Понятие и цели экологической экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок-ружающей среды является экологическая экспертиза, про-водимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза -- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель -- предупрежде-ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду

Работа содержит 1 файл

эк.экспертиза.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюда-телей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экс-пертизах и их результатах.

Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

получают бесплатно  от государственных органов неза-висимо от их принадлежности информацию, необходимую  для выполнения задач в области  экологической экспертизы, имеют  доступ к находящейся в их распоряжении базе дан-ных о состоянии окружающей среды и возможных послед-ствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;

направляют в банковские организации представления о  приостановлении (прекращении) финансирования, кредито-вания и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;

предварительно информируют  органы государственной власти и  органы местного самоуправления о проведении за-седаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

организуют информационное обеспечение государствен-ной экологической  экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о нега-тивном воздействии намечаемой деятельности на окружаю-щую среду;

предоставляют для  ознакомления общественным объе-динениям, осуществляющим общественную экологическую  экспертизу, нормативно-технические  документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экс-пертизы;

направляют органам  местного самоуправления, обще-ственным объединениям и гражданам, представившим  ар-гументированные предложения, материалы  о рассмотрении этих предложений  при проведении государственной  эколо-гической экспертизы, информацию о заключении государ-ственной экологической экспертизы;

предоставляют средствам  массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государствен-ной  экологической экспертизы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации, и законода-тельства субъектов Российской Федерации, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответству-ющие материалы по вопросам привлечения к ответственно-сти лиц, виновных в совершении нарушений законодатель-ства Российской Федерации об Экологической экспертизе.

Ближе всех к населению  находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области  мо-гут:

делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной эколо-гической экспертизы, причем не только по объектам, рас-положенным на своей территории, но и в случаях возмож-ного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы  среди населения о намечаемой хо-зяйственной и иной деятельности, которая подлежит эколо-гической экспертизе;

организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в об-ласти охраны окружающей природной  среды, органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации о на-чале реализации объекта экологической экспертизы без по-ложительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для того, чтобы быть в состоянии реализовать эти  пол-номочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реали-зация которых может оказывать воздействие на окружаю-щую среду в пределах территории соответствующего муни-ципального образования, и о результатах проведения эко-логической экспертизы.

Обязанности и права участников экспертизы и  их ответственность

В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической  экспертизе, входят:

оплата проведения государственной экологической  экс-пертизы;

передача государственным  органам экспертизы и обще-ственным объединениям, организующим проведение экспер-тизы, необходимых материалов, сведений, расчетов допол-нительных  разработок относительно объекта экспертизы;

осуществление намечаемой деятельности исключитель-но в соответствии с документацией, получившей положи-тельное заключение государственной экологической экспер-тизы.

Не следует смешивать  государственную и обществен-ную  экологическую экспертизы с иными  смежными меро-приятиями, не обладающими описанными правовыми ста-тусами: экологическими исследованиями, научными оценка-ми и т. п., имеющими нередко те же цели, но не обеспечи-ваемыми соответствующими нормами права.      

К теме имеют отношение  следующие положения о порядке  проведения экологической экспертизы и правах и обя-занностях ее участников:         

эксперт государственной  экологической экспертизы обя-зан  участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет заключения общественной экспертизы, а также посту-пивших от органов местного самоуправления, обществен-ных объединений и граждан аргументированных предложе-ний по экологическим аспектам экспортируемой деятельно-сти; имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулиро-вать свое особое мнение по объекту экологической экспер-тизы;

заключение государственной  экологической экспертизы есть документ, содержащий обоснованные выводы о допус-тимости  воздействия на окружающую среду  хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;

утверждение заключения экспертной комиссии специ-ально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы означает подтверждение после-дним соответствия порядка проведения экспертизы требова-ниям законов Российской Федерации и законов ее субъек-тов.

Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. предусматривается обязанность госу-дарства гарантировать экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, граж-данам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды.

Ответственность в  области экологической экспертизы

По ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, орга-низации, виновные в невыполнении обязанностей по проведению государственной  экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях эко-логической экспертизы, а также в предоставлении заведо-мо неправильных и необоснованных экспертных заключений, в несвоевременной или искаженной информации, отка-зе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в админис-тративном порядке (граждане -- до десятикратного разме-ра минимальной заработной платы, должностные лица -- до двадцатикратного размера минимальной заработной пла-ты, юридические лица -- до 500 тыс. руб.).

Законом РФ об экологической  экспертизе от 23 ноября 1995 г. предусматривается  большое количество новелл, обес-печивающих участие общественности в организации  и про-ведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за на-рушения законодательства как одного из средств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе.

Правонарушениями  заказчика и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995 г.) считаются фаль-сификация  материалов, сведений и данных, представляе-мых на экологическую экспертизу, а также сведений о ре-зультатах ее проведения; принуждение эксперта к подго-товке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; укло-нение от представления государственным органам экспер-тизы и общественным объединениям, организующим и про-водящим экологическую экспертизу, необходимых материа-лов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, ко-торая получила положительное заключение государствен-ной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей  государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются необосно-ванность материалов по учету выводов общественной эколо-гической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан ар-гументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспортируемой деятельности; нару-шение установленного порядка расходования перечислен-ных заказчиком средств на проведение государственной эко-логической экспертизы.

Руководители и  члены экспертной комиссии несут  от-ветственность за фальсификацию  выводов заключения эко-логической экспертизы, за сокрытие от органов  государствен-ной экологической  экспертизы или от общественного объе-динения, организующих проведение экологической экспер-тизы, сведений, отражающих заинтересованность в резуль-татах экспертизы: так, экспертом не может быть предста-витель заказчика или разработчика; гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними; представи-тель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.

Нарушениями законодательства должностными лицами государственных  органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местно-го самоуправления считаются выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной де-ятельности без положительного заключения государствен-ной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных орга-нов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экс-пертов в целях оказания влияния на ход и результаты про-ведения экологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении обще-ственной экологической экспертизы.

Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность за указанные виды правонарушений наступает на основании гражданско-го, трудового законодательства КоАП РСФСР, УК РФ. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов мо-гут быть установлены иные виды нарушений законодатель-ства об экологической экспертизе.

 

Библиографический список

1. Федеральный Закон  № 2060-1 «Об охране окружающей  природной среды» от 19.12.91 г.

2. Федеральный закон  № 174 «Об экологической экспертизе»  от 23.11.95/

3. Петров В.В. «Экологическое  право России»/

4. Бринчук/ «Экологическое  право»/

Информация о работе Понятие и цели экологической экспертизы