Особо охраняемые природные территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

      Особо охраняемые природные территории  - участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства над ними, где располагаются природные  комплексы и объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

      Центральное место среди особо охраняемых государством  природных территорий и объектов занимает  природно-заповедный фонд, для правового режима которого характерно деление на три вида: абсолютного, относительного, смешанного.

      Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность  и любое вмешательство в ход естественных  процессов, если это несовместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.

      Относительно  заповедный режим сочетает абсолютные запреты с допущением ограниченной   эксплуатации природных ресурсов, рекреацией. Этому признаку соответствует организация и деятельность многочисленных форм заказного режима – охотничьи, ботанические, лекарственные, рекреационные и тому подобные заказники.

      Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных, природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципу абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используется режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования.

         Природно-заповедный фонд находится в ведении Министерства природных ресурсов России, его органов в республиках, автономных образованиях, краях, областях в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.1998г. №1594 «О специально уполномоченных органах РФ в области  охраны  окружающей природной среды». При этом определены функции органов различных уровней:

  • Федеральное Министерство ведет учет и руководит всем фондом, ведает непосредственно заповедными и иными особо охраняемыми объектами федерального значения;
  • Органы субъектов Федерации ведают природно-заповедным фондом, в который  входят природные территории и объекты регионального значения;
  • Органы охраны окружающей среды муниципальных образований ведают  местными объектами фонда, к которым относятся памятники природы местного значения, заказники, создаваемые местными органами.

      Некоторую особенность управления имеют заказники. Их режим зависит от эколого-экономического  значения, поэтому в их управлении   участвуют наряду с природоохранительными  органами определенные экономические структуры, владеющие территорией, где организован заказник. Например, заказники по выращиванию и заготовке лекарственных  растений образуются по инициативе Минздрава России, заинтересованного в этих растениях. Охотничьи заказники образуются с участием органов охоты и охотничьего хозяйства для воспроизводства фонда охотничьих животных.

      Режим природно-заповедного фонда и  его отдельных составных частей регулируется главой 9 Закона «Об охране окружающей среды», Законом «Об особо  охраняемых природных территориях», отдельными постановлениями Правительства РФ. В настоящее время принято положение о государственных природных заповедниках, а также Положения о заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, о Красной книге РФ.

      Особо охраняемые территории и объекты по видам значения классифицируются на федеральные, региональные и местные. К объектам федерального значения наряду с гос. природными заповедниками относятся национальные парки.

      Национальные  парки в России в отличие от США, - относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 20 лет. Первые национальные природные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и  «Сочинский» (Краснодарский край) - были созданы лишь  в 1983г. В США национальные парки стали создаваться в 19 веке. 

      Национальные  парки – природоохранные, научно-исследовательские и рекреационные учреждения, территории которых содержат природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

      На  национальные парки возлагаются  следующие задачи:

    • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных участков и объектов;
    • сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
    • создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;
    • организация экологического просвещения населения; разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия;
    • осуществление экологического мониторинга.

      Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными и историко-культурными объектами передаются национальным паркам в бессрочное (постоянное) пользование.

      Сочетание природоохранных и рекреационных  задач обусловливает выделение в пределах территории национального парка различных функциональных зон со специальным режимом:

    1. заповедной – в ее пределах запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
    2. особо охраняемой – с ее помощью обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, здесь допускается строго регулируемое посещение;
    3. познавательного туризма – предназначенной для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;
    4. рекреационной – предназначенной для отдыха;
    5. охраны историко-культурных объектов – обеспечивающей условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
    6. обслуживания посетителей – предназначенной для размещения, ночлега, палаточных лагерей, бытового, информационного обслуживания посетителей;
    7. хозяйственного назначения – в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы.

      Законодательство  устанавливает ряд запретов на деятельность, которая может нанести ущерб  охраняемым объектам либо противоречащую целям и задачам национального парка, а именно: на разведку и разработку полезных ископаемых; на деятельность, влекущую нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменение гидрологического режима; на предоставление садоводческих дачных участков, строительством коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка; на рубки главного пользования, проходные рубки, заготовку живицы, промысловую охоту и рыболовство, промышленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллекций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания; на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон скота вне специализированных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зрелищных мероприятий, туристических стоянок, разведение костров вне отведенных для них мест, вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, на находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

      Однако  законодатель предусматривает единственное исключение - в национальных  парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Здесь по согласованию с дирекцией парка развивается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные народные промыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.

      Правовое  положение национальных парков определено Законом «Об особо охраняемых природных  территориях» и Положением  о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением  Совета Министров – Правительства РФ от 10 августа 1993г. №769. Каждый национальный парк действует на основании положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого  он находится, по согласованию со специальным государственным органом России в области охраны окружающей среды.

      К особо охраняемым территориям и  объектам регионального значения относятся  природные парки – природоохранные, рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность.

      На  природные парки возлагаются  следующие задачи:

    • сохранение окружающей среды, природных ландшафтов;
    • создание условий для отдыха (в том числе массового и сохранения рекреационных ресурсов;
    • разработка и внедрение эффективных методов охраны окружающей среды поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

      Правовое  положение природных парков устанавливается  внутригосударственным законодательством (России и субъектов Федерации), а  также нормами международных  соглашений.  Например, Хасанский  природный парк подпадает под действие трех международных соглашений об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения,  а также среды их обитания (см. соглашения России и Японии, КНДР и Южной Кореи).

      На  начало 1998г. в России насчитывалось  около 20 природных парков. Так, Московской областной Думой  был принят Закон Московской области от 19.02.1997г. №5/121 «О природных парках Московской области», постановлением правительства Москвы от 21.07.1998г. №564 образованы особо охраняемые природные территории  регионального значения – природный парк «Тушинский» и природно-исторические парки «Измайлово», «Царицыно», «Покровское-Стрешнево». 

      Ряд природных комплексов включен в  Список объектов всемирного культурного  и природного наследия, ежегодно обновляемого во исполнение  Конвенции ЮНЕСКО 1972г. Так в этот список в качестве объектов природного наследия включены четыре природных парка России: «Южно-Камчатский», «Быстринский», «Ключевский», «Налычево».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Задача

      Егоров  осужден по ч.1 ст.260 УК РФ за самовольную  вырубку деревьев в зеленой зоне пригорода. Суд, рассматривая дело, освободил  Егорова от возмещения ущерба, т.к. у  него полностью изъят срубленный лес.

      Дайте правовую оценку. 

      Решение 

Информация о работе Особо охраняемые природные территории