Понятие и состав особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Земли данной категории впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. Правовому урегулированию их режима посвящена гл. 25 Кодекса о земле 1999 г. Ранее данные земли в более узком составе (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Однако и в составе данной категории эти земли имели особенности в правовом режиме.

Работа содержит 1 файл

Экологичекское право1.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Здания, сооружения, историко-культурные и  другие объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенное на землях национального парка, находятся только в собственности государства. Земли национального парка, как и другая недвижимость, находящаяся в ведении национального парка, не могут быть объектом сделок, направленных на смену пользователей.

     На  землях национального парка запрещается  любая деятельность, которая может нанести вред природным объектам и комплексам и противоречит целям и задачам национального парка, поскольку данные земли являются землями природоохранного назначения. В частности, на землях национального парка запрещается:

     • разведка и разработка полезных ископаемых;

  • деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
  • размещение на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
  • рубки леса главного пользования и заготовка живицы;
  • деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
  • организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.

     Земли иных землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также здания и сооружения юридических и физических лиц, находящиеся в границах национального парка, используются в соответствии с их назначением с обязательным соблюдением этими лицами режима хозяйственной деятельности, установленного положением о национальном парке.

     4. Правовой режим заказников.

     Среди земель природоохранного назначения - земли заказников (за исключением охотничьих).

     Заказником  является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов (ст. 29 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").

     Природный заказник относится к числу форм относительного заповедания, поскольку запрет на использование одних видов природных объектов в нем сочетается с ограниченным использованием других природных объектов. В Беларуси предусмотрено создание заказников республиканского и местного значения. Первые организуются решением Совета Министров, вторые - соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. В их создании участвует Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, его территориальные органы или иной (республиканский или местный) орган государственного управления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Если заказник местного значения предполагается разместить на территории нескольких административно-территориальных единиц, то решение о его создании, преобразовании, а также прекращении деятельности принимается совместно соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

     При объявлении заказника республиканского значения решением Правительства Республики Беларусь утверждаются: границы, площадь и состав земель заказника; положение о заказнике; государственный орган, в оперативное управление которого передается заказник. Аналогичным образом государственный орган, принявший решение об объявлении или преобразовании заказника местного значения, утверждает необходимые документы для такого заказника. Правовой статус заказника определяется, наряду с указанными нормативными правовыми актами, положением о заказнике.

     Заказники в зависимости от особенностей природных  комплексов и объектов, подлежащих охране, подразделяются на следующие  виды:

  • ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;
  • биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;
  • водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;
  • гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;
  • геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;
  • палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.

     Создание  заказника с точки зрения земельных  отношений возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных  участков у землевладельцев и  землепользователей. Если они обеспечивают соблюдение режима охраны и использования заказника, то земельные участки остаются в их владении или пользовании. Следует учитывать, что особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границах заказника.

     Организация природоохранной деятельности в  границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное  управление которого он передан. Для управления заказником или их группой может быть создано юридическое лицо - государственное природоохранное учреждение.

     На  землях заказника может устанавливаться  единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования. При этом постоянно или временно запрещаются или ограничиваются отдельные виды деятельности и природопользования.

     На  территории заказника в зависимости  от целей его объявления могут  быть запрещены:

     ♦ распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, 
плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений;

  • добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами;
  • предоставление участков под застройку;
  • мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима;
  • использование ядохимикатов;
  • туризм и другие формы массового отдыха населения;
  • движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира;

     ♦ изыскания и научные исследования, связанные с 
нарушением или разрушением природных комплексов и 
объектов;

     ♦ другие виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на сохранность  природных комплексов и объектов, расположенных на территории заказника.

     Особенности режима каждого заказника, в том числе и использования его земель, определяются Положением о заказнике.

     На  принципах заповедания, как и  заповедников, основан режим памятников природы. Он обусловливает и особенности использования данных земель.

     В силу ст. 35 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.

     В зависимости от своей уникальности, научной, экологической ценности памятники природы могут иметь республиканское или местное значение. Объявление памятника республиканского значения может производиться как с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей и передачей их в ведение государственного органа, в оперативное управление которого передается памятник республиканского значения, так и без такого изъятия.

     Решение об объявлении, преобразовании и прекращении  деятельности памятника природы  республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей принимает Правительство Республики Беларусь. Представление об этом вносит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной республиканский орган государственного управления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника: паспорт памятника природы и охранное обязательство. Для памятника природы республиканского значения эти документы готовятся Специализированной инспекцией государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела и утверждаются решением Минприроды. Затем они направляются лицу, принявшему на себя обязательство по охране данного памятника природы республиканского значения, а также каждому из соответствующих территориальных органов Минприроды.

     Если  при создании, преобразовании и прекращении  деятельности памятника природы республиканского значения земельные участки у землевладельцев и землепользователей не изымаются, то решение об этом вправе принять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Оно же утверждает границы памятника республиканского значения, его охранные документы. Одновременно определяет и государственный орган, в оперативное управление которого передается памятник природы республиканского значения.

     Такими  же функциями в отношении памятников природы местного значения наделены местные исполнительные и распорядительные органы, в оперативное управление которых и передаются памятники  природы местного значения. Представление  об образовании памятника природы в этом случае вносит территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной орган управления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника природы местного значения.

     В зависимости от особенностей объекта  охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:

  • ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными породами, отдельные вековые или редких пород деревья или их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т.п.). Они предназначены для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении;
  • гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.). Они служат целям сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;

     ♦ геологические (обнажения ледниковых отложений и коренных пород, характерные  элементы рельефа, крупные валуны и  их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.

     Сущность  правового режима земель памятников природы состоит в установлении запретов на любую деятельность, которая угрожает их сохранности. Режим охраны и использования памятника природы указывается в его паспорте. Одновременно объявление того или иного природного объекта памятником природы не во всех случаях влечет изъятие земельного участка, на котором он находится, у землевладельца или землепользователя. Последние несут полную ответственность за состояние и охрану памятников природы и земель. За счет средств республиканского и местного бюджетов производится возмещение расходов землевладельцев и землепользователей по обеспечению режима охраны памятника, расположенного в границах их земель (ст. 38 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").

     В границах памятника природы с  учетом специфики расположенных  на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов охранными документами памятника природы устанавливается единый или дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Единым (общим) режимом охраны и использования памятника природы установлены следующие запреты.

     На  территории ботанических памятников природы:

     незаконные  уничтожение, включая рубку, или  повреждение деревьев и иной древесно-кустарниковой  растительности, изменение ее видового состава, в том числе проведение санитарных рубок, работ, связанных с реконструкцией, реставрацией или иным изменением памятника природы, без их согласования с Минприроды (для памятника природы республиканского значения), его территориальными органами (для памятника природы местного значения и другими государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

     возведение  построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением земель, изменением гидрологического режима территории;

     прогон  и выпас скота, разжигание костров, проезд, стоянка и мойка автомобилей, мотоциклов и других автотранспортных средств, установка палаток, проведение массовых мероприятий вне установленных для этого мест, загрязнение и засорение территории.

Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий