК РФ). Понятие сервитута используется для установления права ограниченного пользования чужим имуществом.
Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т.п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.
Принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность.3
По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; органы местного самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства, международные организации. Права и обязанности субъектов права природопользования, как правило, детально регламентированы законодательством. Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.
2. Правовой режим земель населенных пунктов. Экологические требования к планировке и застройке населенных пунктов
Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений. В настоящее время, когда все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, разработка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточных мер для охраны данного режима от нарушений.
Землями поселений признаются земли, предоставленные для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83-- 86 ЗК РФ).
Земли поселений -- одна из категорий земель в земельном фонде России.
Согласно Градостроительному кодексу РФ от 01.01.2005 все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные поселения.
При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:
-- сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);
-- крупнейшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек);
-- крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);
-- большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
-- средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
-- малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек);
-- крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек);
-- большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек);
-- средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);
-- малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную деятельность -- деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.
Использование земель поселений осуществляется на основе градостроительной документации -- документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Статья 7 Градостроительного кодекса РФ обеспечивает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает:
^ градостроительное планирование развития территорий и поселений;
^ участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве;
^ компенсацию вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.