Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:04, реферат
Эпоха натиска на природу закончилась или, во всяком случае, кончается.
Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного
усердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что
достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что
для того чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная
среда жизни. Иначе даже расходы на медицину, возрастая экспоненциально,
достигают парадоксальных величин. Обращение к человеку привело к новой форме
антропоцентризма: экологическому антропоцентризму. Общество стало
поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию
природы.
Введение
1. Конституционные основы экологического права
2. Система источников экологического права России
3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды
одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану
здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст.18 закона о
захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и
бытовых отходов, ст.11 — о планировке и застройке населенных пунктов и т.д.
Другим источником экологического права в части норм, содержащих экологические
императивы, служат Основы законодательства РФ об охране здоровья, принятые
Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом закон относится к источникам
административного права, так как он регулирует административные отношения.
Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В
частности, ст.20, дающая право гражданам требовать назначения медицинской
экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой.
Ст.28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья в
экологически неблагополучных районах.
Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства
составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечения
экологической безопасности человека. В развитие этой ветви экологического
законодательства
Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993 г. —
это документы периода перехода от административного метода регулирования
земельных отношений к гражданско-правовым отношениям. Они построены на базе
отмены исключительности государственной собственности на землю и другие
природные ресурсы и провозглашении приоритета частной собственности на землю.
Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования,
залога, аренды и т.д.
Данное обстоятельство в корне изменило содержание земельных правоотношений и
методов их регулирования. Земельные отношения — составная часть гражданско-
правовых отношений, а гражданско-правовой метод — основной метод их
регулирования. Земельное право в части регулирования отношений с землей как с
недвижимостью перешло в семейство гражданско-правовых отраслей права. Тем
самым раскололся некогда единый блок природноресурсовых отношений как
составных частей экологических отношений. [1]
С данных позиций все нормы Земельного права разделяются на четыре группы.
Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения (купля-
продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая — земельно-
административные, регулирующие управленческие отношения в области
использования, распределения и перераспределения земель, из учета по
количеству и качеству; третья — земельные отношения, связанные с
использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями;
наконец, четвертая группа
норм — земельно-экологические
регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту
окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель. В
этой части Земельный кодекс и Основы земельного законодательства можно и
нужно рассматривать как источники экологического права [3]
В 1993 г. Верховный Совет РФ принимает Закон об основах лесного
законодательства РФ. С точки зрения источников экологического права в нем
пять групп правовых норм:
1. лесохозяйственные
(ведение лесного хозяйства,
охрана и защита леса и т.д.),
2. лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса),
3. лесоземельные (использование земель лесного фонда),
4. управленческие
(компетенция органов
5. экологические.
Последние можно рассматривать и как источники экологического права. Такие
нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределение
лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных
порубок, от загрязнения, истощения и т.д.
Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом
отражает потребности правового регулирования вод на уровне социалистических
отношений. На пути к рыночным отношениям разрабатывается новый
законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации. Заметное место
в нем должны занять нормы, регулирующие платность водопользования и сброса
сточных вод, захоронения вредных веществ. В новом законе непременно будет
усилена экологическая функция вод и в то же время будет развернута
организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод, вызванным
стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека.
Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в 1982 г.
на базе союзного закона с аналогичным названием. В нем содержатся и
административные и эколого-
требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другие
проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а
также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной
Думе. [3]
Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения
Президента РФ, практически не ограничен. В числе указов Президента РФ следует
назвать указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению
указ от 27 декабря 1993 г. о приведении земельного законодательства
Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ. [3]
Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы.
К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для
конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать
постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. об утверждении Положения о
государственной экологической экспертизе. Вторая группа постановлений
предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
Например, Положение о министерстве охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ
22 февраля 1993 г.
Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовые акты
дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким актом
следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании
Российской системы
также постановление Правительства от 10 декабря 1993 г., утверждавшее
положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков.
Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и
ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом
издавать в рамках утвержденной
для них компетенции
обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств,
физических и юридических лиц. [3]
Так, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды)
России издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие нормативные
акты по вопросам охраны окружающей
среды и использования
Минприроды утвердило 20 ноября 1992 г. Типовое положение о порядке
добровольного экологического страхования в Российской Федерации.
Кроме Минприроды правом издания обязательных нормативных актов обладают
другие органы природоохранительного профиля. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен
правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей
среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения; Роскомрыболовства РФ
издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов;
Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения безопасности пользования
недрами, например, Положение о порядке выдачи специальных разрешений
(лицензий) на виды деятельности,
связанные с повышенной
промышленных производств и работ, а также с обеспечением безопасности при
пользовании недрами.
Немаловажную роль играют
нормативные правила —
технические, технико-экономические, технологические, организационные и т.п. К
ним относятся нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые нормы
воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы
воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы
допустимой радиации, уровней шума, вибрации и т.д. Эти нормативы выражают
технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники
права. Закон об окружающей природной среде (ст.25-27 и др.) устанавливает
юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает таким нормам
юридический характер и позволяет оценивать их как источники права. [3]
Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты Федерации вправе
принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к
их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят указы,
постановления, ведомственные нормативные акты.
Под экологизацией нормативно-
правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта.
Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического
права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать
напрямую в регулировании экологических вопросов. По отношению к хозяйствующим
субъектам, т.е. тем, кто загрязняет и истощает природную среду, нормы
экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие
экономическую деятельность этих субъектов.
Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях.
Но в части норм, которые касаются охраны окружающей среды, они имеют прямое
отношение и к экологическому праву.
3. Источники
международно-правовой охраны
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей
природной среды занимают
резолюции Генеральной
хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов
и положений международно-
В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охране окружающей
среды и рациональному
использованию мировых
обратить внимание на четыре.
18 декабря 1962 г. Генеральная
Ассамблея ООН принимает
«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива и
рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три важнейших
момента:
· во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды,
природных ресурсов, флоры и фауны;
· во-вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин
«охрана окружающей среды»;
· в-третьих,
концепция органического
и экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской
конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.
3 декабря 1968 г. Генеральная
Ассамблея ООН принимает
отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения
основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. С
этой целью Генеральная
Ассамблея ООН принимает
ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 г.
В сентябре 1980 г. Генеральная
Ассамблея ООН принимает
исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для
нынешнего и будущих поколений».
Резолюция призывает все
предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий
по охране окружающей среды.
В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраны природы.
Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982 г.
Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24 основных
принципов.
Хартия рассматривает экологическое образование как составную часть общего
образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе
путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными
системами любого типа. Принципы настоящей хартии должны найти отражение в
правовой практике каждого государства и на уровне международного
сотрудничества.
По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом
рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически
необязательны для государств и международных организаций, но в своей
практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей
обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться
положений этого акта.
Как источник международно-правовой охраны центральное место занимает договор.
Среди этой группы источников выделяются прежде всего договоры политического