Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:06, контрольная работа
Земли данной категории впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. Правовому урегулированию их режима посвящена гл. 25 Кодекса о земле 1999 г. Ранее данные земли в более узком составе (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Однако и в составе данной категории эти земли имели особенности в правовом режиме.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенное на землях национального парка, находятся только в собственности государства. Земли национального парка, как и другая недвижимость, находящаяся в ведении национального парка, не могут быть объектом сделок, направленных на смену пользователей.
На
землях национального парка
• разведка и разработка полезных ископаемых;
Земли иных землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также здания и сооружения юридических и физических лиц, находящиеся в границах национального парка, используются в соответствии с их назначением с обязательным соблюдением этими лицами режима хозяйственной деятельности, установленного положением о национальном парке.
4. Правовой режим заказников.
Среди земель природоохранного назначения - земли заказников (за исключением охотничьих).
Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов (ст. 29 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").
Природный
заказник относится к числу форм
относительного заповедания, поскольку
запрет на использование одних видов природных
объектов в нем сочетается с ограниченным
использованием других природных объектов.
В Беларуси предусмотрено создание заказников
республиканского и местного значения.
Первые организуются решением Совета
Министров, вторые - соответствующего
местного исполнительного и распорядительного
органа. В их создании участвует Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей
среды, его территориальные органы или
иной (республиканский или местный) орган
государственного управления в соответствии
с законодательными актами Республики
Беларусь. Если заказник местного значения
предполагается разместить на территории
нескольких административно-
При объявлении заказника республиканского значения решением Правительства Республики Беларусь утверждаются: границы, площадь и состав земель заказника; положение о заказнике; государственный орган, в оперативное управление которого передается заказник. Аналогичным образом государственный орган, принявший решение об объявлении или преобразовании заказника местного значения, утверждает необходимые документы для такого заказника. Правовой статус заказника определяется, наряду с указанными нормативными правовыми актами, положением о заказнике.
Заказники в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих охране, подразделяются на следующие виды:
Создание заказника с точки зрения земельных отношений возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Если они обеспечивают соблюдение режима охраны и использования заказника, то земельные участки остаются в их владении или пользовании. Следует учитывать, что особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границах заказника.
Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. Для управления заказником или их группой может быть создано юридическое лицо - государственное природоохранное учреждение.
На
землях заказника может
На территории заказника в зависимости от целей его объявления могут быть запрещены:
♦ распашка
земель, отдельные виды лесопользования,
охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение,
сбор ягод,
плодов и цветов, выкапывание корней, клубней
и луковиц растений;
♦ изыскания
и научные исследования, связанные с
нарушением или разрушением природных
комплексов и
объектов;
♦ другие виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на сохранность природных комплексов и объектов, расположенных на территории заказника.
Особенности режима каждого заказника, в том числе и использования его земель, определяются Положением о заказнике.
На принципах заповедания, как и заповедников, основан режим памятников природы. Он обусловливает и особенности использования данных земель.
В силу ст. 35 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.
В зависимости от своей уникальности, научной, экологической ценности памятники природы могут иметь республиканское или местное значение. Объявление памятника республиканского значения может производиться как с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей и передачей их в ведение государственного органа, в оперативное управление которого передается памятник республиканского значения, так и без такого изъятия.
Решение об объявлении, преобразовании и прекращении деятельности памятника природы республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей принимает Правительство Республики Беларусь. Представление об этом вносит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной республиканский орган государственного управления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника: паспорт памятника природы и охранное обязательство. Для памятника природы республиканского значения эти документы готовятся Специализированной инспекцией государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела и утверждаются решением Минприроды. Затем они направляются лицу, принявшему на себя обязательство по охране данного памятника природы республиканского значения, а также каждому из соответствующих территориальных органов Минприроды.
Если при создании, преобразовании и прекращении деятельности памятника природы республиканского значения земельные участки у землевладельцев и землепользователей не изымаются, то решение об этом вправе принять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Оно же утверждает границы памятника республиканского значения, его охранные документы. Одновременно определяет и государственный орган, в оперативное управление которого передается памятник природы республиканского значения.
Такими
же функциями в отношении
В
зависимости от особенностей объекта
охраны памятники природы
♦ геологические (обнажения ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.
Сущность правового режима земель памятников природы состоит в установлении запретов на любую деятельность, которая угрожает их сохранности. Режим охраны и использования памятника природы указывается в его паспорте. Одновременно объявление того или иного природного объекта памятником природы не во всех случаях влечет изъятие земельного участка, на котором он находится, у землевладельца или землепользователя. Последние несут полную ответственность за состояние и охрану памятников природы и земель. За счет средств республиканского и местного бюджетов производится возмещение расходов землевладельцев и землепользователей по обеспечению режима охраны памятника, расположенного в границах их земель (ст. 38 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").
В границах памятника природы с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов охранными документами памятника природы устанавливается единый или дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Единым (общим) режимом охраны и использования памятника природы установлены следующие запреты.
На территории ботанических памятников природы:
незаконные уничтожение, включая рубку, или повреждение деревьев и иной древесно-кустарниковой растительности, изменение ее видового состава, в том числе проведение санитарных рубок, работ, связанных с реконструкцией, реставрацией или иным изменением памятника природы, без их согласования с Минприроды (для памятника природы республиканского значения), его территориальными органами (для памятника природы местного значения и другими государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением земель, изменением гидрологического режима территории;
прогон и выпас скота, разжигание костров, проезд, стоянка и мойка автомобилей, мотоциклов и других автотранспортных средств, установка палаток, проведение массовых мероприятий вне установленных для этого мест, загрязнение и засорение территории.
Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий