Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая ситуация, когда само развитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической катастрофы. Поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены совместными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций.

Работа содержит 1 файл

ЭП испр2.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    Основным  нормотворцем в международном праве  является государство. Именно поэтому  роль неправительственных природоохранительных организаций в международном  нормотворчестве ограничена. Однако крупнейшая из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемых на международных конференциях, в межправительственных органах. 
 

    
  1. Главный государственный  инспектор по охране окружающей среды  наложил штраф на АЗС и его  директора за то, что на территории станции допущен разлив нефтепродуктов и размещена свалка запчастей  автотранспорта и бытового мусора.

    Какими  полномочиями наделены должностные лица государственного экологического контроля? Вправе ли они налагать административные  штрафы за нарушением экологического законодательства? 

    В соответствии с действующим законодательством, основными задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; а также проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

    Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый – сбор и обработка исходных данных. Второй – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля – предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением.

    Она выражается в различных видах  юридической ответственности.

    Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном  порядке:

    - посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

    - проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

    - выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

    -устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

    - назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

    - требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

    -привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

    - принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

    Решения указанных органов обязательны  для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный  суд.

    Экологический контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений  субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения, в том числе, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

    В случае выявления в результате проверки административного правонарушения должностным лицом органа экологического контроля составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с приложением N 4 к Инструкции (Инструкция по осуществлению федерального государственного экологического контроля (далее - Инструкция) разработана на основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 08 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федерального закона от 23 ноября 1996 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", иных правовых актов Российской Федерации) и даются предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с приложением N 5 к Инструкции.

    При составлении протокола физическому  лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные нормами главы 25 Кодекса об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.3

    Физическому лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых  возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена  возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Протокол  подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом  или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

    Физическому лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых  возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшим (если имеются потерпевшие) вручается под расписку копия протокола.

    Протокол  направляется судье или должностному лицу, уполномоченным рассматривать  дело об административном правонарушении, в течение суток с момента  составления протокола.

    Согласно  статье 19.5.1. Кодекса об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.4 

    
  1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать  загрязнение рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?

    Составьте мотивировочную и  резолютивную части  решения суда. 

     Суд,  рассмотрев  дело по факту загрязнения рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций по вине главного инженера. Установил: На территории АЗС продолжительное время ответчиком допускалось разлитие нефтепродуктов и была организована свалка автозапчастей и бытового мусора, вывоз которого, по словам ответчика, был невозможен по причине отсутствия транспортных средств. Выслушав заявителя, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявление о наложении взыскания на главного инженера  подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что: розлив нефтепродуктов и организация свалки бытовых отходов  квалифицируются как нарушение правил охраны труда, мотивируя тем, что на рабочей зоне производственных помещений находились загрязнения вредные для здоровья людей выше предельных концентраций, чем нарушаются права, в том числе и сотрудников, на благоприятную окружающую среду.

     Согласно  ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Анализ  вышеприведенных норм свидетельствует  о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

     Судом установлено, что администрацией муниципального образования требования Конституции  Российской Федерации и вышеназванных  законов не исполнялись.

     В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие определенного круга граждан, находящихся на территории производственных помещений, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

     В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского Кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

     Способы защиты гражданских прав изложены в  ст. 12 Гражданского Кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

     На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  суд РЕШИЛ: обязать ответчика ликвидировать вредные вещества с указанного места загрязнения путем вывоза на санкционированный полигон ТБО, в течение 3 дней. Руководству завода вменить предписание применить дисциплинарное взыскание с данного сотрудника. Если по истечении данного срока нарушение не будет устранено, то на дирекцию завода будут наложены штрафные санкции с требованием увольнения сотрудника за грубое нарушение правил охраны труда.

Информация о работе Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей природной среды