Особенности правового режима животного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:09, доклад

Описание работы

Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это – совокупность живых организмов всех видов ди-ких животных, постоянно или временно населяющих территорию Россий-ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исклю-чительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной сво-боды.

Работа содержит 1 файл

ЭП.docx

— 29.71 Кб (Скачать)

7. Особенности правового  режима животного  мира 

Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это – совокупность живых  организмов всех видов ди-ких животных, постоянно или временно населяющих территорию Россий-ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исклю-чительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной сво-боды. 
Под охрану закона «О животном мире» берутся не только животные, от-носящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, нахо-дящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и ис-пользования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и гене-тического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах живот-ного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду. 
Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов жи-вотных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством. 
Животный мир издавна служит людям в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных цен-ностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле Федерального закона «О животном мире» животный мир объявляется достояни-ем народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресур-сом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, все-мерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России. 
Законодательство о животном мире не предусматривает частной собст-венности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Одной из характерных осо-бенностей животного мира является миграция его объектов через границы субъ-ектов РФ и государственную границу. 
В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и рас-поряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Обратим внимание на то, что, обоснованно относя к предметам совместного ведения природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды, п. «к» ст. 72 Конституции РФ не называет законодательство о животном мире. Это пози-ция законодателя или пробел? Вопросы, не отнесенные к исключительному ве-дению России и совместному ведению РФ и ее субъектов, относятся в соответ-ствии с ч. 4 ст. 76 Конституции к предмету собственного правового регулирова-ния субъектов РФ. Полагаем, что отсутствие в ст. 72 упоминания законодатель-ства о животном мире – пробел в конституционном регулировании. 
Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообра-зия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования живот-ного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О жи-вотном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разно-образия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию. 
Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О живот-ном мире» являются государственный учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст. 17), государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая экспертиза (ст. 20), государственный кон-троль в данной области (ст. 16). 
Основные требования по охране и использованию животного мира на-правлены на: 
• сохранение видового многообразия животного мира; 
• охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции живот-ных; 
• сохранение целостности естественных сообществ животных; 
• научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира; 
• регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.  
Правовое регулирование использования и охраны объектов животного ми-ра осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объ-ектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В ча-стности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических це-лях, включая организацию экологического туризма. 
По представлению соответствующего специально уполномоченного госу-дарственного органа по охране, контролю и регулированию использования объ-ектов животного мира и среды их обитания исполнительные органы РФ и субъ-ектов РФ в пределах их компетенции вправе принять решение об ограничении, приостановлении или полном запрете на определенных территориях и в аквато-риях или на определенные сроки осуществления отдельных видов пользования животным миром, а также пользования определенными объектами животного мира (ст. 21 Закона «О животном мире»). 
Так как возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйст-венной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Федерального закона «О животном мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животно-го мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду оби-тания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. 
Важным для обеспечения охраны животного мира является требование за-кона о том, что при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных маги-стралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидро-технических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприя-тия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимов-ки. 
Общие положения рассматриваемого Закона развиты в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г., утвердившем «Требования по предот-вращению гибели объектов животного мира при осуществлении производст-венных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, тру-бопроводов, линий связи и электропередачи». Требования регламентируют про-изводственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов живот-ного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате измене-ния среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транс-порт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошо-ка, воздействия элекромагнитных полей, шума, вибрации. 
В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается: 
• выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удоб-рений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболе-ваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания; 
• установление сплошных, не имеющих специальных проходов загражде-ний и сооружений на путях массовой миграции животных; 
