Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:15, контрольная работа
В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использование самоходного транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых веществ или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции к ним, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до двух лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года; арестом на срок от четырех до шести месяцев. Перечисленные выше действия, совершенные с использование своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются: штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Производство лесоповала, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление разрывных и других работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если они повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.
Нарушение правил ООС при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло существенные изменения радиационного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.
Производство
запрещенных видов опасных
Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для изготовления и переработки наказываются лишением свободы на срок до трех лет. Если подобные действия совершены группой лиц по предварительному сговору, то они получают срок от двух до пяти лет.
Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, памятников природы), повлекшие за собой значительный ущерб, наказывается: штрафом в размере от 100 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.
Уничтожение и повреждение памятников истории культуры, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении особо ценных объектов федерального значения, наказываются: штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; лишением свободы на срок до пяти лет.
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для ОС, совершенные лицом, обязанным обеспечить население такой информацией, наказываются: штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; лишением свободы на срок до двух лет. Если эти деяния совершены лицом, занимающим государственную должность, то штраф увеличивается в 1,5 раза, период взимания – от семи месяцев до года, срок лишения свободы – до пяти лет.
Незаконное обращение с радиоактивными материалами, т.е. разрушение радиоактивных материалов, наказывается: ограничением свободы на срок до двух лет, арестом на срок до четырех месяцев, лишением свободы на срок до двух лет. Если при этом произошла смерть человека, то срок ограничения свободы осужденного может увеличиться до пяти лет, а лишения свободы – до десяти лет.
Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов наказывается: штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; лишением свободы на срок до пяти лет.
Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергии, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение ОС, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением свободы на срок до трех лет; ограничением свободы на срок до трех лет.
Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий, иные тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если произошла смерть человека по неосторожности, то лишение свободы может быть увеличено до пяти лет.
Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий, наказывается: лишением свободы на срок до трех лет; ограничением свободы на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается: штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух месяцев; лишением свободы на срок до двух лет; ограничением свободы на срок до трех лет; лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если действия повлекли по неосторожности смерть человека, то осужденный наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
ООС является одной из актуальных проблем современности. История развития человеческого общества – это история расширения масштабов и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации, а отсюда – неизбежное обострение экологической ситуации, т.е. истощение запасов природных ресурсов, загрязнение ОС, нарушение физического и нравственного здоровья людей, невосполнимые потери в животном и растительном мире.
Эколого-правовая ответственность служит одним из основных средств обеспечения выполнения экологического законодательства по ООС и рациональному использованию природных ресурсов в мире и в России.
ВОПРОС 10. В чем состоит специфика ответственности за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности?
Возникновение, развитие института ответственности по экологическому праву первоначально происходило в рамках традиционной правовой системы советского государства.
Настоящий период
характеризуется коренной ломкой социально-экономических
отношений и реформой правовой системы
Российской Федерации. При выборе средств
государственно-правового
1) максимального использования потенциала ранее созданных правовых институтов в смысле приспособления их к требованиям охраны окружающей природной среды (ООПС) в условиях рыночных отношений;
2) разработки новых норм различных отраслей права об ООПС, включая развитие нетрадиционных институтов ответственности.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется ст. 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды ". Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, правил по карантину животных; ветеринарных правил.
В соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Российской Федерации.
Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.
Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности. Каждому из ее видов, применяемых в сфере ООПС, присущи индивидуальные черты. Вместе с тем все виды являются частью общего понятия.
Юридической ответственности в научной литературе уделено много внимания. Вследствие этого определилось известное единство взглядов по ряду основных теоретических вопросов. Наряду с этим не существует единой позиции относительно ее определения, содержания, деления на виды. Так, высказывается мнение о наличии "позитивной" ответственности, под которой следует понимать обязанность совершать действия, соответствующие "объективным требованиям данной ситуации и объективно обусловленным идеалам времени".
Данное определение
размывает и без того недостаточно
устоявшееся понятие
В литературе также
выделяется ответственность, наступающая
за уже совершенное деяние, "ретроспективная
ответственность". Ответственность,
в перспективном смысле, рассматривается
как обязанность соблюдать
Рядом ученых отождествляется ответственность и наказание. Вряд ли можно согласиться с таким мнением. Это хотя и взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Ответственность предшествует наказанию, но наказание за совершенное правонарушение наступает не всегда. Возможно привлечение к ответственности, но освобождение от наказания, что прямо предусмотрено, в частности, в нормах уголовного и административного законодательства.
Ряд авторов
считает, что юридическая
Более правильной представляется позиция, согласно которой юридическая ответственность представляет собой основанную на нормах права обязанность лица, совершившего правонарушение, подвергнуться осуждению, порицанию за содеянное и претерпеть возможные меры наказания. Иными словами - эта обязанность рассматривается в рамках правоотношения, возникающего между правонарушителем, с одной стороны, и государством в лице правоохранительных органов, администрацией предприятия, учреждения, организации и иными субъектами, с другой стороны.
Юридическим фактом, порождающим правоотношения, является совершение правонарушения.
Содержанием данного правоотношения являются взаимно корреспондирующие права и обязанности субъектов.
В связи с
отсутствием единого
Другие ученые полагают, что это - "система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС, в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав".
Некоторые авторы считают, что эта ответственность "предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия экологического правонарушения.