Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:03, реферат
Источники экологического права это - нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Особенности российского экологического законодательств
Классификация источников экологического права
Система источников экологического права
Законы (конституционные и федеральные).
Указы и распоряжения Президента РФ.
Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Источники экологич права
План:
Особенности российского экологического законодательств
Классификация источников экологического права
Система источников экологического права
Законы (конституционные и федеральные).
Указы и распоряжения Президента РФ.
Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Источники экологического права это - нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. |
Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:
по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;
по рациональному
использованию природных
по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
по обеспечению экологической безопасности.
Особенности российского экологического законодательства.
Новейшее
российское законодательство в этом
плане опережает
Такое состояние российского экологического
законодательства иногда квалифицируется
как неоправданное забегая вперед по сравнению
с законодательством других стран, своего
рода увлечение правовой риторикой, манипулирование
понятийно-терминологическим аппаратом.
Более того, ряд исследователей расценивает
как некорректное само понятие "экологическая
безопасность", прибегая примерно к
следующей аргументации: отношения по
обеспечению соблюдения экологических
прав и законных интересов физических
и юридических лиц, как деятельности по
обеспечению их экологической безопасности,
регулируются в рамках отношений по природопользованию
и охране окружающей среды, и, соответственно,
отсутствуют серьезные мотивы для выделения
отношений по обеспечению экологической
безопасности в отдельную группу общественных
отношений, регулируемых экологическим
правом, наряду с отношениями по использованию
природных ресурсов и охране окружающей
среды.
Такой подход имел бы свой резон, а, следовательно,
и право на существование, если бы речь
шла об "обычном" ухудшении качества
окружающей среды в нарушение установленных
стандартов. Но нельзя отрицать логику
и в таком подходе, который ориентирует
охранительные нормы в данной сфере на
некий предел, порог допустимого загрязнения.
И тогда предметом охраны (хотя и условно)
становится "экологическая безопасность".
Условность здесь приемлема в такой же
мере, в какой мы говорим, допустим, о международной
безопасности или о государственной безопасности,
хотя объект охраны, в строгом смысле слова,
и здесь можно было бы свести к состоянию
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и т.п.
Негативное отношение ряда авторов к такому
выделению вызывает особую озабоченность
в связи с тем, что его высказывают, порой,
признанные авторитеты в области экологического
права. Например, М.М. Бринчук делает вывод
об отсутствии оснований для выделения
обеспечения экологической безопасности
в самостоятельное направление деятельности
в сфере взаимодействия общества и природы
и о некорректности выделения обеспечения
экологической безопасности как предмета
совместного ведения органов государственной
власти РФ и органов государственной власти
субъектов Федерации, наряду с природопользованием
и охраной окружающей среды в ст. 72 Конституции
РФ2. При этом делается ссылка на
чрезвычайно широкий спектр мнений, высказанных
в отечественной юридической литературе,
относительно содержания экологической
безопасности: от обеспечения экологических
прав и интересов человека, исключения
экологического вреда
природной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности, общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды.
В результате: одни авторы рассматривают экологическую безопасность как составную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знак равенства;
третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды; наконец, высказывается мнение о том, что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей природной среды.
Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:
Их отличительной
особенностью является систематизация
эколого-правовых норм на базе основополагающих
правовых принципов путем их уточнения,
ликвидации внутренних противоречий и
совершенствования, развития в процессе
нормотворчества.
Систему источников экологического права образуют:
При
анализе Конституции
РФ как источника
экологического права
можно выделить две
группы норм: общего характера, важных
с точки зрения последовательного обеспечения
охраны окружающей среды, рационального
природопользования и экологической безопасности,
и непосредственно экологические.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская
Федерация - социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Эта норма имеет непосредственное
отношение к экологическому праву, прежде
всего в части обеспечения, соблюдения
и защиты, экологических прав каждого.
"Достойная жизнь человека", которая
должна обеспечиваться в социальном государстве,
включает в свое содержание, наряду с материальной
обеспеченностью, благополучием, также
экологические аспекты.
Конституция устанавливает, что земля
и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории
(ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться
как конституционное закрепление экологической
функции государства и субъектов – природопользователей.
Оно содержит их обязанность обеспечить
охрану окружающей среды и отдельных природных
ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы
высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42).
Одновременно с признанием субъективных
экологических прав Конституция возлагает
на каждого обязанность сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам (ст. 58).
С учетом федеративного устройства России
Конституция определяет, какие вопросы
в сфере охраны окружающей среды должны
быть решены исключительно на федеральном
уровне и
совместно
Федерацией и ее субъектами. В частности,
в исключительном ведении Российской
Федерации находятся: установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в
Федеративные договоры.
Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры:
Договоры
были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют
предметы ведения Российской Федерации,
предметы совместного ведения РФ
и субъектов Федерации в
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.
Конституция
устанавливает, что общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
РФ (а значит, и в сфере природопользования
и охраны окружающей среды) являются
составной частью ее правовой системы.
Одновременно закрепляется примат норм
международного права над национальными.
Если международным договором РФ установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора (ч. 4 ст. 15).
Законы (конституционные и федеральные).
Закон является
средством закрепления
Головным законом экологического права
России как отрасли является принятый
10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей
природной среды", который пришел на
смену утратившему силу Закону "Об охране
окружающей природной среды" 1991 г. Это
означает, что в вопросах охраны окружающей
среды нормы других законов не должны
противоречить данному законодательному
акту.
Закон определил правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей
среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-экономических задач,
сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и
природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны
окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности. Он регулирует отношения
в сфере взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, связанной с воздействием
на природную среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой
жизни на Земле, в пределах территории
Российской Федерации, а также на континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне Российской Федерации.
Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили
такие новеллы российского экологического
законодательства, как определение эколого-правового
статуса граждан через регулирование
их экологических прав и обязанностей,
создание экономического механизма охраны
окружающей среды, регулирование государственной
экологической экспертизы, ответственности
за экологические правонарушения и возмещения
вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Для устранения имевших место противоречий
между Законом 1991 г. и иными специальными
законодательными актами, новый Закон
2002 г. прибегает в ряде своих разделов
к отсылочным нормам (например в разделе
об экологической экспертизе).
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая: