Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:09, доклад
Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это – совокупность живых организмов всех видов ди-ких животных, постоянно или временно населяющих территорию Россий-ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исклю-чительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной сво-боды.
7.
Особенности правового
режима животного
мира
Юридическое
понятие животного мира определено
в Федеральном законе «О животном
мире». Это – совокупность живых
организмов всех видов ди-ких животных,
постоянно или временно населяющих территорию
Россий-ской Федерации и находящихся в
состоянии естественной свободы, а также
относящихся к природным ресурсам континентального
шельфа и исклю-чительной экономической
зоны Российской Федерации. Таким образом,
в юридическом отношении животные признаются
дикими, если они: а) являются компонентами
окружающей среды; б) находятся в состоянии
естественной сво-боды.
Под охрану закона «О животном мире» берутся
не только животные, от-носящиеся к объектам
охоты и рыболовства, но и все другие животные,
нахо-дящиеся в условиях естественной
свободы. Отношения в области охраны и
ис-пользования объектов животного мира,
содержащихся в полувольных условиях
или искусственно созданной среде обитания
в целях сохранения ресурса и гене-тического
фонда объектов животного мира и в иных
научных и воспитательных целях, регулируются
названным Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, а также законами
и нормативными правовыми актами субъектов
РФ. Речь идет об объектах живот-ного мира,
выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках,
которые на каком-то этапе интродуцируются
в природную среду.
Домашние животные, а также дикие животные,
содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах
и т.п.), не являются объектами животного
мира в смысле законодательства об окружающей
среде. Отношения по поводу таких видов
жи-вотных регулируются аграрным, гражданским
и иным законодательством.
Животный мир издавна служит людям в качестве
источника пищевых продуктов, промышленного
и лекарственного сырья, других материальных
цен-ностей, необходимых для удовлетворения
потребностей человека. В преамбуле Федерального
закона «О животном мире» животный мир
объявляется достояни-ем народов Российской
Федерации, неотъемлемым элементом природной
среды и биологического разнообразия
Земли, возобновляющимся природным ресур-сом,
важным регулирующим и стабилизирующим
компонентом биосферы, все-мерно охраняемым
и рационально используемым для удовлетворения
духовных и материальных потребностей
граждан России.
Законодательство о животном мире не предусматривает
частной собст-венности на объекты животного
мира. Животный мир в пределах территории
России является государственной собственностью.
Одной из характерных осо-бенностей животного
мира является миграция его объектов через
границы субъ-ектов РФ и государственную
границу.
В соответствии с Конституцией РФ вопросы
владения, пользования и рас-поряжения
животным миром на территории Российской
Федерации относятся к совместному ведению
РФ и субъектов Федерации. Обратим внимание
на то, что, обоснованно относя к предметам
совместного ведения природоресурсное
законодательство и законодательство
об охране окружающей среды, п. «к» ст.
72 Конституции РФ не называет законодательство
о животном мире. Это пози-ция законодателя
или пробел? Вопросы, не отнесенные к исключительному
ве-дению России и совместному ведению
РФ и ее субъектов, относятся в соответ-ствии
с ч. 4 ст. 76 Конституции к предмету собственного
правового регулирова-ния субъектов РФ.
Полагаем, что отсутствие в ст. 72 упоминания
законодатель-ства о животном мире – пробел
в конституционном регулировании.
Исходя из международно-правовой концепции
сохранения биоразнообра-зия, формируемое
российское законодательство о животном
мире основывается на принципе устойчивого
существования и устойчивого использования
живот-ного мира. Под устойчивым существованием
животного мира в Законе «О жи-вотном мире»
понимается существование объектов животного
мира в течение неопределенно длительного
времени. Устойчивым использованием объектов
животного мира признается использование
объектов животного мира, которое не приводит
в долгосрочной перспективе к истощению
биологического разно-образия животного
мира и при котором сохраняется способность
животного мира к воспроизводству и устойчивому
существованию.
Основными организационно-правовыми инструментами
регулирования охраны и использования
животного мира в соответствии с Законом
«О живот-ном мире» являются государственный
учет, государственный кадастр (ст. 14),
государственный мониторинг объектов
животного мира (ст. 15), нормирование в
области использования и охраны животного
мира и среды его обитания (ст. 17), государственные
программы по охране объектов животного
мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая
экспертиза (ст. 20), государственный кон-троль
в данной области (ст. 16).
Основные требования по охране и использованию
животного мира на-правлены на:
• сохранение видового многообразия животного
мира;
• охрану среды обитания, условий размножения
и путей миграции живот-ных;
• сохранение целостности естественных
сообществ животных;
• научно обоснованное, рациональное
использование и воспроизводство животного
мира;
• регулирование численности животных
в целях предупреждения вреда окружающей
среде и народному хозяйству.
Правовое регулирование использования
и охраны объектов животного ми-ра осуществляется
посредством установления видов и способов
пользования животным миром, установления
ограничений и запретов на использование
объ-ектов животного мира, охраны среды
обитания объектов животного мира. В ча-стности,
сохранение объектов животного мира может
быть достигнуто путем изменения вида
пользования животным миром с запрещением
изъятия объектов животного мира из среды
обитания и организации использования
этих объектов без изъятия в культурно-просветительных,
рекреационных и эстетических це-лях,
включая организацию экологического туризма.
По представлению соответствующего специально
уполномоченного госу-дарственного органа
по охране, контролю и регулированию использования
объ-ектов животного мира и среды их обитания
исполнительные органы РФ и субъ-ектов
РФ в пределах их компетенции вправе принять
решение об ограничении, приостановлении
или полном запрете на определенных территориях
и в аквато-риях или на определенные сроки
осуществления отдельных видов пользования
животным миром, а также пользования определенными
объектами животного мира (ст. 21 Закона
«О животном мире»).
Так как возможности сохранения объектов
животного мира и среды их обитания во
многом зависят от условий осуществления
разнообразной хозяйст-венной деятельности
человека, регулирование соответствующих
отношений особо предусмотрено в гл. III
Федерального закона «О животном мире».
Здесь установлено общее правило, в соответствии
с которым любая деятельность, влекущая
за собой изменение среды обитания объектов
животного мира и ухудшение условий их
размножения, нагула, отдыха и путей миграции,
должна осуществляться с соблюдением
требований, обеспечивающих охрану животно-го
мира. Хозяйственная деятельность, связанная
с использованием объектов животного
мира, должна осуществляться таким образом,
чтобы разрешенные к использованию объекты
животного мира не ухудшали собственную
среду оби-тания и не причиняли вреда сельскому,
водному и лесному хозяйству.
Важным для обеспечения охраны животного
мира является требование за-кона о том,
что при размещении, проектировании и
строительстве аэродромов, железнодорожных,
шоссейных, трубопроводных и других транспортных
маги-стралей, линий электропередачи и
связи, а также каналов, плотин и иных гидро-технических
сооружений должны разрабатываться и
осуществляться мероприя-тия, обеспечивающие
сохранение путей миграции объектов животного
мира и мест их постоянной концентрации,
в том числе в период размножения и зимов-ки.
Общие положения рассматриваемого Закона
развиты в постановлении Правительства
РФ от 13 августа 1996 г., утвердившем «Требования
по предот-вращению гибели объектов животного
мира при осуществлении производст-венных
процессов, а также при эксплуатации транспортных
магистралей, тру-бопроводов, линий связи
и электропередачи». Требования регламентируют
про-изводственную деятельность в целях
предотвращения гибели объектов живот-ного
мира, обитающих в условиях естественной
свободы, в результате измене-ния среды
обитания и нарушения путей миграции;
попадания в водозаборные сооружения,
узлы производственного оборудования,
под движущийся транс-порт и сельскохозяйственные
машины; столкновения с проводами и электрошо-ка,
воздействия элекромагнитных полей, шума,
вибрации.
В целях предотвращения гибели объектов
животного мира запрещается:
• выжигание растительности, хранение
и применение ядохимикатов, удоб-рений,
химических реагентов, горюче-смазочных
материалов и других опасных для объектов
животного мира и среды их обитания материалов,
сырья и отходов производства без осуществления
мер, гарантирующих предотвращение заболе-ваний
и гибели объектов животного мира, ухудшения
среды их обитания;
• установление сплошных, не имеющих специальных
проходов загражде-ний и сооружений на
путях массовой миграции животных;
• устройство в реках или протоках западней
или установление орудий ло-ва, размеры
которых превышают две трети ширины водотока;
• расчистка просек под линиями связи
и электропередачи вдоль трубопро-водов
от подроста древесно-кустарниковой растительности
в период размноже-ния животных.
С учетом специфичности вредных воздействий
достаточно полно в на-званном постановлении
регламентированы требования по охране
животного мира при осуществлении сельскохозяйственных,
лесопромышленных и лесохо-зяйственных,
промышленных и водохозяйственных производственных
процес-сов, эксплуатации транспортных
магистралей и объектов, трубопроводов,
при проектировании, строительстве и эксплуатации
линий связи и электропередачи.
