Экологический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина продолжает ухудшаться. Основная причина этого заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве.

Содержание

Введение …………………………………………………………...3
1. Понятие экологического управления и менеджмента ………4
2. Системы экологического менеджмента ……………………….8
3. Концепция экологического менеджмента …………………...14
4. Экологическая политика ………………………………………30
5. Экологическая политика ООО «Тойота Мотор»……………36
Заключение ……………………………………………………...40
Список литературы …………………………………………….

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    1.Любая специализация строится на определенной базе фундаментальной подготовки. На какой базе готовить специалистов в области экологического менеджмента?

     В существующих стандартах специальностей это могут быть либо база инженерно-технологической  подготовки, либо база социально-экономической подготовки. Многие ошибочно считают, что основой экологического менеджмента являются знания в области технологии, инженерно-технические знания. Это не соответствует современным тенденциям развития управления. Главной трудностью решения проблем экологического производства является человек, его ценности и мотивы, его сознание и поведение. От этого зависит и само появление экологичной техники и экологических технологий. Заинтересованность человека, оценка важности проблем, понимание их роли в дальнейшем развитии производства – это является определяющим фактором управления.

     Специальность "Экологический менеджмент" должна строиться на базе социально-экономического образования. А инженерное образование  обязательно должно включать компоненты экологических знаний.

     2.Трудно  пока еще складывается концепция  экологического менеджмента, определяющая  состав специальных для образования дисциплин. Чему учить? Не так просто ответить на этот вопрос, как кажется.

     3.Специалист  рождается в процессах формирования  профессионального сознания. Оно зависит от технологии обучения. Для экологического менеджмента необходимы современные высокоэффективные технологии обучения, ориентированные не только на предоставление знаний, но и развитие деятельностной основы их использования и практической реализации.

     4.Экологический  менеджмент не может не быть  менеджментом инновационным, ибо  он отражает принципиально новые  подходы к управлению и решение  проблем нетрадиционного характера.  Это предъявляет и новые требования  к образовательному процессу.

     5.Практическая  ориентация специальности – необходимое  условие подготовки специалистов. Способность анализа и навыки  решения проблем определяют успех  экологического менеджмента.

     6.Существует  проблема и педагогических кадров. Для этой специализации их  недостаточно.

     7. Первые пять из перечисленных  проблем должны найти свое  системное выражение в профессиограмме  специалиста. Она разрабатывается  на основе науки, практики и  целей экологического менеджмента.  Она является основой не только  для организации подготовки специалистов, но и их карьеры в практической деятельности.

     8.Специальность  и специализация, как и любой  результат образовательной деятельности, характеризуются качеством подготовки. Это тоже проблема, решение которой  нельзя упускать из виду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Экологическая политика.
 

     Организация должна определить экологическую политику и обеспечить формирование требований к СУОС. Экологическая политика –  заявление (декларация) о ее намерениях и принципах деятельности по отношению  к общим характеристикам окружающей среды.

     Экологическая политика является двигателем в деле внедрения и улучшения системы  управления окружающей средой для данной организации, чтобы она могла  поддерживать и потенциально повышать свою экологическую эффективность. Политика отражает обязательство высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, с тем чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

     Высшее  руководство организации должно определить и документально оформить свою экологическую политику в рамках экологической политики более крупной  корпоративной организации, частью которой она является, и с одобрения  этой организации, если такая имеется.

     Экологическая политика — публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач, в том числе:

     - совмещение экологических целей и задач с целями и задачами развития предприятия в целом;

     - осознанное принятие и активная  поддержка экологической политики  и обязательств руководством  предприятия;

     - экологическая культура производства, т.е. сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие; цивилизованное предпринимательство;

     - добровольное расширение экологических  обязательств предприятия; охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка отрицательного воздействия на окружающую среду и его минимизация; развитие более экологически чистого производства; поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования; экологическая благотворительность;

     - экономически эффективная экологическая  деятельность (экоэффективность), т.е. достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

     - повышение качества продукции  и услуг за счет развития  экологической деятельности;

     - стремление к достижению и  укреплению экологической репутации производства;

     - рациональное использование ресурсов;

     - стремление к экологическому  лидерству;

     - доступность экологической информации  о деятельности производства  для всех заинтересованных лиц  и сторон (экологическая "прозрачность" предприятия); активная демонстрация результатов деятельности;

     - независимая оценка результатов  экологической деятельности предприятия  (осуществление систематического  экологического аудирования);

     - мотивация и вовлечение всего  персонала в экологическую деятельность  предприятия;

     - вовлечение поставщиков и смежников в экологическую деятельность предприятия;

     - вовлечение потребителей товаров  и услуг в экологическую деятельность  предприятия;

     - обязательное документирование  предприятием экологической деятельности  и подробная добровольная отчетность  о результатах деятельности ("зеленая отчетность" предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;

     - соответствие действующему природоохранительному  законодательству, экологическим нормам  и правилам; разработка и использование  собственных экологических норм  и правил, дополняющих государственные  требования.

