Понятие экологических правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:59, реферат

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации механизм регулирования охраны окружающей среды реализуется недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в законодательстве принципы защиты экологии только декларируются. Для преодоления указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....4

1.Становление экологического права как науки………...……………..6
1.История развития науки экологического права в России…….....6
1.2 Источники экологического права ………………......…………...12

2.Сущность экологических правоотношений…………………..…......22
1.Объект и предмет правоотношений в сфере экологии ………...22
2.2 Классификация экологических правоотношений………………23

Заключение……………………………………………………………......37

Список использованной литературы………………………………..…..39

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………....4                                                                                                     

  1. Становление экологического права как науки………...……………..6
    1. История развития науки экологического права в России…….....6

    1.2 Источники экологического права ………………......…………...12

  1. Сущность экологических правоотношений…………………..…......22
    1. Объект и предмет правоотношений в сфере экологии ………...22

    2.2 Классификация экологических правоотношений………………23

          Заключение……………………………………………………………......37

          Список использованной литературы………………………………..…..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важной  предпосылкой формирования и становления  экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского  права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

     В настоящее время в Российской Федерации механизм регулирования  охраны окружающей среды реализуется  недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в  законодательстве принципы защиты экологии только декларируются. Для преодоления  указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования.

     Подобные законопроекты активно обсуждаются общественностью и специалистами, однако до сих пор не прошли трех чтений в Государственной Думе и не вступили в законную силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление экологического права как науки
    1. Становление экологического права
 

       Несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически отсутствуют полностью. Поэтому следует рассказать об истории экологического права, и как отрасли права и как учебной дисциплины.

       Во  многих учебниках по экологическому праву история либо не затрагивается  вовсе, либо только выделяется периодизация развития экологического законодательства начиная с 1917г. (издания Декрета "О  земле").

       Так, Б.В.Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:

       - возникновение, становление и  развитие экологического права  в рамках "земельного права  в широком смысле";

       - развитие экологического права  в рамках природоресурсовых отраслей;

       - современный период развития  экологического права, его выход  за рамки природоресурсовых отраслей. Ерофеев Б.В. Экологическое право  России. - Москва: ООО «Профобразование», 2003. с. 85

       Первый  этап охватывал 1917-1968гг., до принятия Основ  земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные); второй- с 1968 по 1987г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.), и наконец, коллективно признано наличие экологического права как правовой общности; третий период- с 1988г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.

       Другие  авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:

       1917-1922гг.- возникновение и становление  законодательных актов об охране  и использовании природных ресурсов;

       1922-1957гг.- активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;

       1957-1963гг.- принятие во всех республиках  СССР законов об охране природы-  новой формы природоохранительного  законодательства, принятие Закона  РСФСР об охране природы в  РСФСР от 26 октября 1960г.;

       1968-1980гг.- проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;

       1985-1990гг.- попытка перестроить общественные  отношения в охране природы  и рациональном использовании  природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

       1990г.- до настоящего времени. Петров  В.В. Экологическое право России. - М.: Изд-во «БЕК», 2007.с. 148

       Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991г. "Об охране окружающей природной среды" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002г.

       Как видим, подчеркивается преимущественное развитие блока природоресурсного  законодательства над природоохранительным. Но поскольку вместе на сегодняшний момент их объединяют общим экологическим правом, наверное, целесообразнее говорить об истории экологического права не только как об истории природоохранительного законодательства, но и об истории природоресурсного законодательства, понимая при этом их тесное взаимодействие и влияние друг на друга. Из всего блока природоресурсного законодательства, бесспорно, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. 

1.2 Источники экологического права 

     Под источниками экологического права  понимается совокупность нормативно-правовых акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения (отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы) Нецветаев А.Г. Экологическое право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права - М., 2006 - С. 54.

     К источникам любой отрасли права, в том числе и экологического, предъявляются следующие основные требования:

     - они должны иметь установленную  законом документальную форму  (Федеральный закон, Указ Президента, Постановление Правительства и т.д.);

     - они должны быть приняты уполномоченными  на то органами государства  или иными органами и организациями,  которым полномочны их принимать  (Президент РФ, министерства и  ведомства, органы местного самоуправления  и др.);

     - они должны быть приняты в условиях установленной законом процедуры (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, обычный федеральный закон, регистрация ведомственных актов в Минюсте РФ и т.д.);

     - они должны иметь нормативный  характер и распространяться  на неопределенный круг субъектов правоотношений и др.

     В то же время, источники экологического права имеют и свои особенности.

     К числу таких особенностей В.В. Петров относит Петров В.В. Экологическое  право России. Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2005 - С. 80 - 81:

     - значительный «вес» среди них  имеют законы по сравнению  с другими формами права;

     - наличие среди них большого  числа так называемых «экологизированных»  нормативных актов, т.е. актов  других отраслей права, содержащих  различные экологические требования и предписания (например, Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за экологические преступления и др.);

     - значительная роль среди них  принадлежит международно-правовым  актам, которые регулируют внутренние  экологические правоотношения на основе примата (преимущества) международного права. Эта особенность обусловлена необходимостью международно-правового сотрудничества в данной области, поскольку отдельные государства не в состоянии решить многие экологические проблемы (например, глобальное потепление, истощение озонового слоя атмосферы и др.), замыкаясь в своих национальных границах.

     Систему источников экологического права образуют:

     - Конституция РФ,

     - Федеративные договоры,

     - международные договоры РФ, общепризнанные  принципы и нормы международного права,

     - федеральные законы,

     - нормативные правовые акты Президента  РФ,

     - нормативные правовые акты Правительства  РФ,

     - нормативные правовые акты федеральных  министерств и ведомств,

     - конституции, законы, иные нормативные  правовые акты субъектов РФ,

     - нормативные правовые акты органов  местного самоуправления,

     - локальные нормативные правовые  акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  экологических правоотношений
    1. Объект и предмет правоотношений в сфере экологии
 

       Экологические правоотношения - это разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.

       Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.

       Экологические правоотношения возникают на основании  юридических фактов. При этом в  области экологии факты классифицируют на события и действия.

       Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т.д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека.

       Действие  отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения  экологических правоотношений). Различают  позитивные и негативные действия (поступки).

       Позитивное  поведение человека как участника  экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний.

       Негативное  экологическое правоотношение подразумевает  причинение вреда природной среде  и здоровью человека. Такие юридические  факты определяют экологические  правонарушения. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Информация о работе Понятие экологических правоотношений