Так, при осуществлении сельскохозяйственных
производственных про-цессов не допускается
применение технологий и механизмов, вызывающих
мас-совую гибель объектов животного мира
или изменение среды их обитания. При производстве
полевых сельскохозяйственных работ необходимо
использовать технологию, специально
оборудованную сельскохозяйственную
технику, поря-док работ, исключающие возможность
гибели животных.
При создании и эксплуатации ирригационных
и мелиоративных сооруже-ний в местах
естественного обитания, на путях миграции
и в местах сезонной концентрации объектов
животного мира необходимо обеспечивать
условия для свободного и безопасного
их передвижения через указанные сооружения,
осна-щать водозаборные сооружения и каналы
гидромелиоративных систем специ-альными
защитными устройствами.
С целью предупреждения неблагоприятных
последствий для животного мира и окружающей
среды в законодательстве регулируются
отношения по ин-тродукции объектов животного
мира в новые для себя экосистемы. Акклимати-зация
новых для фауны РФ объектов животного
мира, переселение объектов животного
мира в новые места обитания, а также мероприятия
по гибридизации объектов животного мира
допускаются только по разрешению соответствую-щих
специально уполномоченных государственных
органов по охране, контро-лю и регулированию
использования объектов животного мира
и среды обитания при наличии заключения
компетентных научных организаций с учетом
требо-ваний по охране окружающей среды.
По экологическим и экономическим соображениям
общество заинтересо-вано также в регулировании
численности объектов животного мира.
Закон «О животном мире» предусматривает,
что объекты животного мира, численность
которых подлежит регулированию, а также
порядок регулирования определя-ются
специально уполномоченным государственным
органом по охране, кон-тролю и регулированию
использования объектов животного мира
и среды оби-тания. Регулирование численности
отдельных объектов животного мира должно
осуществляться способами, исключающими
причинение вреда другим объектам животного
мира и обеспечивающими сохранность среды
их обитания, с учетом заключений научных
организаций, решающих проблемы в данной
области, и по согласованию со специально
уполномоченными государственными органами,
осуществляющими охрану земельных, водных
и лесных ресурсов.
Наиболее распространенными видами пользования
животным миром яв-ляется охота и рыболовство.
Возможности по предупреждению истощения
жи-вотного мира в значительной степени
связаны с регулированием осуществления
этих видов деятельности.
Охота определяется как разрешенный законом
вид деятельности, заклю-чающийся в преследовании
с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов)
диких зверей и птиц, находящихся в состоянии
естественной свободы, лицом, имею-щим
право на охоту. Охота включает промысловое
добывание диких зверей и птиц, а также
любительскую и спортивную охоту. Нахождение
в охотничьих угодьях с оружием, собаками,
ловчими птицами, капканами и другими
орудия-ми охоты либо с добытой продукцией
приравнивается к охоте.
Правовое регулирование охоты осуществляется
на основе как Закона «О животном мире»,
так и некоторых специальных нормативных
правовых актов, включая Положение об
охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное
постанов-лением Правительства РСФСР
от 10 октября 1960 г. (с последующими измене-ниями
и дополнениями), Типовые правила охоты
в РСФСР (1988 г.) и др.
Правом охоты с охотничьим огнестрельным
оружием, другими разрешен-ными орудиями
охоты, а также с охотничьими собаками
и ловчими птицами пользуются все граждане
РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами
обществ охотников, сдавшие испытания
по охотничьему минимуму и уплатившие
госу-дарственную пошлину в установленном
размере.
Члены обществ охотников имеют право осуществлять
любительскую и спортивную охоту с соблюдением
установленных правил:
• в угодьях, в которых охотничье хозяйство
ведется учреждениями и орга-низациями
этих обществ,
• в угодьях, в которых охотничье хозяйство
ведется другими предпри-ятиями и учреждениями,
с разрешения их администрации,
• а также в других охотничьих угодьях
с разрешения государственных ор-ганов
управления охотничьим хозяйством.
Удостоверением на право любительской
и спортивной охоты служат:
• охотничий членский билет с отметками
о сдаче испытаний по охотничь-ему минимуму
и об оплате государственной пошлины;
• путевка, выданная обществом в установленном
порядке и
• лицензия на отстрел или отлов соответствующего
вида и количества жи-вотных с указанием
срока их отстрела (отлова) в места охоты.
Членские охотничьи билеты выдаются: республиканскими
союзами об-ществ охотников и рыболовов
и их местными органами, другими уполномочен-ными
организациями.
Отстрел и отлов диких зверей и птиц при
любительской и спортивной охо-те производится
по установленным нормам.
В целях сохранения и воспроизводства
диких зверей и птиц специально уполномоченные
государственные органы по регулированию
использования животного мира на территории
охотничьих угодий могут ограничить или
пол-ностью запретить на определенные
сроки добычу отдельных видов животных,
применение некоторых видов орудий охоты
и т.д.
Порядок предоставления права на промысловое
добывание диких зверей рассмотрен в разд.
XI настоящего учебника «Лицензионно-договорные
основы природопользования и охраны окружающей
среды ».
Объекты охоты – дикая фауна в состоянии
естественной свободы и вхо-дящая в государственный
охотничий фонд. Перечень объектов животного
мира, отнесенных к объектам охоты исходя
из их статуса, численности, традиций в
использовании, видов и качества получаемой
продукции, составляется специ-ально уполномоченным
государственным органом по охране, контролю
и регу-лированию использования объектов
животного мира по согласованию с испол-нительными
органами субъектов РФ. Такой перечень
утверждается Правитель-ством РФ.
Перечень объектов животного мира, отнесенных
к объектам охоты, ут-вержденный постановлением
Правительства РФ от 26 декабря 1995 г., включает
следующие виды млекопитающих: волк, шакал,
лисица, корсак, песец, еното-видная собака,
енот-полоскун, медведь, рысь, росомаха,
барсук, куница, соболь, кидус, харза, кот
дикий, ласка, горностай, солонгой, колонок,
хорь, норка, вы-дра, заяц, дикий кролик,
косуля, лось, благородный олень, пятнистый
олень, лань, овцебык, муфлон, а также птиц
– гусь, казарка, утка, глухарь, тетерев,
рябчик, куропатка, перепел, кеклик, фазан,
улар, лысуха, кулик, саджа, голубь.
Сроки охоты устанавливаются Правительством
РФ. Правила охоты со-держат перечень животных,
охота на которых полностью запрещена
или огра-ничивается какими-либо сроками.
Этот перечень дополняется местными прави-лами.
Охотничье хозяйство – отрасль народного
хозяйства. Его составными час-тями являются
государственный охотничий фонд и охотничьи
угодья. Государ-ственный охотничий фонд
– совокупность зверей и птиц, находящихся
на тер-ритории охотничьих угодий и служащих
объектами охоты или воспроизводства
с целью охоты. К охотничьим угодьям отнесены
все земельные, лесные, водные площади,
служащие местом обитания диких зверей
и птиц, входящих в состав охотничьего
фонда.
Наиболее общим специальным актом, регулирующим
рыболовство, явля-ется Положение об охране
рыбных запасов и о регулировании рыболовства
в водоемах СССР, утвержденное постановлением
Совета Министров СССР от 15 сентября 1958
г.* (с изменениями и дополнениями).
___________________________
* СП СССР. 1958. № 16. Ст. 127.
Различается рыболовство промысловое,
спортивное и любительское. При-чем в законодательстве
не установлены формальные критерии, разграничиваю-щие
спортивное и любительское рыболовство.
Отсутствуют в нем и различия в их правовом
регулировании.
Все водоемы, которые используются или
могут использоваться для про-мысловой
добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства
рыбных за-пасов, считаются рыбохозяйственными.
Перечень водных объектов, предназна-ченных
для сохранения воспроизводства и добычи
рыбных ресурсов, определя-ется Правительством
РФ и исполнительными органами субъектов
РФ.
Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным
водоемам и водным бассейнам определяются
место, сроки лова рыбы и других водных
жи-вотных, перечень запрещенных к отлову
ценных рыб, нормы вылова ценных пород
рыбы на одного гражданина, список разрешенных
и запрещенных орудий лова и другие требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных
участках, пре-доставляемых в пользование
по договорам и лицензиям юридическим
и физиче-ским лицам.
Любительский и спортивный лов рыбы осуществляется
для личного по-требления бесплатно во
всех водоемах, за исключением заповедников,
рыбопи-томников, прудовых и других культурных
рыбных хозяйств, с соблюдением ус-тановленных
правил рыболовства и водопользования.
