Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 21:05, контрольная работа
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Особо
охраняемые природные территории
- участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства над ними,
где располагаются природные
комплексы и объекты, имеющие
особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и
Центральное место среди особо охраняемых государством природных территорий и объектов занимает природно-заповедный фонд, для правового режима которого характерно деление на три вида: абсолютного, относительного, смешанного.
Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если это несовместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.
Относительно заповедный режим сочетает абсолютные запреты с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов, рекреацией. Этому признаку соответствует организация и деятельность многочисленных форм заказного режима – охотничьи, ботанические, лекарственные, рекреационные и тому подобные заказники.
Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных, природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципу абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используется режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования.
Природно-заповедный фонд находится в ведении Министерства природных ресурсов России, его органов в республиках, автономных образованиях, краях, областях в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.1998г. №1594 «О специально уполномоченных органах РФ в области охраны окружающей природной среды». При этом определены функции органов различных уровней:
Некоторую особенность управления имеют заказники. Их режим зависит от эколого-экономического значения, поэтому в их управлении участвуют наряду с природоохранительными органами определенные экономические структуры, владеющие территорией, где организован заказник. Например, заказники по выращиванию и заготовке лекарственных растений образуются по инициативе Минздрава России, заинтересованного в этих растениях. Охотничьи заказники образуются с участием органов охоты и охотничьего хозяйства для воспроизводства фонда охотничьих животных.
Режим природно-заповедного фонда и его отдельных составных частей регулируется главой 9 Закона «Об охране окружающей среды», Законом «Об особо охраняемых природных территориях», отдельными постановлениями Правительства РФ. В настоящее время принято положение о государственных природных заповедниках, а также Положения о заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, о Красной книге РФ.
Особо охраняемые территории и объекты по видам значения классифицируются на федеральные, региональные и местные. К объектам федерального значения наряду с гос. природными заповедниками относятся национальные парки.
Национальные
парки в России в отличие от
США, - относительно новый вид особо охраняемых
природных территорий. Они стали создаваться
в нашей стране лишь в последние 20 лет.
Первые национальные природные парки
в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская
область) и «Сочинский» (Краснодарский
край) - были созданы лишь в 1983г. В США
национальные парки стали создаваться
в 19 веке.
Национальные парки – природоохранные, научно-исследовательские и рекреационные учреждения, территории которых содержат природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
На национальные парки возлагаются следующие задачи:
Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными и историко-культурными объектами передаются национальным паркам в бессрочное (постоянное) пользование.
Сочетание
природоохранных и
Законодательство устанавливает ряд запретов на деятельность, которая может нанести ущерб охраняемым объектам либо противоречащую целям и задачам национального парка, а именно: на разведку и разработку полезных ископаемых; на деятельность, влекущую нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменение гидрологического режима; на предоставление садоводческих дачных участков, строительством коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка; на рубки главного пользования, проходные рубки, заготовку живицы, промысловую охоту и рыболовство, промышленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллекций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания; на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон скота вне специализированных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зрелищных мероприятий, туристических стоянок, разведение костров вне отведенных для них мест, вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, на находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов.
Однако законодатель предусматривает единственное исключение - в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Здесь по согласованию с дирекцией парка развивается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные народные промыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.
Правовое положение национальных парков определено Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 августа 1993г. №769. Каждый национальный парк действует на основании положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специальным государственным органом России в области охраны окружающей среды.
К особо охраняемым территориям и объектам регионального значения относятся природные парки – природоохранные, рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность.
На природные парки возлагаются следующие задачи:
Правовое
положение природных парков устанавливается
внутригосударственным
На начало 1998г. в России насчитывалось около 20 природных парков. Так, Московской областной Думой был принят Закон Московской области от 19.02.1997г. №5/121 «О природных парках Московской области», постановлением правительства Москвы от 21.07.1998г. №564 образованы особо охраняемые природные территории регионального значения – природный парк «Тушинский» и природно-исторические парки «Измайлово», «Царицыно», «Покровское-Стрешнево».
Ряд
природных комплексов включен в
Список объектов всемирного культурного
и природного наследия, ежегодно обновляемого
во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972г.
Так в этот список в качестве объектов
природного наследия включены четыре
природных парка России: «Южно-Камчатский»,
«Быстринский», «Ключевский», «Налычево».
Егоров осужден по ч.1 ст.260 УК РФ за самовольную вырубку деревьев в зеленой зоне пригорода. Суд, рассматривая дело, освободил Егорова от возмещения ущерба, т.к. у него полностью изъят срубленный лес.
Дайте
правовую оценку.
Решение