Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства?
2.Общие юридические признаки правонарушений:
1.Деяние/бездействие

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО-1[1].doc

— 58.50 Кб (Скачать)


Экологическое право

Вариант 3 (Р-Я)

 

  1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны или как нарушение правил охраны труда?

Дайте разъяснение по данному вопросу.

Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства?

 

Ответ:

1.Данная ситуация может быть квалифицирована как нарушение правил охраны труда, т.к имеет место превышение ПДК загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны(ст.143 УК РФ)[1].Также это может быть квалифицировано как нарушение санитарно-эпидемиологических правил(ст.236 УК РФ)[2].

Однако нормы уголовного права применяются лишь в случаях нанесения тяжелого вреда здоровью, массовых заболеваний/отравлений или гибели человека.

В остальных случаях подобные нарушения попадают под  действие КоАП РФ.

 

  2.Общие юридические признаки правонарушений:

 

1.Деяние/бездействие

Законом регулируются только поступки людей, их действия или бездействие, т.е. деяния. Не могут регулироваться правом мысли людей или какие-либо личные качества, не выразившиеся в том или ином их поступке (действии или бездействии). Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность родственные связи человека и т.д. Действие противоправно, если оно противоречит указанному в норме обязательному масштабу поведения. Бездействие противоправно, если закон предписывает, как необходимо действовать в соответствующих ситуациях. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем.

2. Противоправность.

Само по себе деяние еще не составляет правонарушения. Деяние становится правонарушением лишь тогда, когда оно противоречит предписаниям закона, направлено против тех отношений, которые закон защищает. Иначе говоря, когда оно противоправно. Поэтому необходимым признаком правонарушения является противоправность деяния

3. Виновность деяния.

Противоправное деяние только тогда рассматривается, как правонарушение, когда в этом деянии проявилась воля лица, его совершившего. Субъект права проявляет индивидуальную волю путем выбора и осуществления того или иного варианта поведения в конкретных отношениях. Противоправное деяние, совершенное лицом, которое в силу объективных обстоятельств было лишено выбора того или иного варианта поведения, не может быть правонарушением. В таких случаях содеянное не зависит от воли лица. Вот почему само по себе противоправное деяние еще не свидетельствует об отрицательном отношении лица к охраняемым законом отношениям, общественным интересам. Для правильной юридической оценки противоправного деяния как правонарушения необходимо определить состояние и направленность воли правонарушителя, т.е. его вину.

Вина - это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию, вредному для общества, государства, других лиц. Вина представляет собой одно из важнейших юридических понятий. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Подробнее на формах вины мы остановимся далее.

4. Деликтоспособность субъекта.

Правонарушение характеризуется проявлением воли человека, способного отдавать отчет в своих поступках, действовать разумно. Поэтому субъектами правонарушения не могут быть малолетние, душевнобольные. У малолетних способность поступать разумно, отдавать отчет в своих действиях наступает с достижением определенного возраста. Поэтому субъектом правонарушения может быть не каждый человек, а только обладающий определенными качествами, которые выражает понятие \"деликтоспособность\". Деликтоспособность означает способность субъекта правонарушения самостоятельно отвечать за свои противоправные поступки и нести юридическую ответственность. Деликтоспособными являются вменяемые лица, достигшие определенного возраста .

5. Социальная вредность(имеет особенное значение при рассмотрении экологических правонарушений)

Все это признаки , при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства.

 

  1. Областная прокуратура провела проверку соблюдения экологического законодательства при эксплуатации лечебно-оздоровительных учреждений области. В процессе проверки установлены факты недобросовестного выполнения требований закона со стороны инспекторов горно-экологической инспекции. Так, госинспектор К. установил, что в санатории «Колос» отсутствуют ограждения охранной зоны строгого режима источников лечебных средств.

По данному факту инспектор вынес предписание, в котором администрация санатория «Колос» предложено восстановить ограждения охранной зоны строгого режима, вопрос об ответственности не ставится. Предписание в установленный срок не выполняется, в инспекцию поступает ходатайство о преодолении срока на восстановление ограничений. И вновь инспекцией не решается вопрос об ответственности за выполнение предписания, а выносится второе предписание о восстановлении ограждений охранных зон строгого режима на двух скважинах лечебных минеральных вод и устанавливается новый срок исполнения. Главный врач санатория «Колос» издает приказ, в соответствии с которым за недостаточный контроль по соблюдению режима эксплуатации скважин минеральных вод инженеру В. Объявлено замечание, а от заместителя главного врача по административно-хозяйственной части П. потребовано восстановить ограждения охранной зоны строгого режима скважин минеральных вод. Однако на момент прокурорской проверки ограждение установлено только на одной из скважин. Фактически все предписания инспекции не выполнены.

Какие меры должен предпринять инспектор в случае выявления факта экологического правонарушения? Несут ли должностные лица органов гос.экологического контроля ответственность за недобросовестное выполнение своих обязанностей?

 

По результатам проверки инспектор составляет документ – предписание – с указанием мер необходимых для устранения нарушений требований экологической безопасности.

Предписание должно быть обоснованным и ссылаться на нормативные акты. Ни одно из требований, заявленных устно, не является обязательным к выполнению.

Предписание состоит из двух разделов. В первом указываются меры из предыдущего предписания, не принятые в течение установленного срока. Второй раздел содержит перечень новых рекомендаций с указанием сроков их осуществления. Документ подписывается инспектором, проводившим обследование и руководителем предприятия.

Предписание составляется минимум в двух экземплярах. Один экземпляр остается в органе экологического надзора для контроля. Второй в течение пяти рабочих дней после проверки передается предприятию для выполнения. Предписание необходимо подписать, подтверждая его получение и согласие со сроками выполнения указанных в нем требований.

13 августа 2010 г. вступили в силу изменения, утверждённые Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.»[3] Для ряда административных правонарушений добавлена мера ответственности в виде предупреждения. Эта мера ответственности существовала и ранее, но сама дефиниция не была раскрыта законодателем. Теперь однозначно определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации  безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В части нарушения законодательства в области охраны  окружающей среды теперь могут повлечь предупреждение, в том числе следующие виды нарушений:

- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

-нарушение законодательства об экологической экспертизе;

-нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

-нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Также теперь и сами штрафующие могут быть оштрафованы – КоАП РФ дополнен ст. 19.6.1 «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)»[4].

Должностное лицо(инспектор) может быть привлечено к административной ответственности за:

-проведение проверки при отсутствии оснований для ее проверки;

-нарушение сроков проведения проверки;

-отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

-непредставление акта о проведенной проверке и т.д.

Для того, чтобы инспектор был привлечен к административной ответственности, необходимо пожаловаться на него в прокуратуру, т.к именно прокурор может возбудить дело од административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.6.1.

Суд выносит постановления по этим делам; государственные органы могут привлечь своего сотрудника только к дисциплинарной ответственности.

 

  1. Решением городской администрации с организации было взыскано 100 тыс. рублей в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация – причинитель вреда – обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет в бюджет плату за нормативные и сверхнормативные сбросы водных веществ.

Каков порядок возмещения вреда природной среде? Был ли он нарушен?

Дайте оценку доводам истца. Какое решение должен принять суд?

 

Ответ:

В юридической науке и практике нет единого мнения по поводу того, является плата за негативное воздействие на окружающую среду налогом или платежом. В зарубежных государствах плата за негативное воздействие на окружающую среду является экологическим налогом.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными федеральными законами[5].

Однако ни ст. 16 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ни иное федеральное экологическое законодательство не устанавливают формы, но устанавливают виды негативного воздействия, и, соответственно виды соответствующих платежей.

Федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими виды и порядок платежей, являются Закон об охране атмосферного воздуха; Закон об отходах; Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»; Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.

Также, cогласно ст.246 УК РФ, нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.( ст.246 УК РФ)[6].

Ответчик опирался в своих доводах на статью 16 ФЗ №7(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) « Плата за негативное воздействие на окружающую среду», а также на Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632(с изм. от 14.05.2009 и от 12.06.2003 N 344(в ред.от 08.01.2009) :

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 

Соответственно, если ответчик предоставит  суду доказательства  полной оплаты за нормативные и сверхнормативные сбросы водных веществ, а городская администрация, в свою очередь, не сможет предоставить доказательств превышения оплаченного сброса неочищенных вод в водоем общего пользования, суд должен принять решение о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.(  с изменениями от 30 декабря 2008 года.)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (по сост.на 20.09.2011)

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"