Международно-правовое регулирование космической деятельности в области обеспечения экологической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, статья

Описание работы

Становление международно-правовой охраны окружающей среды происходило и происходит в русле общего процесса прогрессивного развития международного космического права. Поэтому международно-правовое регулирование в этой области складывалось под несомненным влиянием таких универсальных международных соглашений, как Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.

Работа содержит 1 файл

Статья 1.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Правовые науки. Экологическое, земельное и аграрное право

Доктор PhD (в области международного права) Кабанбаева Г.Б.

Казахский Национальный Университет, Казахстан

Международно-правовое регулирование космической деятельности в области обеспечения экологической безопасности

      Международное космическое право является основным регулятором отношений между государствами по охране и использованию окружающей среды, оно призвано играть решающую роль в регламентации природоохранной деятельности государств в своей космической деятельности.     

     Становление международно-правовой охраны окружающей среды происходило и происходит в русле общего процесса прогрессивного развития международного космического права. Поэтому международно-правовое регулирование в этой области складывалось под несомненным влиянием таких универсальных международных соглашений, как Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г. и т.д. Все эти международно-правовые акты либо содержат важные природоохранительные положения в процессе освоения космоса человечеством, либо способствуют оздоровлению земной, воздушной и космической среды.

      Вместе с тем постоянно растет число многосторонних и двусторонних международных договоров, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды радиоактивными и другими вредными веществами, охрану и рациональное использование ресурсов, а также целых природных комплексов.  Основная, решающая роль в процессе образования норм международно-правового регулирования охраны окружающей среды как общего космического права принадлежит международному договору. В качестве примера формирования норм международно-правового регулирования охраны окружающей среды путем заключения международного договора могут служить (1). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967г.); (2). Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968г.); (3). Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972г.); (4). Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975г.); (5). Конвенция о запрещении военного или любого  враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977г.); (6). Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1978г.); (7). Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979г.) и. т.д.

       В Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967г.) нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международно-правового регулирования охраны космической и окружающей среды. Его содержание не только касается предотвращения загрязнения и причинения иного вреда космическому пространству и окружающей человечества среды, но и касается мер исправления и возмещения ущерба после причинения вреда.

     Всем известно, что военное использование космоса является одной из главных целей развитых стран в начале освоения космического пространства. Но любое военное действие в космосе серьезно угрожает миру и безопасности международному сообществу, при этом их конкретным последствием является разрушение существующего экологического равновесия, загрязнения космической и окружающей среды. Поэтому правила о запрещении военного использования космоса содержащиеся в Договоре по космосу должны стать источником международно-правовой охраны окружающей среды. Ст. IV Договора предусматривает, что: 1) «государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом» и 2) «Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел». Формулировка ст. IV повлекла заявления о том, что данная статья не запрещает использование космических аппаратов на орбите вокруг Земли для разведывательных, противоракетных, коммуникационных и других военных целей и что, в то время как ст. IV провозглашает демилитаризацию небесных тел, не запрещается проведение военных маневров в космическом пространстве и его военное использование, если такая деятельность осуществляется в соответствии с международным правом и Уставом ООН вообще и не является агрессивной в частности.

      Мы склоняемся к той точке зрения, что выражение «мирное использование» не может быть интерпретировано как «неагрессивное», что любая военная акция должна рассматриваться как «немирная» акция, даже если она предпринимается в оборонительных целях или же для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Тем не менее, следует признать, что формулировки ст. IV ведет к ее толкованию в том смысле, что космическое пространство не демилитаризовано таким же образом, как небесные тела. Что же касается степени возможности использования космического пространства и военных целях и допустимости его использования в каких-либо неагрессивных целях, за исключением размещения ядерного оружия и других средств массового уничтожения на орбите вокруг Земли, то ясный ответ на эти вопросы дать невозможно.

        Принципиальное положение, ставшее фундаментом международно-правовой охраны окружающей среды от вредных последствий космической деятельности, сформулировано в ст. IX Договора по космосу: «Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной Среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью в случае необходимости принимают соответствующие меры». Это статья касается, некоторых важнейших и принципиальных правил. Но следует сразу же указать на весьма общий характер этого положения и некоторую расплывчатость содержащихся в нем обязательств государств. Во-первых, в Договоре речь идет о космической деятельности. При этом имеется в виду только изучение и исследование космического пространства, и отсутствует упоминание использование, а использование космического пространства более важно в процессе космической практики человечеством;  во-вторых, избежание вредного загрязнения ограничено только в масштабе космического пространства, а не касается загрязнения атмосферы и поверхности Земли; в-третьих неблагоприятное изменение земной среды ограничивается проблемой загрязнения внеземным веществом—обратного загрязнения, а не касается других причин загрязнения; в-четвертых, отсутствие необходимых толкований и определений ряда понятий вредного загрязнения, неблагоприятное изменение, в случае необходимости и т. д.

