Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:17, контрольная работа
Решение 3 задач.
Наличие в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения подтверждается установленный проверкой и не оспоренный предприятием факт сброса им сточных вод в поверхностный водный объект с нормативным качеством, превышающим нормативы предельно допустимых концентраций по 5 показателям.
Нарушения
процедуры привлечения
На
основании вышеизложенного
Задача №2
Природоохранной
межрайонной прокуратурой республики
Башкортостан в ходе проверки было
установлено, что в августе 2009 г.
ЗАО «Центр экологических технологий»,
не имея лицензии на деятельность по обращению
с опасными отходами, заключило договор
с одним из предприятий на выполнение
работ по утилизации нефтяных шламов.
22 августа 2009 г. работники предприятия,
получив 250 кубометров нефтешлама, вывезли
их в карстовый провал в двух километрах
от сельского населенного пункта, загрязнив
земли сельскохозяйственного назначения.
Ущерб, нанесенный ОПС, составил 3,2 млн.руб.
Решение:
Основными нормативными правовыми актам, регулирующими деятельность по обращению с отходами являются Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В Преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В законе урегулированы отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Специальные нормы, регулирующие отношения в области обращения с отходами, содержит Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 74 ст.17 данного закона лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Согласно ст.4 ФЗ 89 собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.28 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Административная ответственность предусмотрена в соответствии с главой 8 КоАП РФ.
Уголовная ответственность предусмотрена в соответствии со ст.247 УК РФ "Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами".
Гражданско-правовая ответственность устанавливается в соответствии с нормами, содержащимися в гражданском и экологическом законодательстве. Возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, посвящена гл.14 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст.1 ФЗ «Об Охране окружающей среды»).
К видам экологического вреда, подлежащего возмещению согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся вред, причиненный окружающей среде, и вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме нарушения законодательства причиной экологического вреда могут быть стихийные бедствия, аварии и катастрофы природного и техногенного характера.
Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.1
Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред.
Экологический ущерб, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.1
Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях (упущенная выгода).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.2
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст.78 ГК РФ).
В рассматриваемом случае со стороны предприятия собственника отходов правонарушением является незаконная сделка по отчуждению отходов в собственность лица, не имеющего лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). За данное правонарушение согласно ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
ЗАО «Центр экологических технологий» может быть привлечено к административной ответственности согласно ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
ЗАО «Центр экологических технологий» может быть привлечено также к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2 КоАП РФ), а также за уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земель в результате нарушения правил обращения отходами производства (п.2 ст.8.6 КоАП РФ).
В
соответствии со ст.77
Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", ст.1064
ГК РФ ЗАО
«Центр экологических технологий», причинившее
вред окружающей среде в результате нарушения
законодательства в области охраны окружающей
среды, обязано возместить его в полном
объеме (гражданско-правовая ответственность).
Задача №3
В
архангельской области
Решение:
ст.99 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно ст. 100 ЛК РФ, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (гражданско-правовая ответственность).
По отношению к гражданину А., совершившему незаконную рубку сосны, могут быть применены меры административной и гражданско-правовой ответственности.
Административная ответственность за незаконную рубку для г-на А. может наступить в виде административного штрафа в размере от 3 000 до 3 500 рублей (п. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.).
Гражданско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.
Таксы и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273.
Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного.