НОУ СПО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ЭКОНОМИКИ,
ПРАВА И МЕНЕДЖМЕНТА
(г. Архангельск,
(Холмогорский филиал))»
Контрольная
работа
по дисциплине
«Экологическое право»
на тему
«Конституция Российской Федерации как
базовый источник экологического права»
Архангельск
2010 год
Оглавление
- Введение …………………………………………………………3
- Общие понятия
источников экологического права……………………4
- Классификация
источников экологического права…………………….5
- Основные
источники экологического права. Конституция
РФ……….9
- Российское
законодательство как источник экологического
права….10
- Проблемы
развития экологического законодательства……………….11
- Заключение…………………………………………………………..…..15
- Список используемой
литературы………………………………………16
- Введение
Важной
предпосылкой формирования и становления
экологического права в качестве самостоятельной
отрасли российского права с точки зрения
общей теории права является наличие обширного
и кодифицированного экологического законодательства,
системы его источников. Она включает
многочисленные нормативные акты, которые
регулируют использование и охрану окружающей
природной среды .Для того чтобы объяснить
понятие экологического права вообще
и экологического в частности, следует
показать возможность их разнообразия
и видов в различных странах и в России
для того, чтобы более осмысленно осуществлять
эколого-правовые нормы, полноценнее пользоваться
своими правами, осознавать свое место
в реализации правовых установлений.
- Общее
понятие источников
экологического права
Как отмечалось,
наличие развитой системы источников
права окружающей среды - существенное
условие для выделения совокупности эколого-правовых
норм в отдельную отрасль в системе российского
права.
Под источниками
права в юридическом смысле понимается
особая форма выражения правил поведения,
делающая их общеобязательными. То или
иное правило поведения, чтобы стать юридически
обязательным, должно быть облечено в определенную
правовую форму. Оно должно быть выражено
в виде закона, указa, постановления, решения,
приказа, инструкции или в иной установленной
форме.
Под источниками
экологического права понимаются нормативно-правовые
акты, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере взаимодействия
общества и природы.
В правовом
государстве не может рассматриваться
в качестве источника права, в частности
экологического, ненормативный акт. Кроме
того, поскольку он содержит эколого-правовые
предписания, противоречащие закону, он
является по своей сути неправовым. По
решению суда такой акт не может применяться.
Источники права
окружающей среды имеют ряд особенностей.
Так, с учетом того, что земельное, водное,
лесное законодательство, законодательство
о недрах и об охране окружающей среды
отнесено Конституцией РФ к предметам
совместного ведения Федерации и ее субъектов,
эколого-правовые нормы устанавливаются
на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная
особенность предопределена характером
самой отрасли как комплексной в системе
российского права. Правовые нормы данной
отрасли имеют «прописку» в разных отраслях
права. Наряду со специальным законодательством
об окружающей среде, природоресурсным
законодательством, они содержатся в актах
гражданского, конституционного, предпринимательского,
уголовного и иного законодательства.
Необходимо
научиться находить эколого-правовые
нормы в нормативно-правовых актах.
Речь идет о так называемых экологизированных
нормативных актах. Противоречия между
эколого-правовой нормой и ее носителем
- нормативно-правовым актом обусловлены
и потребностями юридической техники,
в соответствии с которыми конструируются
нормативно-правовые акты. Так, гипотеза
подавляющего числа норм Особенной части
всех природно-ресурсовых нормативных
актов, указывающая на то, кто может быть
природопользователем, отделена от диспозиций
и закреплена в Общей части, чем обеспечена
текстовая экономия всего нормативного
акта, так как одна статья "обслуживает"
десятки статей Особенной части.
В целом можно
выделить три основные группы признаков,
по которым правовые нормы не совпадают
с их носителями - источниками экологического
права:
1) по форме выражения.
Источник права может быть выражен только
нормативным текстом, и поэтому устных
источников экологического права не существует.
Источник существует только в виде каких-либо
нормативно-правовых актов: закон, кодекс,
устав, положение, инструкция и т.п. Правовая
же норма может быть выражена и отсутствием
того или иного нормативно-правового акта
или его молчанием.
2) по структуре
отраслей. Если эколого-правовые
нормы составляют экологическое
право как отрасль права, то
нормативно-правовые акты составляют
отрасль законодательства. Отрасль права
имеет только вертикальную структуру,
а отрасль законодательства может иметь
наряду с вертикальной и горизонтальную
структуру. Например, наряду с земельным
законодательством РФ существует земельное
законодательство и других субъектов
РФ;
3) по структуре
первичных элементов, составляющих
норму права и нормативный
акт. Если норма права имеет
постоянную структуру (гипотезу,
диспозицию, санкцию), то нормативно-правовой
акт может содержать бесконечное
многообразие внутренних элементов: статьи,
пункты, абзацы и т.п. Соответственно в
одном пункте, статье закона и другом элементе
нормативно-правового акта может содержаться
несколько правовых норм либо одна правовая
норма может содержаться в нескольких
нормативно-правовых актах.
Источники экологического
права должны отвечать следующим
требованиям:
1. Нормативно-правовой
акт должен иметь объективно
выраженную форму в виде документа,
издаваемого соответствующим компетентным
органом.
2. Не всякий
документ может быть нормативно-правовым
актом, а лишь принятый уполномоченным
на то государственным органом либо негосударственной
организацией, которой делегированы права
на принятие данных нормативных актов.
3. Принятые
уполномоченными органами государства
нормативно-правовые акты должны иметь
форму, определенную законом. Так, Государственная
Дума принимает федеральные законы, федеральные
конституционные законы и постановления;
Правительство РФ - постановления и распоряжения;
Президент РФ издает указы и распоряжения;
федеральные министерства и ведомства,
а также другие органы исполнительной
власти издают приказы и инструкции и
т.п. В случае нарушения формы принятого
нормативного акта он должен быть отменен.
4. Наконец,
для того, чтобы тот или иной
документ стал источником экологического
права, он должен быть принят в условиях
установленной процессуальной формы правотворчества.
Не может считаться нормативно-правовым
актом решение компетентного органа, сели
оно принято по конкретному делу и в отношении
конкретных лиц.
Вопрос об
источниках экологического права представляет
собой многообразие нормативно-правовых
актов. Помогает ориентироваться в этом
многообразии классификация информационного
массива, которая будет рассмотрена в
следующем параграфе.
- Классификация
источников экологического
права
В цивилизованном
юридическом пространстве, где функционируют
различные исторически обусловленные
правовые системы, существуют следующие
виды источников правовой обычай, нормативный
акт, судебный прецедент, договор, общие
принципы, идеи и доктрины, религиозные
тексты. Не все эти источники права действуют
одновременно и с одной силой -- на их действие
влияют спе-цифические черты правовых
систем той или иной страны особенности
национального права в рамках единой правовой
семьи, периоды развития, традиции. Для
России характерно главенствование нормативных
актов в большинстве отраслей права, но
в последнее время, и прежде всего в области
охраны среды, начинают приобретать значение
общие принципы, договоры и обычаи.
В ряде других
стран приоритетное значение имеет
судебный прецедент, т. е. судебное решение,
фактически используемое в качестве образца
при аналогичных обстоятельствах (Англия,
США, Канада, Австралия). В этих и некото-рых
других англоязычных странах публикуются
подробные судебные отчеты и судебные
решения, они вводятся в компьютерную
базу данных, откуда юристы могут почерпнуть
информацию о предыдущей судебной практике.
Исторически это было обусловлено тем,
что в борьбе королей с парламентом суды
относились к прерогативе королей и путем
провозглашения и использования судебного
прецедента суды получали соответствующую
независимость и свободу от за-конов, принимаемых
парламентом.
Распространенным
считается мнение о том, что России
неизвестен судебный прецедент ввиду
отсутствия обязательности одних судебных
решений для остальных судов. Такая точка
зрения оправданна в том смысле, что преце-дентного
права в общепринятом понимании в России
действительно нет. Однако существует
авторитет решений одних судов для других
-- решения судов субъектов Российской
Федерации по конкретным и кассационным
делам нередко публикуются и, как правило,
учитываются нижестоящими судами. Кроме
того, постановления Пленумов Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,
определения их Коллегий являются обязательными
для остальных судов. Таким образом, и
в России судебный прецедент занимает
хотя и ограниченное, но определенное
место.
Идеи и
доктрины, т. е. мнения, ведущих ученых-юристов
принимают в ряде государств участие в
формировании получая отражение в законодательстве.
В романо-германской правовой семье основные
положения права были эмулированы в университетских
стенах. Основанное на принципах ислама
мусульманское право во многом зависит
заключения древних и современных толкователей
религиозных текстов Корана -- священной
книги, речи и заповеди Аллаха, и Сунны
-- сборника жизнеописания пророка Мухаммеда.
С учетом распространения
мусульманской религии в ряде
субъектов Российской Федерации
эту сторону не следует игнорировать,
тем более в области справедливой
организации использования природных
ресурсов, воспитания надлежащего к ним
отношения.
Применительно
к источникам экологического права
можно дать следующую классификацию:
1. По юридической
силе все источники подразделяются
на законы и подзаконные акты.
Законы как
источники экологического права представляют
собой нормативные акты, принимаемые представительным
и законодательным органом РФ - Федеральным
Собранием, состоящим из двух палат - Совета
Федерации и Государственной Думы.
Среди законов
можно выделить федеральные законы,
занимающие верховное место среди нормативно-правовых
актов и являющиеся руководящими основами
в дальнейшей правотворческой деятельности
по совершенствованию экологического
законодательства. К числу федеральных
законов относят прежде всего Конституцию
РФ, федеральные конституционные законы
(так, Закон о статусе депутатов регламентирует
реализацию депутатами конституционных
положений, направленных на реализацию
экологического благополучия в стране);
иные федеральные законы, не имеющие значения
конституционных, которые регулируют
отдельные аспекты природопользования.
Например, Законом о животном мире предусмотрены
меры по взаимодействию общества с миром
дикой фауны и т.п.
2. По предмету
регулирования все источники
профессор Ерофеев классифицирует
на общие и специальные.
Общие источники
характерны тем, что предмет их регулирования
охватывает как экологические общественные
отношения, так и иные, не относящиеся
к сфере экологии. Например, Конституция
РФ регулирует не только экологические
отношения, но и гражданские, жилищные,
семейные и прочие отношения.
Специальные
источники отличаются от общих тем,
что имеют предметом регулирования
только экологические общественные
отношения.