Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:34, реферат
Система страхового законодательства Российской Федерации находится в стадии становления и в настоящее время включает в себя: законы специальные, посвященные исключительно регулированию проблем страхования; подзаконные акты, регулирующие страховые отношения, а так же нормы страхования, являющиеся составными частями законов, регулирующие многие другие отношения.
ВВЕДЕНИЕ
Страхование следует рассматривать как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Система страхового законодательства Российской Федерации находится в стадии становления и в настоящее время включает в себя: законы специальные, посвященные исключительно регулированию проблем страхования; подзаконные акты, регулирующие страховые отношения, а так же нормы страхования, являющиеся составными частями законов, регулирующие многие другие отношения.
Предпосылкой возникновения страховых отношений служит риск. Без наличия соответствующего риска нет страхования, поскольку нет страхового интереса. Содержание риска и степень его определяют содержание и границы страховой защиты. Риск существует на всем протяжении действия договора страхования.
Понятие «риск» означает опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление. Это гипотетическая возможность наступления ущерба. Риск – объективное явление в любой сфере человеческой деятельности и проявляется как множество отдельных обособленных рисков.
В сфере экологии в зарубежных странах различается страхование экологических рисков и страхование имущества от экологических бедствий. Широкое распространение получило страхование экологических рисков, которое представляет собой страховую защиту гражданской имущественной ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного, неожиданного загрязнения окружающей природной среды.
На территории России экологические виды страхования ранее практически не применялись, за исключением Ингосстраха заключившего договоры по страхованию ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов и с танкеров и загрязнение ими вод и побережья.
Создаваемые в системе экологического страхования фонды предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Порядок государственного экологического страхования использования фондов Российской Федерации устанавливает Правительство.
По поручению Правительства РФ Минприроды России и Росгосстраха разработали и утвердили Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования РФ, на основе которого каждая страховая организация разрабатывает свои правила по экологическому страхованию на основе добровольно – заключаемого договора между страховой организацией и страхователем. При такой форме отношений не требуется полный охват объектов страхования.
1. Экологические риски
1.1 Понятие и сущность экологического риска
В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные ПДК, ПДС, ПДВ и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим, в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.
Экологический риск – это оценка на всех уровнях – от точечного до глобального – вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.
Оценка экологического риска – это научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ и других агентов.
Оценке допустимого экологического риска уделяется большое внимание, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:
По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах. Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда имеется отклонение между плановым и фактическим результатами. Данное отклонение может быть либо положительным, либо отрицательным. Отрицательное – имеет место при неблагоприятном результате, положительное – возникает, если фактический результат благоприятнее, чем ожидалось.
Различают три главные составляющие экологического риска:
Экологический риск не единственный и во многих случаях не главный риск для жизни, здоровья и благосостояния людей, поэтому он должен быть соизмерен с другими видами социального риска. Существует большая информация об уровнях риска преждевременной смерти от различных причин, основанная на разных массивах статистических данных. В табл. 1 приведены некоторые из этих данных. Максимальное значение риска RL = 0,01 считается пределом для критических контингентов населения, включая младенческую и детскую смертность. Уровни риска экопатологии, т.е. связанного с нарушением здоровья из-за изменений качества среды, по-видимому, должны быть ниже. Однако единая точка зрения на значение этих пределов отсутствует. Чаще всего за нормативный уровень принимается также 1 %-я вероятность экопатологии: RP ≤ 0,01, хотя этот норматив отличается от реального уровня заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды. Следует понимать, что риск заболевания (RP) и риск смерти от этого заболевания (RL) – совершенно разные показатели.