• устройство в реках или протоках западней или установление орудий ло-ва, размеры которых превышают две трети ширины водотока; 
• расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопро-водов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размноже-ния животных. 
С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в на-званном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохо-зяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процес-сов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи. 
Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных про-цессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих мас-совую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, поря-док работ, исключающие возможность гибели животных. 
При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооруже-ний в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, осна-щать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специ-альными защитными устройствами. 
С целью предупреждения неблагоприятных последствий для животного мира и окружающей среды в законодательстве регулируются отношения по ин-тродукции объектов животного мира в новые для себя экосистемы. Акклимати-зация новых для фауны РФ объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствую-щих специально уполномоченных государственных органов по охране, контро-лю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требо-ваний по охране окружающей среды. 
По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересо-вано также в регулировании численности объектов животного мира. Закон «О животном мире» предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования определя-ются специально уполномоченным государственным органом по охране, кон-тролю и регулированию использования объектов животного мира и среды оби-тания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов. 
Наиболее распространенными видами пользования животным миром яв-ляется охота и рыболовство. Возможности по предупреждению истощения жи-вотного мира в значительной степени связаны с регулированием осуществления этих видов деятельности. 
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заклю-чающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имею-щим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудия-ми охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте. 
Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как Закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативных правовых актов, включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное постанов-лением Правительства РСФСР от 10 октября 1960 г. (с последующими измене-ниями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР (1988 г.) и др. 
Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешен-ными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие госу-дарственную пошлину в установленном размере. 
Члены обществ охотников имеют право осуществлять любительскую и спортивную охоту с соблюдением установленных правил: 
• в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется учреждениями и орга-низациями этих обществ, 
• в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется другими предпри-ятиями и учреждениями, с разрешения их администрации, 
• а также в других охотничьих угодьях с разрешения государственных ор-ганов управления охотничьим хозяйством.  
Удостоверением на право любительской и спортивной охоты служат: 
• охотничий членский билет с отметками о сдаче испытаний по охотничь-ему минимуму и об оплате государственной пошлины; 
• путевка, выданная обществом в установленном порядке и 
• лицензия на отстрел или отлов соответствующего вида и количества жи-вотных с указанием срока их отстрела (отлова) в места охоты. 
Членские охотничьи билеты выдаются: республиканскими союзами об-ществ охотников и рыболовов и их местными органами, другими уполномочен-ными организациями. 
Отстрел и отлов диких зверей и птиц при любительской и спортивной охо-те производится по установленным нормам. 
В целях сохранения и воспроизводства диких зверей и птиц специально уполномоченные государственные органы по регулированию использования животного мира на территории охотничьих угодий могут ограничить или пол-ностью запретить на определенные сроки добычу отдельных видов животных, применение некоторых видов орудий охоты и т.д. 
Порядок предоставления права на промысловое добывание диких зверей рассмотрен в разд. XI настоящего учебника «Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды ». 
Объекты охоты – дикая фауна в состоянии естественной свободы и вхо-дящая в государственный охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специ-ально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регу-лированию использования объектов животного мира по согласованию с испол-нительными органами субъектов РФ. Такой перечень утверждается Правитель-ством РФ. 
Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, ут-вержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г., включает следующие виды млекопитающих: волк, шакал, лисица, корсак, песец, еното-видная собака, енот-полоскун, медведь, рысь, росомаха, барсук, куница, соболь, кидус, харза, кот дикий, ласка, горностай, солонгой, колонок, хорь, норка, вы-дра, заяц, дикий кролик, косуля, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, а также птиц – гусь, казарка, утка, глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, перепел, кеклик, фазан, улар, лысуха, кулик, саджа, голубь. 
Сроки охоты устанавливаются Правительством РФ. Правила охоты со-держат перечень животных, охота на которых полностью запрещена или огра-ничивается какими-либо сроками. Этот перечень дополняется местными прави-лами. 
Охотничье хозяйство – отрасль народного хозяйства. Его составными час-тями являются государственный охотничий фонд и охотничьи угодья. Государ-ственный охотничий фонд – совокупность зверей и птиц, находящихся на тер-ритории охотничьих угодий и служащих объектами охоты или воспроизводства с целью охоты. К охотничьим угодьям отнесены все земельные, лесные, водные площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц, входящих в состав охотничьего фонда. 
Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, явля-ется Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г.* (с изменениями и дополнениями). 
___________________________ 
* СП СССР. 1958. № 16. Ст. 127. 
 
