Экологическое право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право — часть современного общечеловеческого права, которая постепенно выделилась и сформировалась главным образом во второй половине XX в. Экологическое право не было известно древним правовым системам. Его не было во времена средневековья и даже в недалеком прошлом. Оно появилось тогда, когда люди стали осознавать необходимость подчинения своего поведения определенным правилам и требованиям, направленным на уменьшение вредного влияния человеческой жизнедеятельности на окружающую природную среду, чтобы в результате этого сохранить ее в благоприятном состоянии для живущих людей и будущих поколени

Содержание

Содержание
1. Введение
2. Экологическое право как отрасль права
3. Право природопользования: понятие и виды
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

- право надрокористування|;

- право лесопользования;

- право пользования  объектами животного мира;

- право пользования  объектами растительного мира (нелесной  растительностью);

- право пользования  территориями и объектами естественно  заповедного фонду. 

Преимущественно право природопользования распространяется на конкретный природный объект или конкретный тип природного ресурса. Лишь право пользования территориями и объектами естественно заповедного фонду имеет комплексный характер, то есть соответствующее право распространяется на целостный природный комплекс в пределах территории (акватории) объекта естественно заповедного фонда, предоставленного в пользование. Среди видов права природопользования, выделенных нами по указанному признаку, мы не назвали право пользования атмосферным воздухом. Дело в том, что современное экологическое законодательство Украины, в первую очередь Закон «Об охране атмосферного воздуха» (в редакторши от 2001 г) регулирует исключительно отношения атмосфероохранного направления. Цель регуляции использования атмосферного воздуха как ресурсу основного производственного назначения содержалась в преамбуле и тексте данного закона от 1992 г., но впоследствии была изъята из него как декларативная, поскольку никаких нормативов или стандартов, которые регулировали бы соответствующую сферу, так и не было установлено.

За распространенностью  и правовыми основаниями возникновения  различается право общего и право  специального природопользования.

Право общего природопользования означает гарантированную законом  возможность всех граждан пользоваться здоровой окружающей естественной средой и их обязательным выполнением установленных правил его охраны.

Право специального природопользования устанавливается  и регулируется государством в интересах  целевого использования природных  ресурсов в процессе их хозяйственной эксплуатации и рекреационного использования. Оно включает право землепользования, лесопользования, но др.

Основой для  его возникновения является акт  компетентного органа государства  о предоставлении соответствующего ресурса в использование и хозяйственную эксплуатацию за его целевым назначением.

За сроками, на которые предоставляется право  природопользования, выделяется право  постоянного и право временного природопользования. Разный уровень  охранительного режима установлен для  пользования природными ресурсами общегосударственного и местного значения. За способами возникновения право природопользования разделяется на первичное и вторичное (относительно земли, воды, лесов). По признаку возможности доступа к соответствующему естественному объекту других пользователей законодательство выделяет отделенное и неотделенное природопользование. Возможное разделение права природопользования на виды и за другими классификационными критериями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     На  сегодняшний день в системе российского законодательства сложилась относительно самостоятельная отрасль, - экологическое законодательство, под которой следует понимать систему экологизированных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отношений в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вытекающие из данного определения, подразделяются на отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферного воздуха, а также лесоохранные и водоохранные отношения. К комплексным экологическим отношениям относятся отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного Фонда и т.д. В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций:

  1. на сегодняшний день явно прослеживается высокая степень дублирования федеральных нормативно-правовых актов. Многие законодатели субъектов РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него изменения. Большая часть субъектов РФ, особенно республики, в изданных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра объявляются их достоянием;
  2. в масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной концепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслеживаются противоречия действующему федеральному экологическому законодательству;
  3. просматривается слабая профессиональная подготовка законодателей в субъектах РФ. В подготовке проектов законодательных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из научной среды и юристы. Слабым местом остается механизм реализации законов. Многие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники финансирования и материальная база под них.
  4. Процесс развития экологического законодательства определяется различными факторами, среди которых можно выделить: политический, экономический, социологический, экологический. Особое место занимают организационно-правовые факторы.

     Действующее экологическое законодательство сейчас едва ли не полностью устарело. Оно  излишне абстрактно, декларативно. В стране отсутствуют практические механизмы правореализации. Система экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом.

  1. Важнейшим направлением совершенствования системы экологического законодательства является создание серии специальных законов. Так необходимо принять федеральные законы: об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологической информации (статистике), об экологическом страховании.

     Заслуживает внимания концепция внедрения модельных  законов, особенно в области природноресурсового  права (земельного, лесного, водного  и т.д.). Но для этого необходимо провести изучение законотворчества субъектов  РФ, а также всех особенностей (экономических, географических, демографических и т.д.) того или иного региона.

  1. Решение вопроса, связанного с определением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов Конституции РФ возможно с помощью проведения экспертизы законопроектов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

        1. http://otherreferats.allbest.ru/law/00031036_0.html
        2. http://knowledge.allbest.ru/ecology/2c0b65625b3ad68a4c53a89421206d27_0.html

Информация о работе Экологическое право как отрасль права