Таблица 1. Годовой индивидуальный риск смерти, обусловленный различными причинами
Причины смерти |
RL |
Общий риск (все причины) |
14,3*10 -3 |
Болезни системы кровообращения |
7,6*10 -3 |
Несчастные случаи, отравления, травмы |
2,1*10 -3 |
В том числе: |
|
транспортные травмы |
2,3*10 -3 |
отравления алкоголем |
2,3*10 -3 |
утопление |
1,1*10 -3 |
самоубийство |
3,9*10 -3 |
убийства |
2,7*10 -3 |
производственные травмы |
1,5*10 -3 |
Новообразования |
2,0*10 -3 |
Болезни органов дыхания |
6,9*10 -3 |
Болезни органов пищеварения |
4,2*10 -3 |
Инфекционные и паразитарные болезни |
2,1*10 -3 |
Пожары |
1,1*10 -3 |
ЧС природного и техногенного характера |
8,7*10 -3 |
Статистическая информация об уровнях риска, обусловленных хроническим загрязнением окружающей среды, чрезвычайно разнородна и противоречива. В экологии и экопатологии применяются так называемые стресс - индексы для различных неблагоприятных воздействий факторов среды, которые по своему функциональному смыслу пропорциональны значениям экологического риска (табл. 2). Пестициды, тяжелые металлы и отходы АЭС занимают в этом списке первые места.
Обычно при оценке риска его характеризуют двумя величинами – вероятностью события W и последствиями X, которые в выражении математического ожидания выступают как сомножители: R = WX.
Таблица 2. Стресс – индексы для различных
групп загрязнителей
Загрязнители |
Стресс - индексы |
Пестициды |
140 |
Тяжелые металлы |
135 |
Транспортируемые отходы АЭС |
120 |
Твердые токсичные отходы промышленности |
120 |
Взвешенные материалы в стоках металлургии |
90 |
Неочищенные смешанные сточные воды |
85 |
Диоксид серы в воздухе |
72 |
Разливы нефти на почве |
72 |
Химические удобрения |
63 |
Органические бытовые отходы |
48 |
Оксиды азота в воздухе |
42 |
Смешанный городской мусор |
40 |
Фотохимические оксиданты |
18 |
Летучие углеводороды в воздухе |
18 |
Городской шум |
15 |
Окись углерода в воздухе |
12 |
Объективные и субъективные оценки риска по отношению ко многим неблагоприятным воздействиям заметно расходятся.
1.2 Управление риском
Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экологические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс. Схема процесса управления риском представлена на рис. 1.
Анализ риска |
|
||||||||
Оценка риска |
Экспертиза безопасности человека и окружающей среды |
Управление риском | |||||||
Цели социально-экономического развития |
|
Критерии безопасности человека, общества и окружающей среды |
|
Цели безопасности и принципы приемлемости | |||||
|
|||||||||
Практические проблемы безопасности |
|||||||||
|
|||||||||
Идентификация риска |
|
| |||||||
|
|||||||||
|
Оценка риска |
|
|||||||
Риск неприемлем |
Риск неприемлем | ||||||||
Меры по снижению риска |
Меры предупреждения | ||||||||
|
|||||||||
Решение |
Рис. 1. Схема процедур анализа риска и управления риском
Для анализа риска, установления его допустимым пределом в связи с требованиями безопасности и принятия управляющих решений необходимы:
В соответствии с принципом уменьшающихся рисков важным средством управления является процедура замещения рисков. Согласно ей риск, вносимый новой техникой, согласно приемлем, если ее использование дает меньший вклад в суммарный риск, которому подвергаются люди, по сравнению с использованием другой, альтернативной техники, решающей ту же самую хозяйственную задачу. Эта концепция тесно связана с проблемой экологической адекватности качества производства.
1.3 Экологически приемлемый риск
экологический риск страхование
Многие страны теории экологического риска и ее практических приложений еще далеки от завершенности. Проблема очень сложна. Она включает методико-биологические, собственно экологические, социально-психологические, экономические, правовые и технические аспекты. При использовании инструментария каждой из этих областей знания оценки одного и того же риска, скорее всего, окажутся различными. По существу в этом случае повторяется почти тоже самое, что и при различных субъективных оценках опасности.