Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:52, реферат
Под чрезвычайными ситуациями понимается не столько экологические, сколько природные и техногенные катастрофы, связанные с взрывами, пожарами, засухами и т.д.
Необходимо четко представлять сходство и различия между чрезвычайной ситуацией, подведомственной МЧС России, и чрезвычайной ситуацией влекущей создание зоны экологического бедствия, а следовательно, различать функции МЧС России и Минприроды России, которые отражают совершенно разные сферы общественных отношений.
Глава 1 Правовой режим……………………………………………….…………3
Чрезвычайное положение, понятие……………………………...………..3
Экологически неблагоприятные зоны, правовое регулирование…….…5
Глава 2 Определения ЧС, предупреждения ЧС и зоны ЧС…………………..10
Глава 3 Принципы защиты населения от ЧС…………………………………
Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения
Факультет «Мировая Экономика и Право»
Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»
Реферат на тему:
«Эколого-правовой режим экологически неблагоприятных зон»
Выполнил: Тулаева Н.
Ст.гр. ЮПБ-212
Проверил: проф. Чернуха А.Д.
Новосибирск, 2012
Содержание
Глава 1 Правовой режим……………………………………………….…………3
Глава 2 Определения ЧС, предупреждения ЧС и зоны ЧС…………………..10
Глава 3 Принципы защиты населения от ЧС…………………………………..11
Глава 1 Правовой режим.
Под чрезвычайными ситуациями понимается не столько экологические, сколько природные и техногенные катастрофы, связанные с взрывами, пожарами, засухами и т.д.
Необходимо четко представлять сходство и различия между чрезвычайной ситуацией, подведомственной МЧС России, и чрезвычайной ситуацией влекущей создание зоны экологического бедствия, а следовательно, различать функции МЧС России и Минприроды России, которые отражают совершенно разные сферы общественных отношений.
Сходство между указанными ЧС состоит в том, что в обоих происходит нарушение устойчивости природных территорий, ликвидировать которое невозможно без осуществления жестких административных мероприятий, которые влекут за собой ограничения прав и свобод граждан.
Для ликвидации ЧС МЧС России предпринимаются экстренные меры, в то время как для ликвидации зоны экологического бедствия этого недостаточно. Для ликвидации зоны экологического неблагополучия необходимо немало времени, средства, правовое регулирование на федеральном и региональном уровне а также большие финансовые вложения, как из федерального так и из местного бюджета.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение либо ограничение установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положение Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ ст.28.
К числу мер и временных ограничений прав и свобод относятся, в частности: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций ФКЗ "О чрезвычайном положении" ст.11.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.
Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом - разный.
При ликвидации ЧС применяются преимущественно меры административного воздействия. Придание территории статуса зоны экологического бедствия происходит путем принятия нормативно правового акта федерального органа государственной власти с установлением границ и особенностей правового режима на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Ранее действовавший Закон
РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей
природной среды», а также иные
федеральные законы выделяли два
вида экологически неблагополучных
территорий: зоны экологического бедствия
и зоны чрезвычайной экологической
ситуации. Ныне действующий Федеральный
закон об охране окружающей среды
разграничил правовое положение
рассматриваемых зон и
Федеральный закон выделяет зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций, причем защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем не менее, в настоящий момент есть все основания говорить о наличии правовой основы для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации.
Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Он также решается по разному.
В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством РФ. Мероприятия по оздоровлению осуществляются после издания Президентом РФ - Правительством РФ акта о признании того или иного региона зоной повышенного экологического риска. Эти меры можно разделить на три основные группы: первая - прекращение, приостановление, ограничение экологически вредной деятельности; вторая - проведение работ по улучшению состояния окружающей среды; третья - компенсация вреда, причиненного здоровью граждан, путем выдачи экологического пособия, установления различных экологических льгот для населения. Следует отметить, что только некоторые территории Российской Федерации признаны установленным порядком зонами экологического риска. Прежде всего, это относится к районам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и признанным зонами экологического бедствия. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 утвержден перечень населенных пунктов (в пределах территории субъектов Федерации), находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: зона отчуждения - Брянская область; зона отселения - Брянская область; зона проживания с правом на отселение - Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области и Республика Мордовия.
Установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Согласно ст.12 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно-загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно-загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.
Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно-загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно-загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.
В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это было сделано еще в начале XX века), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе, на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди них, например, резолюция Бразильской конференции о биологическом разнообразии, кстати, подписанная Российской Федерацией, переход к новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться.
Глава 2 Определения ЧС, предупреждения ЧС и зоны ЧС.
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.
Информация о работе Эколого-правовой режим экологически неблагоприятных зон