Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

цель данной работы – рассмотрение правового режима особо охраняемых природных территорий. Задачи работы:
Определение понятия особо охраняемых природных территорий;
Выявление категорий и видов особо охраняемых природных территорий.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………. 2
1. Понятие ООПТ ……………………………………………. 3
2. Категории и виды ООПТ …………………………………. 6
Заключение ……………………………………………………….. 17
Список литературы .………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

    а) осуществление охраны природных  территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в  естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

    б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

    в) осуществление экологического мониторинга  в рамках общегосударственной системы  мониторинга окружающей среды;

    г) экологическое просвещение;

    д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

    е) содействие в подготовке научных  кадров и специалистов в области  охраны окружающей среды5.

    Государственный природный заповедник учреждается  постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАРКИ.

    Национальные  парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

    Земля, водные объекты, недра, растительный и  животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются  в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

    Историко-культурные объекты, поставленные на государственную  охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным  органом охраны памятников истории и культуры.

    В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

    Национальные  парки имеют исключительное право  приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

    Здания, сооружения, историко-культурные и  другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве  оперативного управления.

    Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    Вокруг  национального парка создается  охранная зона с ограниченным режимом  природопользования.

    На  национальные парки возлагаются  следующие основные задачи:

    а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

    б) сохранение историко-культурных объектов;

    в) экологическое просвещение населения;

    г) создание условий для регулируемого  туризма и отдыха;

    д) разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического просвещения;

    е) осуществление экологического мониторинга;

    ж) восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов и  объектов.

    Национальные  парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    На  территориях национальных парков устанавливается  дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

    а) заповедная, в пределах которой запрещены  любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование  территории;

    б) особо охраняемая, в пределах которой  обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

    в) познавательного туризма, предназначенная  для организации экологического просвещения и ознакомления с  достопримечательными объектами национального  парка;

    г) рекреационная, в том числе предназначенная  для отдыха, развития физической культуры и спорта;

    д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

    е) обслуживания посетителей, предназначенная  для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

    ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная  деятельность, необходимая для обеспечения  функционирования национального парка.

ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ.

    Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

    Территории  природных парков располагаются  на землях, предоставленных им в  бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

    На  природные парки возлагаются  следующие задачи:

    а) сохранение природной среды, природных  ландшафтов;

    б) создание условий для отдыха (в  том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

    в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

    Решение об образовании природных парков принимают органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ.

    Государственными  природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Объявление  территории государственным природным  заказником допускается как с  изъятием, так и без изъятия  у пользователей, владельцев и собственников  земельных участков.

    Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

    а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных  ландшафтов);

    б) биологическими (ботаническими и  зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

    в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

    г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

    д) геологическими, предназначенными для  сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ.

    Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Органы  государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

    На  территориях, на которых находятся  памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ  ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ.

    Дендрологические  парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

    Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

    На  территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается  всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

    Территории  дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в  том числе:

    а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

    б) научно-экспериментальную, доступ в  которую имеют только научные  сотрудники дендрологических парков или  ботанических садов, а также специалисты  других научно-исследовательских учреждений;

    в) административную.

    Задачи, научный профиль, особенности правового  положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного  дендрологического парка и ботанического  сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ  МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ.

    Территории (акватории), пригодные для организации  лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Информация о работе Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий