Переосмысление и развитие понятия экологическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:59, реферат

Описание работы

В своём реферате я постараюсь доказать необходимость проведения экологической политики в России, расскажу о проблемах, характерных для нашей страны, о принимаемых мерах и непосредственно о результатах экологической политики.

Работа содержит 1 файл

Россия. Переосмысление и развитие понятия экологическая политика..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Ситуация  несколько изменилась при переходе на современный этап. Итак, попробуем разобраться, что же представляет из себя современное российское экологическое законодательство.

     Основные  принципы современной  российской экополитики.

     Нерациональное  использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды – всё это рано или поздно приводит к негативным последствиям, для нейтрализации которых необходимо принять меры, в основе которых должны стать восстановление ресурсов, их экономное использование, внедрение новых более экономичных технологий, охрана редких видов. Что же для этого нужно? Это в первую очередь хорошая законодательная база, система контроля, слаженная работа в области наказаний и, конечно же, эффективная работа с населением. Итак, попробуем разобраться, есть ли эти условия в России.

     Начнём  с главного – экологического права. 4 февраля 1994 года президентом РФ был издан указ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а 1 апреля 1996 года - «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», т.е. такому развитию, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворить свои собственные потребности. В связи с новым курсом появляется необходимость разработки новой стратегии, и уже в декабре 1998 года правительством РФ рассмотрен и рекомендован для использования в практической деятельности Национальный план действия по охране окружающей среды Российской Федерации. В России основные положения в области экологии изложены в следующих законах: статьи 9,42, 58, 71 конституции РФ; Закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.); «Экологическая доктрина РФ». Однако даже в этих законах нет чёткого плана действий, поэтому до сих пор идёт разработка документов по экологической политике, причем в разработке участвуют как Правительство, Парламент, так и общественность. Всего в экологическом регулировании участвует 20 властных структур, структурное взаимодействие которых, к сожалению, затруднено. Помимо субъектов и объектов экологической политики, нельзя не упомянуть о её основных инструментах, классификация которых приведена в таблице ниже.9

     

     Применяемые (выделены серым) и перспективные  методы экологической политики и  средства экологического управления в  РФ.

     Каждый  из перечисленных в таблице инструментов  важен по-своему, однако главным  инструментом всё-таки является разработка экологических законов и других нормативных актов. Здесь существует чёткая система. Базовым считается «Закон об охране окружающей среды», к которому примыкают всевозможные кодексы. Экологическое законодательство основывается на следующих принципах:

  • Сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды. (ст.9 Конституции РФ)
  • Предотвращение вреда окружающей среде
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Комплексный подход к правовому регулированию экологических отношений.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Гуманность.
  • Участие граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений.
  • Свобода реализации полномочий собственника.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Экологически обоснованное устойчивое экономическое и социальное развитие.
  • Свободный доступ к экологической информации
  • Платность специального природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.

       Итак, это что касается экологического права.

     Следующим элементом, обеспечивающим экологическую безопасность, является экологический контроль. Его осуществляют специальные ведомства, такие как: Министерство природных ресурсов, министерство здравоохранения, МЧС, министерство сельского хозяйства, государственный комитет по рыболовству и многие другие. В России существует Единая государственная система экологического мониторинга, занимающаяся отслеживанием состояния природы и степени антропогенного воздействия на неё.

     Важную  роль также играет прокуратура и  специализированные подразделения Министерства внутренних дел. Однако здесь не могу не заметить, что высокая коррумпированность этих структур в значительной мере тормозит это направление экологической политики. Поэтому немаловажное значение приобретает работа с населением. Пропаганда здорового образа жизни, защиты экологии и бережного отношения к природе – вот что может спасти положение, когда нет законов или они не исполняются. Не случайно ещё на Международной конференции по экологическому образованию 1977 года в Тбилиси было сказано, что просвещение населения всех социальных и возрастных групп должно стать одним из основных направлений экополитики.

     Международные договоры России в  области экологии.

     Во  имя сохранения экологического благополучия всей планеты зарубежные природоохранные организации оказывают помощь России в решении некоторых экологических проблем. Бесспорно, нужно расширять эти контакты. Мир находится в состоянии острого экологического кризиса, а по сему просто необходимо международное сотрудничество в области охраны природы. В статье 79 конституции РФ сказано: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ». А из этого следует, что Россия имеет возможность участвовать во всевозможных международных объединениях, что она активно и делает. Она является участницей почти 80 многосторонних соглашений. При этом нужно заметить, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Итак, Россия участвует в реализации Международной конвенции о климатических изменениях, о биологическом разнообразии, о защите озонового слоя Земли, о трансграничном загрязнении воздуха, она подписала все документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года. К сожалению, Россия, как и многие страны, не подписала Киотский протокол, для нас по-прежнему наращивание промышленного производства куда важнее сохранения озонового слоя над страной. Итак, попытаемся выяснить, какие же всё-таки меры по охране природы реально осуществляются на территории нашей страны.

     Принимаемые меры.

     Как мы уже выяснили, в области атмосферных  загрязнений Россия официально отказалась вести борьбу. В области охраны водных и земельных ресурсов видимых  результатов пока нет, хотя нельзя не заметить, что определённые работы ведутся. Понятно, что работа не на один день, что нельзя просто остановить всё производство, что необходима постепенная смена оборудования, установка очистных сооружений, но разве возможно этого добиться в условиях, когда доля экологии в Законе «О бюджете»  просто катастрофически мала. И лишь в области сохранения биоресурсов можно заметить очевидный прогресс, пусть и достигается он нередко силами простых людей. На территории России находится огромное количество заповедников, заказников, природных парков и памятников природы. В Кижах, в усадьбах Михайловское и Ясная Поляна находятся известные во всём мире историко-архитектурные заповедники. Самый северный заповедник в России – это весь остров Врангеля. В зоне тундры находится крупнейший в России Таймырский заповедник, площадь которого составляет 1/3 площади Швейцарии. Астраханский заповедник, Кроноцкий, Баргузинский – эти названия известны во всём мире. Красная книга России содержит пять групп животных. Первая включает в себя обитателей нашей страны, которых могут спасти только специальные меры и численность которых очень мала. Вторая – это виды, численность которых не столь мала, но сокращается очень быстрыми темпами. Третья – это крайне редко встречающиеся виды. Четвёртая – виды, о которых практически ничего неизвестно. А вот пятая группа представляет особую гордость: в неё включены виды, ещё недавно находившиеся под угрозой исчезновения, но спасённые усилиями человека. Самая большая удача – когда животные покидают страницы Красной книги. В 1998 году из неё впервые были исключены 38 видов, ныне считающиеся спасёнными.

     Экологические права и обязанности человека.

     В связи с обострением экологического кризиса как в мировом, так  и в национальном масштабе  появилась  необходимость появления особой разновидности конституционных  прав человека – его экологических прав. Под экологическими правами человека понимаются признанные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.10 В статье 42 Конституции РФ сказано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Следует обратить внимание на то, что субъектом соответствующих прав является каждый, т.е. индивид, человек и гражданин. Право человека на благоприятную окружающую среду – одно из основных естественных прав человека, впервые закреплённое в России в Конституции 1993 года. Там также предусмотрена система юридических гарантий экологических прав, таких как судебная защита прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи и других. 

     Однако  помимо экологических прав, у человека есть и обязанности по охране природы  и бережному отношению к природным  богатствам. Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Обязанности граждан по охране природы определены в Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ (ст. 83, 90, 99), Водном кодексе РФ (ст.92), Законах о недрах (ст. 22), о животном мире (ст. 40), об охране атмосферного воздуха (ст. 30).Нарушение же установленных обязанностей влечёт за собой применение юридических мер. 

     Нравственные  аспекты экологической  политики.

     В этике существует «золотое правило», отражённое ещё И. Кантом в категорическом императиве. Оно гласит: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». В рамках нарастающего экологического кризиса эта фраза приобретает особое звучание. Ещё Л.Н. Толстой писал: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным». Жить в гармонии с природой – вот он спасительный путь для России. Благоговение перед природой должно вытеснить благоговение перед возведёнными в абсолют человеческими качествами, что будет сродни  возрождению ведической культуры, имевшей место на Руси, но конечно на более глубокой основе. Культ природы должен вытеснить культ денег. Однако нравственное отношение к природе невозможно без гармонии в обществе. Пока люди не научатся жить в мире друг с другом, они будут не в состоянии гармонично сосуществовать с природой. Экологическая этика неотделима от этики межличностных отношений. Сколько ещё пройдёт лет, пока люди осознают, что Земля – это наш дом, который нужно беречь?! Разве будущие поколения скажут нам спасибо за то, что мы создали для них могучую индустриальную империю, но при этом лишили их возможности дышать свежим воздухом, купаться в реках, гулять по лесам, полям, собирать цветы, любоваться природой?! Такое хищническое отношение в природе совершенно нехарактерно для русского народа. На Руси земля – «кормилица», «матушка». Так может пора вернуться к истокам?! 

     Заключение.

     История экологических отношений в России насчитывает не одну сотню лет. В  своём реферате я рассказала о зарождении экологического права в России, о трансформации отношений природы и общества на протяжении истории, о современной экополитике, её методах и результатах. Россия – страна, богатейшая природными ресурсами. Русским людям дано очень много, нужно только научиться грамотно этим всем распоряжаться. Прошло то время, когда нашей целью было выжать всё из природы, при этом ничего туда не вкладывая. Продолжать в этом духе было просто невозможно, ибо это неизбежно привело бы к деградации, а может даже гибели России. К счастью, мы вовремя это поняли. Современная российская экополитика – это сложная, находящаяся ещё только на стадии формирования система. У неё есть свои преимущества, есть недостатки, последних, пожалуй, пока что больше, но, главное, есть цель, верная цель и желание её достичь.

     Выводы.

     Конечно, российская экополитика не идеальна, но, во всяком случае, выбрано правильное направление. Теперь во многом всё зависит от нас самих. Да, нет пока ещё оптимального законодательства, многие вопросы требуют детального рассмотрения, существующие законы не всегда соблюдаются, но это ведь всё в наших руках. Как могло получиться так, что Россия, великая страна, с огромным культурным наследием, оказалась чуть ли не самым экологически неблагоприятным для жизни районом?! Мы, русские, испокон веков любили и уважали природу, жили в гармонии с ней. Куда же делось всё это? Неужели страсть к наживе вытеснила у нас самые лучшие человеческие качества, неужели у нас не осталось больше понятий о нравственности?!  Я не хочу в это верить. Многое изменилось за последние годы. Я не знаю ни одного человека, равнодушного к проблемам экологии. А если так, если  каждый из нас осознаёт необходимость гармоничного сосуществования с природой, то я с полной уверенностью могу сказать, что будущие поколения будут жить в лучшей, экологически безопасной России.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2005.

2. Марфенин Н.Н., Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России.

3. Энциклопедия «Аванта+»  том 12:«Россия». М., 1998

4. Авраменко И.М. Основы природопользования. 2004

5. Марков Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. 2004. 
 
 

Информация о работе Переосмысление и развитие понятия экологическая политика