Особо охраняемые территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Несмотря на всё более интенсивные усилия, предпринимавшиеся в течение последних 20 лет, процесс утраты биологического разнообразия планеты, главным образом в результате уничтожения мест обитания, чрезмерной эксплуатации, загрязнения окружающей среды и пагубной интродукции в среду инородных растений и животных, продолжается. Необходимо принять срочные и решительные меры для сохранения и защиты генетических ресурсов, видов и экосистем в целях обеспечения устойчивого управления биологическими ресурсами и их использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
2 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3 ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 13
4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ 19
5 НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

экологическое.docx

— 44.82 Кб (Скачать)
>    4) государственные природные заказники;

    5) памятники природы;

    6) дендрологические парки;

    7) ботанические сады;

    8) лечебно-оздоровительные местности  и курорты.

    Кроме того, в законодательстве встречается  понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства». Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса  ООПТ, но представляющих собой целостные  однородные участки территории, где  органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом  природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

    Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.

    1. Абсолютное заповедование. Данный  режим присущ природным заповедникам  и памятникам природы. Он исключает  хозяйственную деятельность человека  на своей территории. Вмешательство  человека допускается только  в исключительных случаях -- для  научных исследований, проведения  санитарных рубок деревьев, борьбы  с пожарами, уничтожения хищников  и т. д.

    2. Относительное заповедование. Данный  режим означает сочетание абсолютного  запрета и ограниченной хозяйственной  деятельности по эксплуатации  природных ресурсов. Этому признаку  соответствует организация заказников.

    3. Смешанный режим. Данный режим  означает сочетание заповедных  зон с зонами, используемыми для  отдыха и туризма. Проявляется  при организации национальных  и природных парков.

    По  критерию организационной структуры  выделяют группы.

    1. ООПТ, управление и охрану которых  обеспечивают одноименные природоохранные  учреждения (то есть некоммерческие  юридические лица). В качестве  примера можно привести государственные  природные заповедники, национальные  парки, природные парки, дендрологические  парки и ботанические сады.

    2. ООПТ, для управления которыми  юридические лица не создаются.  К их числу относятся памятники  природы, государственные природные  заказники, лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

    Создание, изменение правового статуса  либо ликвидация ООПТ осуществляются решением соответствующего органа государственной  власти Российской Федерации или  субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления на основании  обосновывающих материалов, получивших положительное заключение государственной  экологической экспертизы.

    В целях создания новых и расширения существующих земель ООПТ органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем  выкупа, и об ограничении на них  хозяйственной деятельности.

    Для оценки состояния природно-заповедного  фонда ведется государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий, который содержит сведения об их статусе, географическом положении, границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, культурной и иной ценности. ООПТ находятся в ведении МПР России.

    Во  исполнение федерального закона «Об  особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации  приняло постановление от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

    Кадастр ведется:

    · по особо охраняемым природным территориям  федерального значения - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых  такие территории находятся;

    · по особо охраняемым природным территориям  регионального значения -- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    · по особо охраняемым природным территориям  местного значения -- органами местного самоуправления.

    Указом  Президента России от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» функции упраздненного Госкомэкологии России переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства России от 25 сентября 2000 г. № 726, предусмотрено, что Министерство обеспечивает ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

    МПР России и его территориальные  органы осуществляют свод кадастровых  сведений по субъектам Российской Федерации  и в целом по Российской Федерации, проводят их анализ, организуют периодическое  издание материалов кадастра.

    Основными чертами правового статуса ООПТ являются:

    а) их принадлежность к объектам общенационального  достояния;

    б) полное или частичное изъятие  из хозяйственного использования;

    в) установление особого режима охраны;

    г) включение в объекты государственной  собственности;

    д) наличие особого порядка получения  статуса;

    е) наделение определенным значением - федеральным, региональным, местным;

    ж) включение в государственный  кадастр ООПТ;

    з) установление статусных характеристик  и режима охраны осуществляется в  соответствии со сложной иерархией  нормативно-правовых актов - федеральными законами, типовыми положениями, положениями  о конкретной особо охраняемой природной  территории;

    и) установление мер юридической ответственности  за нарушение режима ООПТ.

 

3 ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ  ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

    Классификация земель

    Одним из принципов земельного законодательства согласно статье 1 Земельного кодекса  Российской Федерации является принцип  приоритета сохранения особо ценных земель и земель ООПТ. Согласно этому  принципу изъятие особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель ООПТ, земель, занятых  объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для  иных целей ограничивается или запрещается  в порядке, установленном федеральными законами.

    Одним из таких законов является федеральный  закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об  особо охраняемых природных территориях» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).

    Под земельными ресурсами понимаются все  земли в пределах государственных  границ Российской Федерации. Классификация  земель может быть произведена по различным основаниям: по их роли в  процессе производства, правовому режиму и др. Особо важное значение имеет  классификация земель по их целевому назначению. По данному основанию  все земли Российской Федерации  подразделяются на следующие категории:

    · земли сельскохозяйственного назначения;

    · земли поселений;

    · земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли иного  специального назначения;

    · земли особо охраняемых территорий и объектов;

    · земли лесного фонда;

    · земли водного фонда;

    · земли запаса. ст.7 Земельного кодекса  РФ

    Указанные категории земель используются в  соответствии с установленным для  них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования  в соответствии с зонированием территорий. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим указанных категорий земель.

    Кодексом  определен порядок отнесения  земель к указанным категориям и  перевод их из одной категории  в другую, осуществляющийся в отношении: ст.8 Земельного кодекса РФ

    ь земель, находящихся в федеральной  собственности, - Правительством Российской Федерации;

    ь земель, находящихся в собственности  субъектов Российской Федерации, и  земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной  собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    ь земель, находящихся в муниципальной  собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

    ь земель, находящихся в частной  собственности и являющихся землями  сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; а являющихся землями иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

    Нарушение установленного Земельным кодексом и федеральными законами порядка  перевода земель из одной категории  в другую является основанием признания  недействительными актов об отнесении  земель к конкретным категориям, о  переводе их из одной категории в  другую.

    Общими  характерными чертами правового  режима данной категории земель является их

    · природоохранное назначение;

    · ограничение хозяйственного использования;

    · оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение.

    Вместе  с тем каждая из составляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенные особенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектов подразделяются на земли:

    - особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

    - рекреационного назначения;

    - природоохранного назначения;

    - историко-культурного назначения;

    - иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

    Общие черты правового  режима земель особо  охраняемых природных  территорий

    К землям ООПТ относятся земли государственных  природных заповедников, государственных  природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов. Такие земли  используются для соответствующих  целей. Использование их в иных целях  ограничивается или запрещается  в случаях, установленных Земельным  кодексом Российской Федерации и  федеральными законами.

    Земли ООПТ относятся к объектам национального  достояния. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации  и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение  в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим  лицам на праве собственности.

    На  землях данной категории, включающих в  себя особо ценные экологические  системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается  деятельность, не связанная с сохранением  и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. В пределах таких  земель изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования действует ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Информация о работе Особо охраняемые территории