Лекции по "Экологическое праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:34, курс лекций

Описание работы

Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не случайно Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 3.12 "Административное приостановление деятельности", которое заключается во временном прекращении деятельности физических и юридических лиц, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, работ, оказания услуг. Этот вид административного воздействия может назначаться судьей в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Содержание

Введение
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных органов, участвующих в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Схема. Континентальный шельф
Экологическое право. Курс лекций
Предисловие

Работа содержит 1 файл

Экологическое право. Курс лекций_Семьянова_изд ЗАО Юстицинформ, 2005.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение:

государственного реестра договоров пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

государственного водного кадастра в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации;

Российского регистра гидротехнических сооружений.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет:

владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными  к федеральной собственности, и  управление водным фондом;

выдачу, оформление и регистрацию  лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;

государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных  и подземных вод и их использования  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

планирование рационального использования  водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления  и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации  и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности и др.

Федеральное агентство лесного  хозяйства является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной  политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.

Федеральное агентство лесного  хозяйства в установленной сфере  деятельности осуществляет следующие  полномочия:

организует предоставление гражданам  и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее - лесной фонд).

Федеральное агентство лесного  хозяйства осуществляет:

государственный мониторинг лесов;

государственный учет лесного фонда;

владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

отнесение лесов к группам лесов  и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов  из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

рассмотрение в установленном  порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

ведение государственного лесного  кадастра.

Агентство также организует:

проведение лесоустройства;

деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функции государственного контроля и надзора;

в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление участков лесного фонда  в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров и т.д.

Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию организует:

государственное геологическое изучение недр;

экспертизу проектов геологического изучения недр;

проведение в установленном  порядке геолого-экономической и  стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

проведение в установленном  порядке конкурсов и аукционов  на право пользования недрами.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет:

отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;

предоставление в пользование  за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

организационное обеспечение государственной  системы лицензирования пользования недрами;

принятие решений о предоставлении права пользования участками  недр в установленном законодательством  Российской Федерации порядке;

выдачу, оформление и регистрацию  лицензий на пользование недрами;

осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса и т.д.

Существует еще один федеральный  орган, имеющий прямое отношение  к вопросам экологии и природопользования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере  охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  является:

органом государственного регулирования  безопасности при использовании  атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного  надзора;

специально уполномоченным государственным  органом в области экологической  экспертизы в установленной сфере  деятельности;

органом государственного энергетического  надзора;

специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Руководство деятельностью Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Учитывая нормы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", среди полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний день в области охраны окружающей среды следует отметить следующие:

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации  в области охраны атмосферного воздуха;

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни  и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

осуществление в пределах своей  компетенции координации деятельности физических и юридических лиц  в области охраны атмосферного воздуха;

информирование населения о  состоянии атмосферного воздуха, его  загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении  обращения с отходами;

разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

государственное управление и государственный  контроль в области организации  и функционирования территорий государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

создание и ведение территориальных  фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств  бюджетов соответствующих субъектов  Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах  полезных ископаемых и иных свойствах  недр, определяющих их ценность или  опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений  и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;

установление порядка пользования  недрами в целях разработки месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных  сооружений местного значения;

тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление прав владения, пользования  и распоряжения лесами, ранее находившимися  во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству;

иные полномочия, предусмотренные  законодательством.

Согласно ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к предметам ведения местного значения относит:

Информация о работе Лекции по "Экологическое праву"