Источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:04, реферат

Описание работы

Эпоха натиска на природу закончилась или, во всяком случае, кончается.
Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного
усердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что
достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что
для того чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная
среда жизни. Иначе даже расходы на медицину, возрастая экспоненциально,
достигают парадоксальных величин. Обращение к человеку привело к новой форме
антропоцентризма: экологическому антропоцентризму. Общество стало
поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию
природы.

Содержание

Введение
1. Конституционные основы экологического права
2. Система источников экологического права России
3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 28.17 Кб (Скачать)

одновременно являются и  источниками экологического права. Например, на охрану

здоровья и окружающей природной среды направлены нормы  ст.18 закона о

захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и

бытовых отходов, ст.11 — о  планировке и застройке населенных пунктов и т.д.

Другим источником экологического права в части норм, содержащих экологические

императивы, служат Основы законодательства РФ об охране здоровья, принятые

Верховным Советом РФ в  августе 1993 г. В целом закон относится  к источникам

административного права, так  как он регулирует административные отношения.

Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических  прав граждан. В

частности, ст.20, дающая право  гражданам требовать назначения медицинской

экспертизы для определения  степени вреда, причиненного окружающей средой.

Ст.28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья в

экологически неблагополучных  районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства

составляют основу охраны окружающей природной среды и  обеспечения

экологической безопасности человека. В развитие этой ветви  экологического

законодательства разрабатываются  и другие законы. [3]

Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993 г. —

это документы периода  перехода от административного метода регулирования

земельных отношений к  гражданско-правовым отношениям. Они  построены на базе

отмены исключительности государственной собственности  на землю и другие

природные ресурсы и провозглашении приоритета частной собственности  на землю.

Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования,

залога, аренды и т.д.

Данное обстоятельство в  корне изменило содержание земельных  правоотношений и

методов их регулирования. Земельные  отношения — составная часть  гражданско-

правовых отношений, а  гражданско-правовой метод — основной метод их

регулирования. Земельное  право в части регулирования  отношений с землей как с

недвижимостью перешло в  семейство гражданско-правовых отраслей права. Тем

самым раскололся некогда  единый блок природноресурсовых отношений  как

составных частей экологических  отношений. [1]

С данных позиций все нормы  Земельного права разделяются на четыре группы.

Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские  отношения (купля-

продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая —  земельно-

административные, регулирующие управленческие отношения в области

использования, распределения  и перераспределения земель, из учета  по

количеству и качеству; третья — земельные отношения, связанные  с

использованием земель и  выполнением прав и обязанностей землепользователями;

наконец, четвертая группа норм — земельно-экологические нормы,

регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора  и защиту

окружающей природной  среды от вредного воздействия использования  земель. В

этой части Земельный  кодекс и Основы земельного законодательства можно и

нужно рассматривать как  источники экологического права [3]

В 1993 г. Верховный Совет  РФ принимает Закон об основах  лесного

законодательства РФ. С  точки зрения источников экологического права в нем

пять групп правовых норм:

1.    лесохозяйственные  (ведение лесного хозяйства, воспроизводство  лесов,

охрана и защита леса и  т.д.),

2.    лесоресурсовые (планирование и использование  леса как природного ресурса),

3.    лесоземельные  (использование земель лесного  фонда),

4.    управленческие (компетенция органов управления  лесным хозяйством),

5.    экологические.

Последние можно рассматривать  и как источники экологического права. Такие

нормы касаются принципов  организации ведения лесного  хозяйства, распределение

лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных

порубок, от загрязнения, истощения  и т.д.

Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом

отражает потребности  правового регулирования вод  на уровне социалистических

отношений. На пути к рыночным отношениям разрабатывается новый

законодательный документ —  Водный кодекс Российской Федерации. Заметное место

в нем должны занять нормы, регулирующие платность водопользования  и сброса

сточных вод, захоронения  вредных веществ. В новом законе непременно будет

усилена экологическая функция  вод и в то же время будет  развернута

организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод, вызванным

стихийными явлениями  либо антропогенным влиянием человека.

Закон РСФСР об охране и  использовании животного мира был  принят еще в 1982 г.

на базе союзного закона с  аналогичным названием. В нем  содержатся и

административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и

требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти  и другие

проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а

также в законах об охоте  и рыболовстве. Они разрабатываются  в Государственной

Думе. [3]

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения

Президента РФ, практически  не ограничен. В числе указов Президента РФ следует

назвать указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии  Российской

Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого  развития или

указ от 27 декабря 1993 г. о  приведении земельного законодательства

Российской Федерации  в соответствии с Конституцией РФ. [3]

Постановления правительства  по вопросам экологии можно разбить  на три группы.

К первой группе относятся  те, которые принимаются во исполнение закона для

конкретизации его отдельных  положений. Таким актом следует  назвать

постановление Правительства  РФ от 20 июня 1993 г. об утверждении Положения  о

государственной экологической  экспертизе. Вторая группа постановлений

предназначена для определения  компетенции органов управления и контроля.

Например, Положение о  министерстве охраны окружающей среды  и природных

ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства  РФ

22 февраля 1993 г.

Третья группа постановлений  Правительства включает нормативно-правовые акты

дальнейшего правового регулирования  экологических отношений. Таким  актом

следует считать постановление  Правительства от 4 ноября 1993 г. о  создании

Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а

также постановление Правительства  от 10 декабря 1993 г., утверждавшее

положение о проведении конкурсов  и аукционов по продаже земельных  участков.

Среди источников права следует  назвать нормативные акты министерств  и

ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом

издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные  акты,

обладающие признаком  обязательности для других министерств  и ведомств,

физических и юридических  лиц. [3]

Так, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды)

России издает нормативные  приказы, инструкции, положения и  другие нормативные

акты по вопросам охраны окружающей среды и использования природных  ресурсов.

Минприроды утвердило 20 ноября 1992 г. Типовое положение о порядке

добровольного экологического страхования в Российской Федерации.

Кроме Минприроды правом издания  обязательных нормативных актов  обладают

другие органы природоохранительного  профиля. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен

правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей

среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения; Роскомрыболовства  РФ

издает нормативные акты по вопросам охраны и использования  рыбных запасов;

Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения безопасности пользования

недрами, например, Положение  о порядке выдачи специальных  разрешений

(лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью

промышленных производств  и работ, а также с обеспечением безопасности при

пользовании недрами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные,

технические, технико-экономические, технологические, организационные  и т.п. К

ним относятся нормативы  качества окружающей среды: предельно  допустимые нормы

воздействия вредных веществ  на окружающую среду и здоровье человека, нормы

воздействия вредных веществ  на окружающую среду и здоровье человека, нормы

допустимой радиации, уровней  шума, вибрации и т.д. Эти нормативы  выражают

технические правила, и в  этом виде они не рассматриваются  как источники

права. Закон об окружающей природной среде (ст.25-27 и др.) устанавливает

юридическую обязанность  их исполнения. Эта обязанность придает  таким нормам

юридический характер и позволяет  оценивать их как источники права. [3]

Согласно Федеративному  договору и Конституции РФ субъекты Федерации вправе

принимать законы и иные нормативные  правовые акты по вопросам, отнесенным к

их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят указы,

постановления, ведомственные  нормативные акты.

Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение эколого-

правовых требований в  содержание, правовую ткань нормативно-правового  акта.

Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического

права, заложенные в специальных  законах, не всегда способны действовать

напрямую в регулировании  экологических вопросов. По отношению  к хозяйствующим

субъектам, т.е. тем, кто загрязняет и истощает природную среду, нормы

экологического права  действуют через нормативные  акты, регулирующие

экономическую деятельность этих субъектов.

Экологизированные акты являются источниками права в своих  правовых отраслях.

Но в части норм, которые  касаются охраны окружающей среды, они  имеют прямое

отношение и к экологическому праву.

     3. Источники  международно-правовой охраны окружающей  среды

Центральное место среди  источников международно-правовой охраны окружающей

природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН и Всемирная

хартия охраны природы. Они  имеют определяющее значение в реализации принципов

и положений международно-правового  экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной  Ассамблеи ООН, посвященных охране окружающей

среды и рациональному  использованию мировых природных  ресурсов, следует

обратить внимание на четыре.

18 декабря 1962 г. Генеральная  Ассамблея ООН принимает резолюцию

«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива и

рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три важнейших

момента:

·       во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды,

природных ресурсов, флоры  и фауны;

·       во-вторых, интеграция термина охраны природы  в более широкий термин

«охрана окружающей среды»;

·       в-третьих, концепция органического сочетания  интересов охраны природы

и экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской

конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.

3 декабря 1968 г. Генеральная  Ассамблея ООН принимает резолюцию,  в которой

отмечается важнейшая  роль благоприятной окружающей среды  для соблюдения

основных прав человека и  надлежащего экономического и социального  развития. С

этой целью Генеральная  Ассамблея ООН принимает решение  о созыве Конференции

ООН по окружающей среде в  г. Стокгольме в 1972 г.

В сентябре 1980 г. Генеральная  Ассамблея ООН принимает резолюцию  «Об

исторической ответственности  государств за сохранение природы Земли  для

нынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства  и народы

предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий

по охране окружающей среды.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея  ООН утверждает Всемирную хартию охраны природы.

Всемирная хартия охраны природы  одобрена и утверждена 28 октября 1982 г.

Резолюцией 37-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН. Она состоит из 24 основных

принципов.

Хартия рассматривает  экологическое образование как  составную часть общего

образования. Признается необходимым  всемерно расширять наши знания о  природе

путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными

системами любого типа. Принципы настоящей хартии должны найти отражение  в

правовой практике каждого  государства и на уровне международного

сотрудничества.

По своей юридической  силе хартия является международно-правовым документом

рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически

необязательны для государств и международных организаций, но в своей

практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей

обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться

положений этого акта.

Как источник международно-правовой охраны центральное место занимает договор.

Среди этой группы источников выделяются прежде всего договоры политического

Информация о работе Источники экологического права