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. При-чем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничиваю-щие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании. 
Все водоемы, которые используются или могут использоваться для про-мысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных за-пасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназна-ченных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определя-ется Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ. 
Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются место, сроки лова рыбы и других водных жи-вотных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования. 
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, пре-доставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физиче-ским лицам. 
Любительский и спортивный лов рыбы осуществляется для личного по-требления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопи-томников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением ус-тановленных правил рыболовства и водопользования. 
Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рацио-нального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Он организован с нарушением принципа, установленного Законом «О животном мире» (ст. 12), согласно которому недопустимо совмещение деятель-ности по осуществлению государственного контроля за использованием и охра-ной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира. Функционирующие в системе Минсельхозпрода РФ департаменты по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и рыболовству как специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной животного мира связаны непосредствен-но с использованием охотничьих и рыбных ресурсов. 
Важную роль в развитии охотничьего и рыболовного спорта играет Рос-сийская ассоциация обществ охотников и рыболовов, их союзов, предприятий и организаций (Росохотрыболовсоюз). В соответствии с постановлением Прези-диума Верховного Совета РФ от 7 июня 1993 г. Росохотрыболовсоюз является генеральным пользователем охотничье-рыболовных угодий РФ – ведущей в Российской Федерации организацией в области развития спортивной и люби-тельской охоты и рыболовного спорта с сохранением за ним права выдачи охотникам и рыболовам членских охотничье-рыболовных билетов, путевок на охоту, рыбалку и иной отдых. Задачами ассоциации являются: 
• воспитание у членов общества бережного отношения к природе и ее бо-гатствам; 
• активное участие в мероприятиях по охране и рациональному использо-ванию охотничьих, рыбных и лесных богатств, воспроизводству диких живот-ных и увеличению рыбных запасов, борьбе с браконьерством; 
• научно обоснованное ведение охотничье-рыболовного хозяйства, повы-шение продуктивности закрепленных охотничьих угодий и водоемов; 
• организация членов общества для добычи и продажи государству про-дукции охотничьего промысла и рыболовства, а также для сбора дикорастущих ягод, грибов, орехов, лекарственных растений; всемерное содействие в установ-ленном порядке выполнению государственных планов закупок этой продукции; 
• пропаганда охраны природы, рационального использования природных ресурсов, передового опыта ведения охотничье-рыболовного хозяйства, охот-ничье-стрелкового и рыболовного спорта, охотничьего собаководства. 
В соответствии с возложенными задачами Росохотрыболовсоюз: 
• пользуется закрепленными охотничьими и рыболовными угодьями для ведения охотничье-рыболовного хозяйства, развития охотничьего и рыболовно-го спорта; проводит мероприятия по охране диких животных и рыбных запасов, улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий для диких животных, увеличению численности полезных зверей и птиц, зарыблению закрепленных водоемов; 
• в закрепленных угодьях организует охоту на диких зверей и птиц, люби-тельское и спортивное рыболовство; 
• организует отлов диких зверей и птиц и расселение их по плану, утвер-ждаемому Департаментом охотничьего хозяйства; 
• добывает, закупает и продает государству пушнину, меховое сырье, мясо диких животных, рыбу и другие виды продукции охотничьего промысла и ры-боловства, лекарственные растения, грибы, ягоды, орехи, а также добывает и заготавливает насадку и приманку для нужд любительского рыболовства; 
• создает общественную егерскую службу для проведения мероприятий по охране и воспроизводству диких зверей и птиц, увеличению рыбных запасов, а также для борьбы с браконьерством; 
• организует охотничьи и рыболовные хозяйства, сооружает и открывает тиры, стрелковые стенды, подсобные хозяйства, музеи, предприятия и мастер-ские по изготовлению и ремонту предметов охотничье-рыболовного снаряже-ния и сувениров на охотничье-рыболовную тему, оптово-закупочные торговые базы, магазины и ларьки для торговли охотничье-рыболовным снаряжением и сувенирами, создает звероводческие, кролиководческие, птицеводческие фермы и фермы для разведения диких зверей и птиц, а также питомники охотничьих собак, рыбопитомники, инкубационные цехи, прудовые и другие предприятия, хозяйства и сооружения, необходимые для практического осуществления задач обществ; 
• выполняет иные функции. 
Росохотрыболовсоюз располагает 3,5 тыс. охотничье-рыболовных хо-зяйств, 7 тыс. охотничьих и рыболовных баз, охотничьими угодьями.

Информация о работе Особенности правового режима животного мира