Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:41, реферат
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.
Понятие и особенности источников экологического права
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.
Источники экологического права классифицируются по следующим видам:
• Конституция РФ;
• законодательные акты РФ;
• акты Президента РФ;
• акты Правительства РФ;
• акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Нормативные договоры: международные договоры, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.
Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:
Экологические права гражданина (ст. 42);
Экологические обязанности гражданина (ст. 58);
Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36);
Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71);
Совместная компетенция
РФ и ее субъектов в сфере
Экологические полномочия
Правительства РФ (ст. 114). Система
экологического законодательства состоит
из двух подсистем: природоохранного и
природно-ресурсного законодательств.
В подсистему природно-ресурсного законодательства
входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон
РФ о недрах, Основы лесного законодательства
РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР
об охране и использовании животного
мира (1982 г.), а также другие законодательные
и нормативные акты, регулирующие
использование природных
В подсистему природоохранного законодательства входят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", другие законодательные акты комплексного правового регулирования. Экологическое законодательство РФ представлено на схеме 2.
В Конституции РФ
отражены основные положения экологической
стратегии государства и
В Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", принятом 19 декабря 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации, отражены следующие основные положения.
• Это комплексный нормативный акт, который регулирует природоохранительные отношения в целом по отдельным природным объектам.
• Это базовый нормативный акт, положения которого конкретизируются в иных актах экологического законодательства.
• Он устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
• Закон при решении тех или иных вопросов исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества.
• Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия.
Классификация нормативно-правовых актов как источников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3.
Экологические функции правоохранительных органов РФ состоят в объективном применении природоохранного законодательства, выявлении причин экологических правонарушений и в разработке мер по их предупреждению и устранению.
Система экологической безопасности создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основы этой системы составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного характера, направленные на обеспечение глобальной и локальной экологической безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле.
Полномочия органов
обеспечения экологической
В формировании и реализации политики обеспечения экологической безопасности Российской Федерации принимают участие (схема 4):
• Президент Российской
Федерации руководит в пределах
своих конституционных
санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения экологической безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам экологической безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции экологической безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны в этой области;
• Федеральное Собрание
Российской Федерации на основе Конституции
Российской Федерации формирует, в
том числе по представлению Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, законодательную
базу в области обеспечения
• Правительство
Российской Федерации в пределах
своих полномочий и с учетом сформулированных
в ежегодных посланиях
• Совет безопасности
Российской Федерации проводит работу
по упреждающему выявлению и оценке
угроз экологической
• федеральные органы
исполнительной власти обеспечивают исполнение
законодательства Российской Федерации,
решений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
в области экологической
• органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
взаимодействуют с федеральными
органами исполнительной власти по вопросам
исполнения законодательства Российской
Федерации, решений Президента Российской
Федерации и Правительства
Российская Федерация намерена решительно обеспечивать свою экологическую безопасность совместно со всем мировым сообществом. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции экологической безопасности Российской Федерации — залог динамичного развития России в XXI веке и ее перехода к устойчивому развитию.
Информация о работе Понятие и особенности источников экологического права