Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа
Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:
Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления,
во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.
Вступление…………………………………………………………………..……2
1. Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользования…………………………………………………………………………….……3
1.1 Общая модель экологического аудита……………………………..……7
1.2 Общие принципы аудита систем экологического
управления и менеджмента…………………………..………………..….7
1.3 Алгоритм управления экологической аудиторской
деятельностью……………………………………………….………..……8
2. Направления применения результатов экологического аудита………….…11
3. Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем
экологического…................................................................................................14
4. Основные государственные требования к экологическим аспектам
деятельности предприятий в Украине………….........
Организация — формирование организационной структуры службы (фирмы), подбор и подготовка кадров; создание информационно-нормативной и материально-технической базы.
Операционная функция — охватывает процесс проведения экологического аудита, его технику и технологию и состоит из нескольких этапов:
Контроль — реализация определённых правил, процедур по отношению к материальным и природным ресурсам; определение показателей результативности; сравнение результатов со стандартными действия. Неотъемлемым этапом любой деятельности является контроль её хода и оценка полученных результатов. В процессе контроля экологической аудиторской деятельности используются стандарты, нормативы, измерения фактически достигнутых результатов, базовые показатели и корректировки, если полученные результаты существенно отличаются от стандартов. Контроль является фундаментальным элементом управления. В управлении экологической аудиторской деятельностью целесообразно использовать три основные вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Процедура контроля включает сопоставление полученных результатов со стандартами, нормативами, критериями и принятие соответствующих корректирующих действий. Затем осуществляется сравнительная оценка результатов со стандартами. Именно здесь фиксируются возможные отклонения, измеряются результаты, оценивается информация.
Эффективность контроля определяется не только поведением аудитора, который может по результатам проделанной работы выбрать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарт. Однако для достижения целей организации необходима ориентация на результативность, стратегическую направленность, простоту и экономичность.
Мотивация как элемент управления — это процесс организации коллектива на достижение поставленных целей. Побудительными мотивами здесь должны выступать такие факторы мотивации как высокая ответственность, материальное вознаграждение, успех, реализация творческого потенциала и делового роста.
Ещё один аспект совершенствования организации экологического аудита состоит в документировании аудиторских проверок. Большинство исследователей одним из основных информационных документов о состоянии проверяемого объекта называют анкету для опроса руководителей по организации экологической аудиторской деятельности. С помощью анкеты можно составить общее представление об экологическом состоянии исследуемого предприятия, выявить особенности управления природопользованием, проблемы в экологическом учёте и информационном обеспечении. Аудиторам такая анкета поможет определить спрос на их услуги, будет способствовать формированию научного подхода к процессу управления и осуществления деятельности в области экологического аудита.
В процессе экологического аудита оценивается система экоменеджмента предприятия, технологические процессы, экологическая безопасность объекта, его производственная территория, прилегающая территория до 5 км по периметру; основные технологические и вспомогательные процессы, здания, оборудование и сооружения.
В
научной литературе получили освещение
вопросы организации
В короткий срок специалисты Минэкобезопасности осуществили разработки, направленные на становление и внедрение в практику хозяйствования этого инструмента, позволяющего регулировать эколого-экономические отношения хозяйственного объекта и природной среды в условиях рынка. Однако, экологический аудит, как форма контроля в рыночных условиях, только тогда окажется эффективным, когда будет оснащён научно-обоснованной нормативной базой и методическим инструментарием.
Роль экологического аудита в реформировании экономики региона может быть выявлена в следующих направлениях управленческой деятельности:
Таким
образом, экологический аудит
В условиях формирования рыночных отношений выявляется новое направление развития функций внутреннего и внешнего прогнозного экоаудита, как средства оптимизации и активизации предпринимательской деятельности на основе соблюдения принципов экологической безопасности. Одновременно с контрольными функциями экоаудит и хозяйственный аудит должны выполнять экономическую и экологическую экспертизу по привлечению капитала, развитию инвестиций, внедрению ноу-хау, ресурсосбережению, снижению экологических издержек и т.д.
Экспертная функция всех видов аудита является важным направлением развития финансово-хозяйственного и экологического контроля в эффективном использовании капитала в условиях свободного предпринимательства.
Рыночная
экономика обусловила появление
предпринимателя и
В современных условиях получение прибыли возможно только при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, в том числе, природных, их защите от загрязнения и деградации, а также экономическом риске и соблюдении условий экологической безопасности. Это побуждает предпринимателей применять все виды предварительного контроля на стадии принятия управленческих решений. Таким образом, независимый экологический аудиторский контроль в условиях рыночных преобразований приобретает функции катализатора для активизации предпринимательской деятельности на принципах экологически безопасного и устойчивого развития.
