Мониторинг состояния окружающей природной среды и природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:12, реферат

Описание работы

Экологический мониторинг является комплексным мониторингом биосферы. Он включает в себя контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.

Содержание

Введение 3
1 Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект
исследования 5
2 Классификация видов мониторинга 10
3 Мониторинг состояния природных ресурсов 16
4 Организация мониторинга окружающей среды 20
Заключение 24
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

Ксеня,РЕФЕРАТ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     2 Классификация видов мониторинга 
 

     Мониторинг  состояния окружающей природной  среды предусматривает постоянное наблюдение за процессами, происходящими  в природе и техносфере, с целью  предвидения изменений их качества, ухудшения среды обитания человека, деградации биосферы.

     В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают несколько  видов и классов мониторинга.

     По  объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

     Существует  классификация систем мониторинга  по факторам, источникам и масштабам  воздействия.

     Мониторинг  факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, радиоактивные излучения, солнечная радиация, акустические шумы и шумовые вибрации).

     Мониторинг  источников загрязнения – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

     По  масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

     По  характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • Глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениям в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • Базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными явлениями, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • Национальный – мониторинг в масштабах страны;
  • Региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут различаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;
  • Локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • Импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо–опасных зонах и местах.

     Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим  показателям, дистанционный мониторинг).

     Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами.

     Физический  мониторинг – система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (электромагнитные излучения, радиация, акустические шумы и т.д.).

     Биологический мониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т.е. таких  организмов, по наличию, состоянию и  поведению которых судят об изменениях в среде).

     Экобиохимический  мониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

     Дистанционный мониторинг – в основном авиационный, космический мониторинг с применением  летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способный осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

     В зависимости от принципа классификации  имеются различные системы мониторинга.

     Наиболее  универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.

     Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы  наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

     При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

     а) проводиться постоянная оценка экологических  условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так же оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

     б) создаются условия для определения  корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических  условий не достигаются.

     Система комплексного экологического мониторинга  предусматривает:

  • выделение объекта наблюдения;
  • обследование выделенного объекта наблюдения;
  • составление для объекта наблюдения информационной модели;
  • планирование измерений;
  • оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
  • прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
  • предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя5.

     Основные  цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации:

     1) оценить показатели состояния  и функциональной целостности  экосистем и среды обитания  человека (т.е. провести оценку  соблюдения экологических нормативов);

     2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а так же определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т.е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания);

     3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т.е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций.

     Существует  так же понятие общего мониторинга, объектом исследования которого является, по мнению академика И.П. Герасимова, «многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком».

     Для конкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг он подразделяет на следующие блоки:

     – биоэкологический;

     – геоэкологический;

     – биосферный;

     В каждый из этих блоков могут быть включены определенные виды мониторинга в  зависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структура отдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем или подпрограмм из других видов мониторинга.

     Один  из вариантов структуры видов  мониторинга окружающей среды представлен  на схеме ниже. Приведенная на схеме  структура не является полной классификацией всех возможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видами мониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, поскольку отдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в их структуру.

     В настоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенных  изменений, так как именно техногенное  или хозяйственное воздействие  человека на окружающую среду приносит опасные изменения в экологические  системы, ландшафты, природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененных или малоизмененных природных комплексах.

     Исключительно важное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферного  мониторинга, предназначенного для  определения глобально-фоновых изменений в окружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.

     Последствиями антропогенного «давления» на биосферу могут быть изменения циркуляции газов между океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий на планете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции в животном мире, нарушение биогеоценозов и т.д.

     И подобным нарушениям имеются веские аргументы, полученные при биосферном мониторинге.

     Неотъемлемой  частью биосферного мониторинга  являются биосферные заповедники (заказники), позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Мониторинг состояния природных ресурсов 
 

     Атмосферный воздух практически не учитывается  как природный ресурс, и контроль за его компонентами, за исключением  диоксида углерода, не ведется. В то же время отмечаемое снижение содержания кислорода в промышленных центрах нарушает нормальное клеточное дыхание живого организма, осложняет ведение технологических процессов, в частности, в металлургической промышленности.

     Мониторинг  водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за режимом велись на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета по единой в стране системе. Роскомводресурсы обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляя учет использования вод.

     Несмотря  на существующие стандартные формы  отчетности, методологические несоответствия и технические сложности учета водозабора и водосброса приводят к значительному расхождению величин одних и тех же показателей, представляемых различными ведомствами.

     Государственный учет подземных вод (в том числе  и эксплуатационных запасов) осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов.

     Контролю  подлежат количество отбираемых питьевых и технических вод и распределение  этого отбора по видам использования. В связи с тем, что водопользователи отчитываются нерегулярно, а водозаборы обследуются периодически (один раз в 5–6 лет), получаемые данные приблизительны.

     Наблюдение  за запасами и состоянием минеральных  вод и лечебных грязей, а также  контроль этих запасов ведут режимно- эксплуатационные станции территориальных советов профсоюзов. Они отмечают почти повсеместное истощение гидроминеральных ресурсов, ухудшение их качества и угрозу деградации.

     Мониторинг  земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и  государственными землеустроительными  органами, таким как Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости . Инвентаризация земель, проводится один раз в 5 лет.

     Сведения  государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв и экономической  оценки земель фиксируются в Государственном  земельном кадастре.

     В результате перераспределения земель наблюдаются выбытие из оборота  сельскохозяйственных угодий и ухудшение  их качества.

     Мониторинг  минерально-сырьевых ресурсов ведется  на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входят в компетенцию Федерального агентства по недропользованию. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Росприроднадзор. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

     В соответствии с возложенными на него задачами Росприроднадзор России согласовывает и контролирует нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче и нормативы потерь при переработке минерального сырья; налагает санкции на сверхнормативные потери; ограничивает, приостанавливает или запрещает сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов.

Информация о работе Мониторинг состояния окружающей природной среды и природных ресурсов