Понятие и структура экологического лицензирования

Автор: Саша Е, 16 Октября 2010 в 16:04, реферат

Описание работы

виды деятельности, подлежащие лицензированию

Содержание

1. Введение
2. Экологическое лицензирование
3. Процесс экологического лицензирования
4. Разграничение функций в процессе лицензирования. Порядок выполнения работ по лицензированию :
- структура
- прием заявлений на получение лицензий
- переоформление лицензии
5. Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

работа экологическое лицензирование.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

Введение 

По общему правилу  специальное природопользование возникает  на основе распорядительного акта уполномоченного  органа.

Основания прекращения  природопользования:

Ликвидация юридического лица, смерть гражданина, переезд гражданина на другое место жительства.

Истечение срока  природопользования, минование надобности в природопользовании.

Изъятие природного ресурса (объекта): для государственных (муниципальных) нужд в порядке выкупа или как санкция за совершение экологического правонарушения.

Возникновение чрезвычайно ситуации.

Возникновение условий, предусмотренных лицензией.

Роль лицензирования в охране окружающей среды.

Осуществляя в  административно-правовом порядке  лицензирование, государство выступает  как imperium, осуществляя высшую юридическую  власть над всеми видами природных  ресурсов. 

Экологическое лицензирование 

Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная  с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных  и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Лицензионные органы могут приостановить  действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным  актом . Обосновывающая документация для  приостановления действия или аннулирования  лицензии готовится подразделением по лицензированию. Официальным документом, удостоверяющим приостановление действия или аннулирование лицензии, является Решение лицензионного органа об аннулировании (приостановлении) действия лицензии, в котором приводится мотивированное обоснование принятого решения и указывается дата вступления его в силу. Лицензионный орган в течение 3 дней со дня принятия решения в письменной форме информирует о нем лицензиата и органы государственной налоговой службы. Информация о приостановлении действия или аннулировании лицензии вводится в Реестр регистрации выданных лицензий и регистрации решений об аннулировании или приостановлении действия лицензии выбросов и сбросов загрязняющих веществ оформлялось разрешениями, право на заготовку древесины - лесорубочными билетами, право на заготовку второстепенных лесных ресурсов - ордерами. Правовое регулирование экологического лицензирования на сегодняшний день отличается определенной сложностью: Во-первых, неоднозначно определяется система законодательства, регулирующего вопросы экологического лицензирования. Так, ст. 30Федерального закона "Об охране окружающей среды" говорит о том, что перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается

федеральными  законами. Специальным законом в  данной сфере является Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности" от 8 августа 2001 г. (далее - Федеральный закон "О  лицензировании"). Но ст. 1 данного  закона исключает его действие лишь на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира. Следовательно, лицензированию в сфере  охраны окружающей среды подлежат только те виды деятельности, которые названы  в ст. 17 указанного закона. Лицензирование в сфере использования отдельных  природных ресурсов определяется в  лесном законодательстве, законодательстве о недрах и о животном мире. Все  иные виды деятельности, связанные  с охраной окружающей среды или  использованием природных ресурсов, и не названные в указанных  нормативных правовых актах, лицензированию не подлежат. Во-вторых, в настоящее  время наблюдается тенденция  к сок-

ращению лицензируемых  видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов. Так, например, принятые в 2006 году Водный и Лесной кодексы полностью отказались  от разрешительной системы водо- и -лесопользования. Единственный вид деятельности, подлежащий лицензированию в сфере водопользования - это сброс загрязняющих веществ  в водные объекты, который регулируется не водным, а экологическим законодательством. На смену лесорубочным билетам пришли лесная декларация, т. е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, и отчет об использовании лесов. На смену лицензированию постепенно должна прийти обязательная сертификация, т. е. подтверждение соответствия требованиям технических регламентов. Об этом свидетельствует п. 7 ст. 18 Федерального закона "О лицензировании", в котором говорится, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих видов деятельности: 

o эксплуатация  взрывоопасных производственных  объектов;

o эксплуатация  пожароопасных производственных  объектов;

o эксплуатация  химически опасных производственных  объектов;

o производство  маркшейдерских работ;

o геодезическая  деятельность;

o картографическая  деятельность. 

Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку

институты лицензирования и технического регулирования в  определенной степени дублируют  друг друга. Государственными органами, специально уполномоченными на выдачу лицензий в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются: 

o Федеральная  служа по экологическому, технологическому  и

атомному надзору;

o Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования;

o Федеральная  служба по гидрометеорологии  и мониторингу

окружающей среды;

o Федеральное  агентство по недропользованию;

o Федеральное  агентство по рыболовству;

o Федеральное  агентство по геодезии и картографии  при Министерстве экономического  развития. 

Виды деятельности, подлежащие лицензированию. 

 Виды экологически  значимой деятельности, на осуществление  которой требуется лицензия, можно  подразделить на две группы: 

I. -  касается непосредственно деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. 

В нее включаются прежде всего все виды деятельности по специальному природопользованию - землепользованию, лесопользованию, пользованию  недрами, водами, животным миром, а также  иные ее виды, в том числе: выбросы  и сбросы загрязняющих веществ в  окружающую среду и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; недропользование; производство маркшейдерских работ; охота; рыболовство; добывание  и оборот объектов животного и  растительного мира, занесенных в  Красную книгу Российской Федерации; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и  рыболовства, и пользование ими; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию  зоологических коллекций; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких  животных, их частей и полученной из них продукции(кроме объектов охоты  и рыболовства); экспорт диких  животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости , рогов, копыт, кораллов и аналогичных  материалов; картографическая деятельность; выполнение работ по активному воздействию  на гидрометеорологические процессы и  явления; выполнение работ по активному  воздействию на геофизические процессы и явления; деятельность в области  гидрометеорологии и смежных  с ней областях. 

II. - относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды.  

Речь идет о  таких лицензионных видах деятельности, как: эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных  производственных объектов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; производство взрывчатых материалов промышленного назначения по распространению  взрывчатых материалов промышленного  назначения; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; деятельность по обращению  с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при  разведке и добыче урановых руд, при  производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных  материалов и радиоактивных веществ; деятельность по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. 

Процесс экологического лицензирования 

Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а  также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с  одной стороны, и государственные  органы, уполномоченные на выдачу таких  лицензий, - с другой. Процесс лицензирования в сфере природопользования и  охраны окружающей среды включает ряд  стадий: 

1) представление заявления и других необходимых документов;

2) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности;

3) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии;

4) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании. 

Начинается процесс  экологического лицензирования с представления  заинтересованным предприятием или  лицом заявления и других необходимых  документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. В законодательстве определяются достаточно строгие требования к содержанию заявления и перечню документов. Так, в заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны: для юридических  лиц - наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес, номер  расчетного счета и соответствующего банка; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место  жительства); вид деятельности; срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются:

" копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов;

" копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

" документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

" справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. 

В зависимости  от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении  о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено  представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о  лицензировании отдельных видов  деятельности в области охраны окружающей среды требуется представить: 

" сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональнyю пригодность;

" данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;

" экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий). 

Следующей стадией  процесса лицензирования является регистрация  документов, представленных для получения  лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению. Наиболее ответственная стадия касается принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение  должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления  со всеми необходимыми документами. В некоторых случаях решение  не может быть принято в течение  этого времени. Отчасти это связано  с тем, что материалы обоснования  лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие  на окружающую природную среду, в  соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" относятся к объектам обязательной государственной экологической  экспертизы (ст. 11, 12). Хотя Закон безоговорочно  относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной  экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления  и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ. Принятие здесь соответствующего решения  может не требовать государственной  экспертизы. В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости  от их сложности и объема, срок для  принятия решения о выдаче или  об отказе в выдаче лицензии может  быть продлен до 90 дней руководителем  органа, уполномоченного на ведение  лицензионной деятельности. Если государственный  орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение  должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями  являются:  

Информация о работе Понятие и структура экологического лицензирования