Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:22, реферат
Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок-ружающей среды является экологическая экспертиза, про-водимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза -- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель -- предупрежде-ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду
К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюда-телей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экс-пертизах и их результатах.
Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:
получают бесплатно
от государственных органов неза-
направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредито-вания и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;
предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении за-седаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;
организуют информационное
обеспечение государствен-ной
предоставляют для ознакомления общественным объе-динениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экс-пертизы;
направляют органам
местного самоуправления, обще-ственным
объединениям и гражданам, представившим
ар-гументированные
предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государствен-ной экологической экспертизы.
Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации, и законода-тельства субъектов Российской Федерации, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответству-ющие материалы по вопросам привлечения к ответственно-сти лиц, виновных в совершении нарушений законодатель-ства Российской Федерации об Экологической экспертизе.
Ближе всех к населению
находятся органы местного самоуправления,
которые в рассматриваемой
делегировать своих экспертов
в качестве наблюдателей на заседания
экспертных комиссий государственной
эколо-гической экспертизы, причем не
только по объектам, рас-положенным на
своей территории, но и в случаях возмож-ного
воздействия на окружающую среду хозяйственной
и иной деятельности, намечаемой другой
административно-
организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хо-зяйственной и иной деятельности, которая подлежит эколо-гической экспертизе;
организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;
информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в об-ласти охраны окружающей природной среды, органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации о на-чале реализации объекта экологической экспертизы без по-ложительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для того, чтобы быть в состоянии реализовать эти пол-номочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реали-зация которых может оказывать воздействие на окружаю-щую среду в пределах территории соответствующего муни-ципального образования, и о результатах проведения эко-логической экспертизы.
Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность
В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:
оплата проведения государственной экологической экс-пертизы;
передача государственным органам экспертизы и обще-ственным объединениям, организующим проведение экспер-тизы, необходимых материалов, сведений, расчетов допол-нительных разработок относительно объекта экспертизы;
осуществление намечаемой деятельности исключитель-но в соответствии с документацией, получившей положи-тельное заключение государственной экологической экспер-тизы.
Не следует смешивать
государственную и обществен-
К теме имеют отношение следующие положения о порядке проведения экологической экспертизы и правах и обя-занностях ее участников:
эксперт государственной экологической экспертизы обя-зан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет заключения общественной экспертизы, а также посту-пивших от органов местного самоуправления, обществен-ных объединений и граждан аргументированных предложе-ний по экологическим аспектам экспортируемой деятельно-сти; имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулиро-вать свое особое мнение по объекту экологической экспер-тизы;
заключение государственной экологической экспертизы есть документ, содержащий обоснованные выводы о допус-тимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;
утверждение заключения экспертной комиссии специ-ально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы означает подтверждение после-дним соответствия порядка проведения экспертизы требова-ниям законов Российской Федерации и законов ее субъек-тов.
Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. предусматривается обязанность госу-дарства гарантировать экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, граж-данам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды.
Ответственность в области экологической экспертизы
По ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, орга-низации, виновные в невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях эко-логической экспертизы, а также в предоставлении заведо-мо неправильных и необоснованных экспертных заключений, в несвоевременной или искаженной информации, отка-зе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в админис-тративном порядке (граждане -- до десятикратного разме-ра минимальной заработной платы, должностные лица -- до двадцатикратного размера минимальной заработной пла-ты, юридические лица -- до 500 тыс. руб.).
Законом РФ об экологической
экспертизе от 23 ноября 1995 г. предусматривается
большое количество новелл, обес-печивающих
участие общественности в организации
и про-ведении экологической
Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995 г.) считаются фаль-сификация материалов, сведений и данных, представляе-мых на экологическую экспертизу, а также сведений о ре-зультатах ее проведения; принуждение эксперта к подго-товке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; укло-нение от представления государственным органам экспер-тизы и общественным объединениям, организующим и про-водящим экологическую экспертизу, необходимых материа-лов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, ко-торая получила положительное заключение государствен-ной экологической экспертизы.
Нарушениями руководителей
государственных органов
Руководители и
члены экспертной комиссии несут
от-ветственность за фальсификацию
выводов заключения эко-логической
экспертизы, за сокрытие от органов
государствен-ной
Нарушениями законодательства должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местно-го самоуправления считаются выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной де-ятельности без положительного заключения государствен-ной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных орга-нов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экс-пертов в целях оказания влияния на ход и результаты про-ведения экологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении обще-ственной экологической экспертизы.
Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность за указанные виды правонарушений наступает на основании гражданско-го, трудового законодательства КоАП РСФСР, УК РФ. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов мо-гут быть установлены иные виды нарушений законодатель-ства об экологической экспертизе.
Библиографический список
1. Федеральный Закон № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.
2. Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.95/
3. Петров В.В. «Экологическое право России»/
4. Бринчук/ «Экологическое право»/