     Для постановки экологических целей  и задач оцениваются и анализируются (ранжируются, определяются приоритеты) следующие экологические аспекты деятельности предприятия:

     - существующая система управления  предприятием и система менеджмента  в целом;

     - существующая система экологического  управления, ее место и роль в общей системе управления и менеджмента;

     - существующая экологическая документация (внешняя и внутренняя);

     - готовая продукция (экологические  аспекты);

     - используемое сырье, материалы,  энергоресурсы (экологические аспекты);

     - факторы воздействия на окружающую среду;

     - источники выделения загрязняющих  веществ и образования отходов;

     - источники воздействия на окружающую  среду и виды отходов;

     - системы очистки сточных вод  и отходящих газов;

     - системы размещения и удаления (использования, переработки, ликвидации, захоронения) отходов;

     - существующая система экологического  мониторинга;

     - эколого-экономические и эколого-правовые  аспекты деятельности предприятия;

     - экологическая деятельность, осуществляемая  предприятием на добровольной  инициативной основе;

     - существующая деятельность по  предупреждению чрезвычайных экологических  ситуаций и деятельность в  условиях происходивших чрезвычайных  экологических ситуаций;

     - меры по снижению отрицательных  экологических последствий предыдущей  производственной деятельности;

     - формулировка экологических целей  и постановка нерешенных предприятием  экологических задач.

     Экологическая цель – экологически значимое направление деятельности организации, установленное экологической политикой этой организации. Практически важно сформулировать ясные показатели, характеризующие эти цели.

     Экологическая цель должна быть увязана с экологической  политикой и обязательствами  предприятия, быть конкретной, быть доступной  и понятной для руководства, персонала, внешних заинтересованных лиц и  сторон. Цель должна быть достижимой и иметь реальное обеспечение необходимыми ресурсами. Каждая цель должна быть мотивированной для руководства предприятия и персонала и связанной с получением определенных выгод и преимуществ.

     Экологические цели в первую очередь направлены на развитие определенных процессов.

     Экологическая задача — конкретизация экологической цели для определенных этапов ее достижения.

     Для практической реализации экологических  целей и задач разрабатывается  система конкретных мероприятий  и действий, составляющая основу программы или ряда программ экологического менеджмента на предприятии. В программах менеджмента для каждого действия или мероприятия указываются ответственные исполнители, сроки реализации и необходимые финансовые и материальные ресурсы, включая источники финансирования. 

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.      Экологическая политика ООО «Тойота Мотор»

     ООО «Тойота Мотор», национальная компания по маркетингу и продажам автомобилей, запасных частей и аксессуаров Тойота и Лексус на территории Российской Федерации, подобно всем организациям, входящим в группу компаний Тойота, признает защиту окружающей среды одним из важнейших факторов успешного развития бизнеса и намерена активно поддерживать принципы заботы об окружающей среде, общие для группы компаний Тойота по всему миру.

     Начиная со дня основания в 1937 году, мы, «ТОЙОТА МОТОР», и все дочерние предприятия компании, постоянно стремились вносить свой вклад в устойчивое развитие общества, производя и предлагая инновационные товары и услуги высочайшего качества. Благодаря этому стремлению, мы смогли разработать собственную философию, ценности и методы управления, которые передаются в компании от поколения к поколению.

     Мы  обобщили эту философию управления в «Руководящих принципах «Тойота» (в 1992 году появилась первая версия, а в 1997 году – переработанная), где отражено наше представление о том, какой компанией мы хотим быть. «Мы искренне верим, что наша деятельность и наш вклад в развитие общества соответствуют этим принципам. Наши ценности и наши методы были изложены в книге «The Toyota Way» («Философия Тойота») (издана в 2001 году), поскольку для реализации на практике «Руководящих принципов «Тойота» необходимо, чтобы наши ценности и методы разделяли сотрудники наших предприятий во всем мире. Мы уверены, что новые поколения будут следовать «Философии Тойота».

     В последние десятилетия наша компания распространила свою деятельность по всему миру, и в то же время  возросли ожидания общества относительно роли корпораций в устойчивом развитии. Принимая это во внимание, мы постарались интерпретировать «Руководящие принципы «Тойота» с точки зрения того, как мы можем способствовать устойчивому развитию, взаимодействуя со всеми заинтересованными сторонами.

Информация о работе Экологический менеджмент