Важнейшим организационно-правовым средством
обеспечения рацио-нального использования
и охраны животного мира является государственный
контроль. Он организован с нарушением
принципа, установленного Законом «О животном
мире» (ст. 12), согласно которому недопустимо
совмещение деятель-ности по осуществлению
государственного контроля за использованием
и охра-ной животного мира и среды его
обитания с деятельностью по использованию
объектов животного мира. Функционирующие
в системе Минсельхозпрода РФ департаменты
по охране и рациональному использованию
охотничьих ресурсов и рыболовству как
специально уполномоченные государственные
органы управления использованием и охраной
животного мира связаны непосредствен-но
с использованием охотничьих и рыбных
ресурсов.
Важную роль в развитии охотничьего и
рыболовного спорта играет Рос-сийская
ассоциация обществ охотников и рыболовов,
их союзов, предприятий и организаций
(Росохотрыболовсоюз). В соответствии
с постановлением Прези-диума Верховного
Совета РФ от 7 июня 1993 г. Росохотрыболовсоюз
является генеральным пользователем охотничье-рыболовных
угодий РФ – ведущей в Российской Федерации
организацией в области развития спортивной
и люби-тельской охоты и рыболовного спорта
с сохранением за ним права выдачи охотникам
и рыболовам членских охотничье-рыболовных
билетов, путевок на охоту, рыбалку и иной
отдых. Задачами ассоциации являются:
• воспитание у членов общества бережного
отношения к природе и ее бо-гатствам;
• активное участие в мероприятиях по
охране и рациональному использо-ванию
охотничьих, рыбных и лесных богатств,
воспроизводству диких живот-ных и увеличению
рыбных запасов, борьбе с браконьерством;
• научно обоснованное ведение охотничье-рыболовного
хозяйства, повы-шение продуктивности
закрепленных охотничьих угодий и водоемов;
• организация членов общества для добычи
и продажи государству про-дукции охотничьего
промысла и рыболовства, а также для сбора
дикорастущих ягод, грибов, орехов, лекарственных
растений; всемерное содействие в установ-ленном
порядке выполнению государственных планов
закупок этой продукции;
• пропаганда охраны природы, рационального
использования природных ресурсов, передового
опыта ведения охотничье-рыболовного
хозяйства, охот-ничье-стрелкового и рыболовного
спорта, охотничьего собаководства.
В соответствии с возложенными задачами
Росохотрыболовсоюз:
• пользуется закрепленными охотничьими
и рыболовными угодьями для ведения охотничье-рыболовного
хозяйства, развития охотничьего и рыболовно-го
спорта; проводит мероприятия по охране
диких животных и рыбных запасов, улучшению
кормовых, гнездовых и защитных условий
для диких животных, увеличению численности
полезных зверей и птиц, зарыблению закрепленных
водоемов;
• в закрепленных угодьях организует
охоту на диких зверей и птиц, люби-тельское
и спортивное рыболовство;
• организует отлов диких зверей и птиц
и расселение их по плану, утвер-ждаемому
Департаментом охотничьего хозяйства;
• добывает, закупает и продает государству
пушнину, меховое сырье, мясо диких животных,
рыбу и другие виды продукции охотничьего
промысла и ры-боловства, лекарственные
растения, грибы, ягоды, орехи, а также
добывает и заготавливает насадку и приманку
для нужд любительского рыболовства;
• создает общественную егерскую службу
для проведения мероприятий по охране
и воспроизводству диких зверей и птиц,
увеличению рыбных запасов, а также для
борьбы с браконьерством;
• организует охотничьи и рыболовные
хозяйства, сооружает и открывает тиры,
стрелковые стенды, подсобные хозяйства,
музеи, предприятия и мастер-ские по изготовлению
и ремонту предметов охотничье-рыболовного
снаряже-ния и сувениров на охотничье-рыболовную
тему, оптово-закупочные торговые базы,
магазины и ларьки для торговли охотничье-рыболовным
снаряжением и сувенирами, создает звероводческие,
кролиководческие, птицеводческие фермы
и фермы для разведения диких зверей и
птиц, а также питомники охотничьих собак,
рыбопитомники, инкубационные цехи, прудовые
и другие предприятия, хозяйства и сооружения,
необходимые для практического осуществления
задач обществ;
• выполняет иные функции.
Росохотрыболовсоюз располагает 3,5 тыс.
охотничье-рыболовных хо-зяйств, 7 тыс.
охотничьих и рыболовных баз, охотничьими
угодьями.
Информация о работе Особенности правового режима животного мира