Круг
организаций, заинтересованных в объективном
и комплексном исследовании хозяйственной
деятельности промышленных предприятий
и ее влияния на окружающую среду, достаточно
широк.
Экологические проблемы актуальны для банковских институтов. Финансовый риск, напрямую связанный с риском экологическим, может возникнуть в результате крупных аварий и загрязнения среды, а также в связи с неучтенными ранее экологическими требованиями. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности, увеличение срока реализации проекта или его удорожание, возможное банкротство предприятия – все это крайне нежелательно для финансовых учреждений. Такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением срока предоставления или объема кредитуемых средств на реализацию проекта, невозвращение кредита при банкротстве, а также обесценением залога, важнейшей составляющей которого является стоимость земельного участка инвестора. При обнаружении загрязненности земля значительно обесценивается и банки-кредиторы могут лишиться гарантий кредита. К тому же при финансировании банком экологически опасных проектов страдает его репутация.
ЭА может и должен стать основой для становления и развития экологического предпринимательства, к сфере которого следует отнести следующие направления хозяйственной и социальной деятельности: разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; производство средозащитной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды; производство экологически благоприятных потребительских товаров; использование вторичных ресурсов; использование рекреационных ресурсов; оказание экологических услуг (экологические мониторинг, аудирование, страхование, воспитание, просвещение и образование).
Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье для других отраслей, нашли более эффективные методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд. долл., причем этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости от видов предоставляемых услуг).
Объективные результаты комплексного исследования необходимы при заключении договоров по страхованию экологического риска и ответственности производителя и потребителя, для определения экологической надежности предприятия и величины риска возникновения аварийных ситуаций.
Целью создания системы обязательного и добровольного экологического страхования потенциально опасных объектов является компенсация убытка, который несут третьи лица и сам страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемое за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика.
Уникальную возможность улучшить экологические характеристики большого числа субъектов производственной деятельности и целых секторов экономики дает приватизация. Она позволяет, в частности, разрешить противоречия, возникающие в тех случаях, когда государство одновременно выполняет функции по экологическому регулированию и выступает в качестве владельца регулируемых предприятий. Приватизационная политика наряду с такими традиционными задачами, как получение доходов от продажи предприятий, их модернизация новым владельцем, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, поступление налоговых платежей, должна включать также совершенствование природоохранной деятельности и рациональное природопользование. Экологические аспекты необходимо адекватно отражать в законодательных и нормативных актах по приватизации и иностранным инвестициям.
В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность игнорирования природоохранных проблем, с другой – установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобретения экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с переходной экономикой решаются по-разному.
Так,
Закон о структуре
В Польше соглашение между всеми учреждениями, участвующими в приватизационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по экологическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заключении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и регламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизационный период.
В Эстонии приватизационное агентство использует подход, который можно рассматривать как компромиссный между применяемыми в Германии и Польше. Разработана стандартная форма договора, согласно которой приватизационное агентство, действуя от имени Эстонской Республики, освобождает покупателя от ответственности за экологический ущерб, нанесенный третьей стороне в результате хозяйственной деятельности, а также от расходов, связанных с ликвидацией такого загрязнения, если оно будет обнаружено в течение пятилетнего периода с момента передачи собственности.
Представляется, однако, что прямое использование зарубежного опыта в этой области без учета особенностей ее социально-экономической и экологической ситуации может лишь усугубить эколого-экономический кризис. Дело осложняется тем, что прямое введение в практику классических методов экономического механизма природопользования, характерных для развитых рыночных систем, даст недостаточный, а в некоторых случаях и обратный эффект.
Так, при прямом директивном внедрении принципа "загрязнитель платит" в переходный период, когда энергетическая, нефтехимическая, металлургическая и другие загрязняющие отрасли промышленности высокомонополизированы, бремя платежей за загрязнение легко переносится на плечи потребителей. Кроме того, не только возрастет стоимость улучшения или поддержания качества окружающей среды, но и сократится производство товарной продукции, от реализации которой поступают платежи в природоохранные фонды. К тому же, по данным западных специалистов, в странах ЕС 63% расходов на борьбу с загрязнениями обеспечивает частный сектор экономики, государственный сектор тратит примерно 21%, а потребители – 16%.