        Это отмечается, многими юристами международниками в мире. Так, китайский юрист международник Хэ Чичжи, подробно анализируя содержание ст. IX Договора по космосу, подчеркивает отсутствие ясности в этом положении. Действительно, если буквально толковать положение ст. IX. то можно сделать вывод, что неблагоприятного изменения окружающей среды следует избегать лишь вследствие доставки внеземного вещества. Но такие последствия могут наступить и по—иным причинам, например, в результате радиоактивного заражения или экспериментов по погодным изменениям. Именно так, по-видимому, понимает данное положение Хэ Чичжи, который пишет, что сделанная в Договоре по космосу, попытка предотвратить «неблагоприятное изменение земной среды» ограничивается проблемой обратного загрязнения внеземным веществом». Не вполне ясно также, что имеется в виду под понятием «соответствующие меры», какие государства должны их принимать, кто определяет, когда наступает «необходимость» принятия этих мер, означает ли понятие «соответствующие меры» проведение консультаций заинтересованных сторон или принятие индивидуальных мер превентивного характера. Тем не менее, несмотря на пробелы ст. IX Договора по космосу, ее общий характер имеет даже некоторые преимущества, поскольку дает возможность разрабатывать в дальнейшем более конкретные, специальные нормы без опасения вступить в конфликт с положениями ст. IX.     

       Согласно ст. IX Договора по космосу, если какое либо государство — участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством или гражданами этого государства в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств—участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту». В свою очередь государства, которые имеют основания полагать, что такая деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи для мирного исследования и использования космического пространства, наделены в соответствии с Договором правом «запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента». Аналогично зафиксированному в той же ст. IX Договора по космосу принципу предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности обязательство консультироваться сформулирована, но в весьма общем виде и предоставляет широкие возможности для произвольного его толкования.

       В частности, не вполне ясно, охватывают ли «потенциально вредные помехи» деятельности по мирному исследованию и использованию космического пространства загрязнение и иное неблагоприятное изменение окружающей среды. Нет указаний на то, каким должен быть порядок проведения консультаций, а также каковы их юридические последствия.      

       Отметим, что «нет полной ясности в отношении того, когда следует проводить такие консультации (непосредственно перед экспериментом или задолго до него), с кем проводить эти консультации (с определенной группой государств, со всеми государствами, которые проявят к этому интерес, или с каким-либо международным органом), что имеется в виду под международными консультациями и в какой мере государства обязаны считаться с ними, каковы правовые последствия действий, предпринимаемых государством после неудачных попыток достигнуть договоренности в результате проведения консультаций».

 

 

 

 

 

 

     Основные международные документы по космосу:

- Договор о принципах  деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года(Казахстан присоединился 30 мая 1997 года);

- Соглашение о спасании  космонавтов, возвращение космонавтов  и возвращении космических объектов, запущенных в космическое пространство 1986 года (Казахстан присоединился 30 мая 1997года);

- Конвенция о международной  ответственности за ущерб , причиненный  осмическими объектами 1972 года( Казахстан  присоединился 30 мая 1997года)

- Конвенция о регистрации  объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 года (Казахстан присоединился 15 мая 1997 года);

- Соглашение о деятельности  государств на Луне и других  небесных телах 1979 года (Казахстан  присоединился 15 мая 1997 года);

- Договор о запрещении  испытаний оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года;

     Литературы: 

1. Абдуллаев. А.В. Освоение  космоса и проблемы экологии. Кишинев, 1990.

2. Борьба СССР за  мирное использование космоса  1957-1985. Том,1-2.М., 1985.

3. Василенко В.А." Ответственность государства за международные правонарушения. - Киев, 1976.

4. Верещетин B.C. Международное  сотрудничество в космосе. М., 1977.

5.Виноградов СВ. Международно-правовое  регулирование охраны окружающей  среды (роль механизма ООН). Автореферат  кандидатской диссертации. М., 1981.

6. Виноградов СВ. Международное  право и охрана атмосферы. М., 1987.

7. Гусев Р.К., Петров  В.В. Правовая охрана природы  в СССР.М., 1979.,

8. Жуков Г.П. Международно-правовые  проблемы освоения космоса. Автореферат  диссертации на соискание докторской

степени. М.,1966.

9. Жуков Г.П. Международное  космическое право. М., 1971,

10. Колбасов О.С. Экология: политика - право М.,1976

11. Колосов Ю.М. Ответственность  в международном праве. М., 1975,

12. Жуков Г.П. Проблема ответственности за ущерб в космическом праве. «Советское государство и право», 1965, №.6, с. 66-74.

13. Виноградов СВ., Жукова Э.Г. Международно-правовые режимы зашиты морской , воздушной и космической среды: сравнительный анализ. В книге. Международное морское, воздушное и космическое право. М. 1992.

14. Виноградов СВ. Деятельность в космосе и охрана окружающей среды. В кн.: Космос и право. М., 1980.

 

 

 

 

 

Ваши данные

Название секции: ПРАВО. Экологическое, земельное и аграрное право 

Авторы: Кабанбаева Г.Б.

Название работы: Международно-правовое регулирование космической деятельности в области обеспечения экологической безопасности

Количество страниц: 6

Количество журналов(сборников): 1

Страна: Казахстан

Мобильный телефон: +7(702)747 40 45

Наука: ПР

Подсекция: 7

Сборник после публикации выслать  на адрес

Почтовый индекс: 050000

Почтовый адрес: г. Алматы, 2 мкр, 46 дом, 2 квартира.

Получатель : Кабанбаева Г.Б.

E-mail: GULBAHT@mail.ru

Название (журнала)конференции: Научная  мысль информационного века

Информация о работе Международно-правовое регулирование космической деятельности в области обеспечения экологической безопасности