Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:32, реферат
Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на проблемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель развития должна создать больше экономических и экологических интересов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от потребительского отношения к природе. Оно должно реализовывать политику ресурсосбережения, а не бездарное ресурсопотребление ради охраны своего жизненного пространства — природы Земли. Наступило время, когда необходимо соизмерять свои потребности с ограниченными масштабами планеты и возможностями природы. Необходимо переходить к концепции «ноосферного развития цивилизации» (В.И.Вернадский), где «ноосфера» — качественно новое состояние окружающей человека природной среды, возникающее под влиянием научно-технического прогресса и разумной деятельности человека.
1. Понятие экологического права.......................................2
2. Правовая охрана природы и ее
составных компонентов.............................................................6
3. Экологические системы, подлежащие
правовой охране.........................................................................7
4. Право гражданина РФ на благоприятную окружающую природную среду...............................................9
Качество естественной окружающей среды.......................10
Механизм охраны природной среды....................................11
7. Вред окружающей природной среде....................................14
8. Формы ответственности причинителя вреда.......................15
9. Литература.............................................................17
Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.
Экологический мониторинг направлен на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).
Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.
Государственный
экологический мониторинг — это
процесс сбора и преобразования
информации о состоянии естественных
и антропогенных изменений
Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важная часть системы экологического контроля, это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Предварительно проверяя документацию, проекты, программы, материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее значимость повышает обязательность участия (или самостоятельной экспертизы) в государственной экспертизе представителей общественности от национального движения «зеленых» до представителей «Гринпис». Обычно формами ее выступают эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза. По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.
Экономический
механизм охраны природной среды
включает следующие части: лицензии
на природопользование — разрешение с
указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной
деятельности по использованию природных
ресурсов, лимиты — экологические ограничения
(предельные нормы) по территориям с указанием
объема предельного использования (изъятия)
природных ресурсов, а также {выбросов
(сбросов) загрязняющих веществ и размещения
отходов, экологические фонды для восстановления
(в пределах реальной возможности) потерь
окружающей природной среды, компенсации
причиненного вреда и других неотложных
природоохранительных задач.
7. Вред окружающей природной среде
Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:
повреждение — частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;
истощение — уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);
уничтожение — полное качественное и количественное приведение в негодность;
загрязнение — любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.
Ст. 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяют термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же время порча» — это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле — это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» — это стадии «разрушения» — процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи).
Вред
может быть правомерным, т.е. допускаемым
государством в пределах установленных
норм как результат «нормальной»
хозяйственной деятельности, так
и неправомерным как результат
нарушения
Следует различать две взаимосвязанные формы вреда — ущерб, реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»).
Экологический
ущерб — это отрицательное изменение
полезности окружающей природной среды,
которое определяется нормами экологического
права. Экономические
убытки определяются еще и нормами других
отраслей права (гражданским, трудовым
и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические
убытки — это вред природной среде, неминуемые
затраты человеческого общества на современном
этапе его развития.
8. Формы ответственности причинителя вреда
В экологическом праве существуют различные виды ответственности: эколого-правовая, наступающая за причинение неправомерного экологического вреда; эколого-экономическая, наступающая за причинение вреда в результате правомерной, разрешенной государством деятельности, связанная с выплатой определенной компенсации, направляемой на восстановление объектов природы.
Эколого-правовая ответственность обеспечивает реализацию охранительной (превентивной) функции — угрозы применения мер государственного (общественного) воздействия, компенсационной — восстановление потерь в природе, стимулирующей — наличие экономических и экологических стимулов рационально сберегательного природопользования. Эколого-правовая ответственность наступает за антропогенный вред (вред окружающей природной среде, включая человечество в целом), за физиологический — вред здоровью человека, за генетический — вред будущим поколениям человечества.
Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение — взятые во взаимосвязи: вина (в любой форме, противоправность деяния (как действие так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее — здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника).
Субъектами ответственности являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и форм хозяйствования.
Главное в составе экологического правонарушения — это причинение экологического вреда, от характера и объема которого зависит наступление юридической ответственности.
Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть — экологическую безопасность населения. Объектом экологического преступления являются природные объекты, находящиеся в экологической связи с ней (дикие, а не домашние животные). Современное законодательство предусматривает собственно «экологические составы» (ст.223 У К), «смежные» составы (ст. 199 УК) и как бы дополнительные составы, одновременно выполняющие экологические функции (ст. 170-172 УК).
Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания — штраф, а наиболее типичная мера — изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.
Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Важно усвоить, что возмещение вреда — это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития — неизбежный спутник потерь природной среды.
Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.
Закон
об охране окружающей природной среды
в ст. 81, 83 устанавливает материальную
ответственность должностных лиц, виновных
в причинении вреда экологическим правонарушением
по своей вине на основе трудового законодательства.
Список
литературы